Пружаны встретили прощальной красой и ароматом осенних красок. От самого вокзала идешь здесь и ощущаешь удовольствие от тиши малого города. Людей встречается мало, машин после раннего часа пик — тоже. Так вот идешь по этому уютному, ухоженному провинциальному городку... и вдруг упираешься в старинный парк, посреди которого настоящий небольшой
дворец.
Материализация мечты о красивой жизни
Он имеет странноватый вид, словно сложен из разных по размеру, форме и облику зданий. Один из четырех пружанских памятников архитектуры ХІХ века — есть еще собор во имя Александра Невского, костел Успения Пресвятой Девы Марии, торговые ряды «Белые лавки» — дворец Швыковских за последние два десятка лет стал главной достопримечательностью города, его визиткой и своеобразным брендом.
Это сейчас. А тогда, в 50–60-е годы позапрошлого века, пятитысячный уездный центр Гродненской губернии мало чем мог порадовать глаз. Узкие, почти все немощеные улицы, вдоль которых тянулись серые деревянные дома и магазинчики, пара храмов, несколько государственных учреждений... И вдруг посреди этой серости — такое чудо. Кто-то из исследователей, материалы которых бережно хранятся в нынешнем музее, назвал возведение небольшого дворца в центре Пружан материализацией мечты о лучшей и красивой жизни, которой всегда нужно жаждать. Тезис этот остается актуален всегда, хотя многое изменилось с тех пор. Думаю, стоит упомянуть основные вехи истории «Пружанского палацика». Его хозяева точно того стоят. Да и дворец единственный в Беларуси, который остался в первозданном виде со времен постройки.
После подавления костюшковского восстания в 1794 году, земли, которые назывались Пружанский «ключ» императрица Екатерина II щедрой рукой даровала графу Румянцеву-Задунайскому. В начале ХІХ века Румянцевы продали имение одному тайному советнику, а через шесть лет его приобрели Швыковские, представители зажиточного шляхетского рода. На протяжении почти восьми десятилетий они хозяйничали здесь, с этой фамилией связаны слава и расцвет пружанского имения.
По закону «вековых истин»
Своим появлением дворец обязан Валентию Швыковскому, который стал здесь хозяином в 1843 году. Родился Валентий около 1817 года, образование получил в Дерптском университете (Дерпт — ныне Тарту в Эстонии). В 1841 году Валентий женился на Германии Важинской. Современники называли маршалка Пружанского уезда большим эрудитом, честным гражданином и патриотом. Они с Германией были очень образованными людьми. Библиотека их насчитывала почти полторы тысячи томов изданий на польском, русском, немецком, французском языках. Швыковские открывали народные школы для обучения деревенских детей, способствовали культурному развитию своего края: в городе была открыта общественная библиотека, организована конная почта и построен почтовый тракт. По тому времени это было информационным прорывом. Популярная и влиятельная в то время газета «Русский инвалид» поместила в 1860 году статью о уездном городе Пружаны и его маршалке.
Валентий Петрович жил и работал в тех условиях, при той власти, но вряд ли бы губернскому либо еще высшему руководству понравились взгляды маршалка. Остались его письма из эмиграции, куда попал Швыковский, как и многие патриоты своего края, после восстания 1863 года. Были в письме такие строки: «Вести с края всегда те же самые: беда, печаль, недостаток и убожество общие. Растет алчность царских палачей: чего нельзя украсть, то уничтожает чужой язык и чужая прививается вера. Сердце рвется перед этой страшной картиной нравственной и материальной муки народа... В общественной жизни распад и отрицание веры, семьи и пресвятых истин...». Сами они с женой жили по законам тех самых «вековых истин». И им повезло. Это был чрезвычайно редкий случай, когда сосланному хозяину разрешили вернуться в свое имение. Германия, которая Пружанский палацик не оставляла ни на день, во все инстанции направляла письма и обращения с просьбами за мужа. И была услышана.
Судьба отвела им еще много счастливых лет в любимом ими палацике, где они принимали дорогих своих гостей — художника Наполеона Орду, писателя Юзефа Крашевского, других известных ученых и людей искусства, занимались излюбленным своим хозяйством. Германия умерла первая, Валентий доживал свой век в Варшаве. Но похоронены они вместе в Пружанах. Могила Швыковских на католическом кладбище в Пружанах и сейчас находится в хорошем состоянии.
От общежития до музея
Повезло и палацику, во-первых, со следующей хозяйкой, ей стала Вера Кляйнмихель, а во-вторых, с тем, что он пережил и революции, и войны и остался стоять. Вера Владимировна Кляйнмихель, родственница Натальи Гончаровой, жены Пушкина и племянница подруги последней императрицы Александры Федоровны, редко жила в Пружанах. Придворная дама часто сдавала имение в аренду, но упадка его не допустила. В межвоенное время, находясь в составе Польши, палацик занимало уездное староство, во время войны — штаб генерала Гудериана, потом общежитие немецких офицеров, позже общежитие советских офицеров, после войны — детский сад и стоматологическая поликлиника. А в 1990 году исследователь напишет: «Современное положение усадьбы отчаянное. Здание в страшно заброшено. Совсем запущен парк. Деревьями и кустарниками заросло усадебное подворье. Они будто стыдливо скрывают то, что осталось от палацика. Такова реальность».
Но зданию снова улыбнулась фортуна. Его долго собирались реставрировать, позже — долго восстанавливали, и наконец в 1999 году открыли. Сюда переехал краеведческий музей, который стал называться музей-усадьба «Пружанский палацик». За два десятилетия усадьба стала общественно-культурным и научным центром Пружан. Здесь проводятся литературные и музыкальные вечеринки, конференции по сохранению исторического наследия, множество различных просветительских мероприятий, выставки.
Директор музея Юрий ЗЕЛЕВИЧ провел краткую экскурсию по залам, которые оборудованы в стиле шляхетской усадьбы конца XIX — начала ХХ века. На первом этаже находятся салон-гостиная, охотничий кабинет, цветочный зал, зимний сад, где можно увидеть мебель, картины, часы той эпохи. Здесь же находятся три выставочных зала. Помещения для выставок есть и на втором этаже. В одном из них, например, сейчас экспонируются картины Анатолия Желудко. А в «Иконном зале» можно увидеть работы иконописцев конца XVIII — начала ХХ века. На выставке под названием «Res Sacrae» (Сакральная вещь) представлены предметы православного религиозного культа, обнаруженные на территории района и подаренные священниками. Есть хоругвь, которую расписал неизвестный автор. Некоторые исследователи полагают, что это рука Николая Чурабы, известного брестского художника.
«Тайная вечеря» из Воронилович и ее хранительница
А теперь в одном из залов впервые на всеобщее обозрение выставляется уникальный экспонат — фрагмент надвратной деревянной резной иконы «Тайная вечеря», которая в свое время возвышалась над Царскими вратами Спасо-Преображенской церкви в деревне Ворониловичи.
Это только представить: какой-то здешний мастер аж в 1580-м или может в 1590-м из дерева вырезал настоящую икону. А многие же недоумевают, откуда взялся уникальный самоучка Николай Тарасюк, что вырезал свой деревянный люд? На этой земле издревле жили такие умельцы...
Так вот, церковь со своими деревянными воротами (последние, кстати, сейчас в Национальном художественном музее Республики Беларусь) спокойно служила людям до 1962 года. Именно в этом году из Совмина БССР пришел циркуляр, который предписал переоборудовать церковное здание под школу. Люди, конечно, отстаивали церковь, но местные власти проявили «инициативу». В результате в 1968 году церковь вообще разобрали, древесину перевезли в деревню Манчики и достроили спортивный зал к школе. Ну а церковное имущество постигла разная участь. Наиболее ценная его часть, указанные ворота, ворониловичская летопись, некоторые иконы переехали в Минск, пополнили коллекции музеев. Что-то передали Ружанскому приходу, остальное просто сожгли. Перед тем как бросить старинные деревянные иконы в костер, их рубили на части. Об этом рассказала позже жительница Воронилович Нина Владимировна Новик. Вот так, видимо, рассекли и «Тайную вечерю». Как уцелела верхняя часть с числами, женщина не знала. Ее она нашла на дороге за деревней. Женщина подобрала ее и всю жизнь бережно хранила. А передала в музей незадолго до своей смерти по просьбе Пружанского священника Иосифа Балюка. Отец Иосиф до своей кончины молился за Нину и ее родственников в знак благодарности.
На небольшой дощечке длиной 103 см и шириной 16 см деревенским мастером отражено одно из величайших в библейской истории событий: последняя вечеря Иисуса Христа и двенадцати апостолов, в ходе которого Господь установил таинство Евхаристии, предсказал предательство Иуды, свою смерть и воскресение, будущую судьбу всего мира. Сейчас икона выставлена на обозрение.
...Сотрудники палацика очень гордятся своим домом и стараются поддерживать его достойно, чтобы души Валентия и Германии были спокойны, даже если они захотят взглянуть на свое старое имение. Говорят же, что каждый замок или дворец хотя бы однажды посещают призраки.
Светлана ЯСКЕВИЧ
Фото автора и из архива музея
ОВЕН. В первой половине недели можете столкнуться с проблемой, которая заставит вас серьезно задуматься над приоритетами.
Что подготовило издательство «Художественная литература» к книжной выставке-ярмарке.
Приближается старт ХХХ Минской международной книжной выставки-ярмарки.