Вы здесь

Чем ты «ящички» заполнишь? «Засушить» мозг невозможно, обучением его можно только развить


Как вы думаете, может ли творческий человек позволить себе быть недисциплинированным? Можно догадаться, что на это ответит большинство из них, а как на самом деле? На каких работников делают ставку наниматели в первую очередь: на креативных или все-таки на ответственных? И что наша система образования могла бы перенять в ИТ-отрасли? Обо всем этом, разрушая многочисленные мифы насчет построения своей карьеры, рассуждают эксперты — заместитель директора ООО «Лазерскам» Андрей Андриевский и директор компании IBBY Геннадий КОЛТУН.


Исполнители и руководители

— У меня богатый жизненный опыт: я работал учителем физики, вел спецкурсы в Лицее БГУ, потом семь лет занимался наукой, а последние пять лет работаю в наукоёмкой промышленности — мы выпускаем лазерные и фотодиодные модули с оптическим волокном. Ввиду специфики работы мне часто приходится приглашать на беседу молодых специалистов, поэтому я хотел бы с точки зрения бизнеса рассказать о том, каких работников мы ожидаем, и какие качества нужно развивать у школьников. В последнее время приходится постоянно слышать о кризисе в системе образования, о том, что школа учит не тому, что нужно, но совершенно непонятно, а чему же необходимо учить. Тем более что в этом вопросе нет согласия между педагогами, школьниками, их родителями, государством и работодателями, — подчеркивает Андрей АНДРИЕВСКИЙ. — Горизонты планирования у всех разные: для учителей важно, чтобы ученик получил аттестат и более-менее хорошо сдал ЦТ, для родителей — чтобы их ребенок устроился в жизни. Но у профориентологов есть термин «щелевая профориентация» — так они характеризуют ситуацию, когда родители не видят разнообразия профессиональных возможностей и подталкивают своего ребенка только в одном направлении, вроде «я был стоматологом — и ты им будешь».

Андрей Андриевский: «Идеи — это комбинация того, что вы знаете и умеете».

А у школьников горизонт планирования вообще самый недалекий. Мы с Геннадием два года назад вели спецкурс в Лицее БГУ, во время которого разговаривали с ними о работе в науке и бизнесе. Убедились, что для них какая-то там работа через четыре-пять лет после окончания университета — это что-то очень и очень далекое и абстрактное, почти предпенсионный возраст (улыбается. — Авт.). Вместе с тем наниматели хотели бы, чтобы к ним приходил уже подготовленный специалист, умеющий все и которого не надо доучивать. А государство вообще слабо представляет, кого и как нужно готовить для рынка труда.

Мы считаем, что до 30 лет молодой человек должен реализоваться в профессиональном плане, чтобы мог обеспечивать себя и свою семью. Можно развиваться и совершенствоваться всю жизнь как специалист или основной исполнитель. Можно пойти работать наемным руководителем или менеджером и управлять другими людьми или стать предпринимателем и открыть собственное дело.

Если присмотреться к своим ученикам, можно понять, какой путь будет более близок тому или иному воспитаннику. Превосходными специалистами становятся, как правило, отличники-перфекционисты: они постоянно самосовершенствуются и достигают высоких результатов. Но для того, чтобы работать руководящим менеджером, совсем необязательно иметь выдающиеся академические способности — более важно, чтобы человек был коммуникабельным. Также может потребоваться способность манипулировать другими людьми. А для открытия своего дела нужно быть инициативным и смелым. В общем инициативность, предпринимательская жилка и способность зарабатывать деньги вовсе не коррелируют с академической одаренностью. Обо всем этом нужно начинать думать еще в школе: именно там нужно развивать, кроме академических навыков, еще и так называемые мягкие навыки (soft skills), а также ключевые компетенции XXI века: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию.

В частности, настоящие лидеры обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Эти люди могут плохо справляться с работой исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения.

Что такое soft skills?

Это социальные навыки, потому что речь идет преимущественно о взаимодействии между людьми. Имеются в виду такие качества, как критическое мышление, креативность, гибкость, умение работать в команде, стрессоустойчивость, умение предупреждать и «гасить» конфликты, готовность брать на себя ответственность, аргументированно дискутировать, вести переговоры, формулировать цели и ставить задачи, самоорганизация, готовность приспосабливаться к инновациям, учиться всю жизнь, потому что профессиональные навыки придется обновлять постоянно. Есть мнение, что успешность человека в профессиональной сфере на 85 процентов зависит от soft skills.

Творчество и свобода

Так что же делать педагогам: требовать от учеников соблюдения строгой дисциплины или создавать атмосферу свободы для творчества? Во многих европейских странах учебный процесс формализован гораздо меньше, чем у нас, и учитель там может проводить свои занятия, даже сидя с детьми на коврах на полу в учебной комнате...

— Как представитель промышленности хочу сказать, что на производстве, особенно там, где задействовано ценное оборудование, востребованы дисциплинированные работники. Дисциплинированность требуется и при выполнении научных проектов, хотя там, возможно, и нет четкого графика, но какие-то временные рамки все-таки установлены. В общем руководители ценят предсказуемость и дисциплинированность подчиненных, —  констатирует Андрей Андриевский. — Есть стереотип, мол, в будущем всю работу будут выполнять роботы, а люди будут только генерировать идеи. А какой он — творческий человек? Чаще всего творец ассоциируется у нас с беспорядком и хаосом, но во всем этом мусоре он умудряется рожать шедевры. Но если у человека беспорядок на рабочем месте, это и для его коллег, и для руководителя — головная боль. Если такой работник не может найти нужные документы в своих папках на компьютере, он ворует чужое время и снижает эффективность всего коллектива, а это никого не порадует.

Так что же такое творчество? По современным представлениям это вовсе не окно в голове, которое вдруг открывается и что-то там происходит. Идеи — комбинация того, что вы знаете и умеете. То, что вы изучили ранее, хранится в вашем мозгу, как в ящиках. В процессе творчества эти ящички открываются случайным образом, и мозг пытается скомбинировать части идей, чтобы сложить из них пазл. Конечно, большинство этих комбинаций будет нежизнеспособно, совершенно бесполезно и будет отброшено, но что-то на самом деле приведет к прорывной идее. Соответственно, чем больше человек знает, тем больше нового он способен придумать. Если вы знаете математику и биологию, то сможете создать и придумать больше, чем если вы знаете только математику или только биологию. И если ученики говорят «Математика или физика — это не мое, и я не собираюсь «сушить свой мозг», можете смело им говорить, что мозг засушить невозможно. Его можно только развить обучением, и в принципе это очень хорошая мотивация, чтобы учить все предметы, а не один-два, что требуются для сдачи ЦТ. Нужно стараться во всем разобраться, ведь для творчества понадобится все! А если ты плохо учился, то и Google тебе не поможет...

Андрей Андриевский обращает внимание еще на один важный момент. Для творчества требуется спокойная и доброжелательная обстановка («невозможно создавать в условиях несвободы»), поэтому большинство ИТ-компаний, исследовательские организации над этим работают: расставляют в офисах цветы, разбрасывают по полу подушки, создают непринужденную атмосферу и условия, чтобы «ящички» в мозге начали открываться и комбинировать идеи.

Еще один распространенный миф: в будущем творческий человек будет только генерировать идеи, а реализовывать их будут роботы.

— Это, мягко говоря, не соответствует действительности, — делится своими мыслями Андрей Андриевский. — В какой бы творческой профессии человек не реализовывал себя, но после десятого-пятидесятого проекта все делается похожим, и главную роль начинает играть то, насколько грамотно и своевременно вы выполните поставленную задачу. Любой успех — это лишь десять процентов креативности плюс 90 процентов упорного труда. И сейчас, и в будущем будет много профессий, требующих хорошей исполнительской дисциплины. А востребованы будут специалисты, которые не просто бросают идею и говорят «Вы сами ее реализуйте», а те, что возьмут на себя ответственность за ее воплощение и конечный результат.

В последнее время часто говорят, что до конца жизни человек должен будет не один раз изменить свою профессию и сферу деятельности. Некоторые даже советуют делать это каждые пять лет. Но давайте с вами подсчитаем. В среднем люди живут 80 лет или 700 тысяч часов. Активный рабочий возраст — это 25–65 лет. При стандартной рабочей неделе получается около 80 тысяч часов.

Как известно, психологи и специалисты по профориентации считают, что, для того чтобы стать хорошим специалистом, нужно потратить 10 тысяч часов. Это пять лет работы на полную ставку или десять лет на половину ставки. Так сколько времени вы сможете потратить на свое переобучение, чтобы сменить специальность? Ну максимум десять часов на выходных, поэтому потребуется 20 (!) лет. И сколько раз в течение жизни человеку реально изменить профессию? Поэтому нужно настраиваться на то, что доучиваться придется всю жизнь, но резкая смена сферы деятельности, если, условно говоря, сегодня ты был физиком, а завтра станешь ветеринаром, маловероятна.

Даже в своей сфере проблематично сразу определиться с направлением, в котором точно достигнешь успеха. Надо постоянно пробовать: что-то не получится, что-то заглохнет, но в каком-то месте точно придет успех. А молодые часто думают: если не получается, значит, надо бросать. Не бросать надо, а совершать одну попытку за другой. Эмоциональный спад на работе — это нормально, а когда молодой человек становится специалистом, то и работа, которой он занимается, начинает ему нравиться.

Ну а теперь несколько слов о высшем образовании. Хватает людей, которые утверждают, что для достижения успеха она не требуется.

— Да, с одной стороны, высшее образование — это роскошь, ведь оно не требуется нам для выживания, — соглашается Андрей Андриевский. — А с другой стороны, нужно понимать, что настоящее высшее образование подразумевает особый склад ума: это способность человека работать с большими объемами информации, структурировать ее, что очень ценно, умение самостоятельно эффективно учиться, это круг взаимоотношений и деловые связи, которые остаются с вами на всю жизнь.

Важность командной работы

— Я тоже восемь лет работал учителем физики, готовил детей к международным и локальным турнирам по этой дисциплине, поэтому знаю о проблемах школы не с чужих слов. Сейчас управляю IТ-компанией и хотел бы поделиться опытом, который могла бы перенять наша система образования, чтобы стать более конкурентоспособной в XXI веке, — говорит Геннадий КОЛТУН. — Во-первых, это ориентация на результат. В IТ-сфере значение имеет не процесс, а именно результат. Поэтому результативному сотруднику можно простить определенные странности и дать ему больше личной свободы. Дисциплина в IТ тоже есть, но свободы намного больше, чем в современной школе, где очень много внимания уделяется именно процессу обучения. В IТ-компании никто не «расстреляет» тебя, если ты на десять минут опоздаешь на работу. Значит, тебе было так удобнее организовать свой день. Компания адаптируется под интересы своих работников, но и те отвечают нанимателю тем же. Если нужно, они работают и ночью, и в выходные дни, потому что никто не отменял сроки выполнения проекта.

Геннадий Колтун: «Дисциплина в ИТ тоже есть, но свободы намного больше, чем в современной школе...»

Вторая важная сторона — поощрение инициативы. Мир развивается настолько стремительно, что завтра уже никто не будет знать, как правильно. А возможность что-то изменить дает мотивацию действовать. У нас принципиально отсутствуют жестко фиксированные планы по реализации сложных неопределенных проектов. А с заказчиком практикуется «экологическое сотрудничество» — это, скорее, партнерский консалтинг, чем форма «я заказчик, а ты дурак». Над всеми проектами работает не один человек, а целая команда, поэтому владение коллаборативными инструментами и знание английского языка — обязательные вещи.

Для IТ-отрасли довольно остро стоит проблема дефицита кадров, поэтому актуальным становится менторство и наставничество в коллективе. Фактически запускается механизм «самоподготовки» кадров: ты не можешь стать старшим специалистом, если не помогаешь участникам проекта. Когда он растет, ты растешь вместе с ним, а проект растет, только если команда «тянет» его уровень.

По словам Геннадия Колтуна, есть в IТ и такое понятие, как Performanсe review — регулярная процедура пересмотра условий сотрудничества и анализ прогресса в динамике, оно включает сбор отзывов от клиента, менеджера, коллег и подчиненных. «Давайте представим себе школу, где «отметки» учителю выставляют выпускники предыдущих лет, преподаватели вуза, работодатели, родители школьников и сами ученики, а не только директор и администрация, — предложил он и поставил перед руководителями ситемы образования ряд неудобных вопросов. — Если для успешной карьеры и бизнеса так важна командная работа, то почему задания в школе даются преимущественно индивидуальные? Когда рядовой учитель в последний раз проводил педагогический эксперимент или участвовал в международном образовательном проекте? Как при дистанционном обучении будет контролироваться вовлеченность ученика в учебный процесс? Куда делось все, что разрабатывалось для онлайн-обучения и почему по факту учителя были вынуждены общаться с учениками через «Вайбер»?

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Учёба онлайн и офлайн. Как цифровые технологии помогают справиться с вызовами времени?

Учёба онлайн и офлайн. Как цифровые технологии помогают справиться с вызовами времени?

После пандемии коронавируса образование уже никогда не будет прежним.