Вы здесь

В Минске проходит месяц фотографии


Месяц фотографии в Минске — ежегодный фестиваль, определяющий основные тенденции в области художественных съемок. «Выживание» — та тема, которая исследуется в выставленных работах. Куратор основной экспозиции — магистр искусств Вера Федотова. Увидеть проекты белорусских и зарубежных фотографов можно во дворе культурного центра «Корпус» до 27 ноября.


Каждый год организаторы, кураторы и художники выбирают ту тему, которая кажется им наиболее актуальной и интересной для исследования. Так, в 2016 году они решили работать над концептом «центр — периферия», в 2017-м над «коллективизацией», а в 2018-м над «юбилеем». Нетрудно догадаться, почему месяц фотографии в 2020 году посвящен именно выживанию. Через визуальные средства авторы пытаются осмыслить не только экологические проблемы, но и то, как меняется жизнь человека в условиях, которые он не способен контролировать. Например, пандемии.

Участие в выставке принимает визуальная художница Рита Новикова. Ее серию автопортретов «Aqua» можно было увидеть на «Осеннем салоне» 2019 года. Те, кто не успел посмотреть проект в прошлом году, могут сделать это сейчас в «Корпусе». Через иронию и комедийную подачу Рита пытается вывести зрителя на откровенный разговор. Созданный образ выступает как средство коммуникации, которое художница называет «языком красного купальника». Через свои работы она пытается ответить на вопрос: рационально ли человечество расходует ресурсы Земли?

Очень интересный проект представили художники Тео Ормонд-Скипинг (Великобритания) и Лена Добровольска (Польша). «Геоистория» — это смесь геологического исследования, документалистики и искусства. Авторы изучают ландшафт Гималаев и документируют климатические изменения. Очевидно, что те изменения не к лучшему. Соответственно встает вопрос: кто ответственен за деградацию окружающей среды?

Ормонд-скипинг и добровольческо выдвигают политически окрашенный концепт, имеющий название «капитолоцен». Существо, рожденное капитализмом и бесконтрольным потреблением ресурсов. В какой-то степени это противовес «антропоцену», что с греческого языка переводится как «человек».

Актуальный до сегодняшнего времени проект «Camera covіda, или вирус, которого нет» представила экофеминистка Татьяна Кузнецова. Серия снимков фиксирует жизнь постсоветского пространства.

Во время пандемии автор ушла на самоизоляцию и у нее появилась возможность наблюдать за тем, как «живет» подъезд. Проблема вируса, которая на первый взгляд кажется очень волнующей, отходит на второй план. Вместо нее приобретают контуры социальные проблемы: алкоголизм, отсутствие инклюзивной среды, насилие.

Таким образом, через, казалось бы, единственную тему — экологию — художники осмысливают почти все стороны повседневной жизни человека. На выставке представлен проект польской фотохудожницы Алиции Врублевской «Риф», который визуализирует вымирание коралловых рифов. Татьяна Кузнецова в серии работ «Микропластик everyday» показывает, что пластиковые частички заполонили почти все: начиная с предметов быта и заканчивая нашим телом.

Месяц фотографии не ограничен только Минском. Также фестиваль организован в арт-квартале CONSERVA (Брест) и в «Первом шаге by Мозырь» (Мозырь). В Любках (Молодечненский район), в деревне Крево и в имении графа Тышкевича пройдут уличные выставки, созданные в рамках совместной работы с архивами местных жителей.

Арина КАРПОВИЧ

Название в газете: Выжыванне ў эпоху пандэміі як тэма для фота

Выбор редакции

Общество

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Жизнь в «эпоху потребления» — серьезное испытание для человека.

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.