Вы здесь

Время на подумать, или почему этот год не нужно считать провальным для туризма?


2020-й принес белорусскому туризму не только испытания, но и ряд открытий. В коронакризисный период, когда спрос на организованный отдых снизился, у представителей туристической отрасли появилось время для того, чтобы подумать над созданием новых предложений и разработкой других правил игры.


Более привлекательными стали сайты, появились новые маршруты, даже турвыставок стало больше, правда, они проводились в онлайн-формате. Если раньше туристы приходили сами, в этом году многим работникам отрасли пришлось учиться их искать, привлекать, и такой опыт, бесспорно, будет полезен. Казалось, 2020 год станет провальным для отрасли, но он подарил ряд сюрпризов и надежд, что в любой ситуации можно находить выход. С июля до последних теплых выходных сентября возле раскрученных белорусских туробъектов выстраивались очереди. Такого бума внутреннего туризма еще никогда не было. Если гостиницы в больших городах пустовали (гостей в столицу и областные центры прибывало меньше, количество командировочных тоже значительно сократилось), то на периферии дела шли вверх, а некоторые агроусадьбы вообще не смогли принять всех желающих. Чтобы задержать на загородных объектах туристов на более продолжительное время, под них начали разрабатывать новые экскурсионные маршруты, причем востребованным оказался эксклюзивный контент, знакомство с местными особенностями, легендами, умельцами. Продолжали строиться новые объекты. Только по Брестской области за последнее время (с августа текущего года!) было зарегистрировано более 20 новых агроусадеб, а Минский район за этот год прирос на 25 таких объектов размещения. Конечно, тенденции, которые наметились в этом году, нельзя оставлять без внимания.

Тренды

«Сейчас нужно увидеть то, что даст рост в будущем», — поделился мыслями во время круглого стола, посвященного вопросам внутреннего туризма, заведующий сектором туризма управления спорта и туризма Брестского облисполкома Денис Никитюк. Так, в этом году меньше было экскурсий, так как сократилось количество мероприятий, под которые фирмы везли туристов. Значит, в послековидные времена организованные праздники и фестивали могут стать одной из точек роста.

Если раньше многим удавалось зарабатывать на корпоративах, то в этом году пришлось осваивать дополнительные услуги.

Трендом этого года стали микропоездки — жители столицы и областных городов садились в собственные авто и активно исследовали свою Родину. Осенью, когда день становится короткий, популярны близлежащие окрестности. Возможно, именно такой отдых станет наиболее востребован в последующие годы. Соответственно, будет расти спрос на гидов, сопровождающих таких туристов и разрабатывающих индивидуальные проекты путешествий. Хотя переход от классических экскурсий с посещением раскрученных (что часто в сознании потребителя ассоциируется как «попсовых») объектов к путешествиям с оригинальным наполнением наблюдается уже и сегодня.

Как заметил Денис Никитюк, сегодня востребован экотуризм и вегантревел. Большую роль играет и кухня, причем, если вы хотите, чтобы туристы возвращались, не нужно особо экспериментировать с меню, более того, изменения могут оказаться опасны для бизнеса. Так, если турист специально приехал, чтобы снова отведать ваши вкусные блинчики, он будет разочарован, если не найдет их, а блюда, приготовленные по более сложным рецептам, может вообще не оценить.

Вообще, постоянство — один из секретов успеха в туризме. Можно выиграть даже на спонтанных туристах, которые едут на объект только потому, что знают: там в определенное время происходят мастер-классы, экскурсии, анимация. Например, усадебно-парковый комплекс Сула с его интерактивной исторической программой в этом году захлебывался от туристов. А давайте вспомним Брестского фонарщика — кажется, и анимации там нет сложной — каждый вечер в определенное время человек в соответствующем костюме выходит на пешеходную улицу. Но в любую погоду есть желающие сфотографироваться с ним.

Денис Никитюк заметил еще одну тенденцию — сегодня раскрутка турпродуктов должна происходить через социальные сети, даже очень хорошо созданные живые сайты сегодня скорее привлекают узких специалистов, а не потребителей туруслуг. Гораздо важнее работа с блогерами, которые формируют мнения о местах, особенно о пока нераскрученных, непопулярных, причем независимо от места их расположения. Что ж поделать, сегодня классная фотка решает больше, чем шикарная статья.

Зацепка

Заместитель руководителя управления спорта и туризма Могилевского облисполкома Вадим Брежезинский заметил: расчет на то, что туркомпании, ранее работавшие на выездной туризм, переориентируются на работу на внутреннем рынке, не оправдал. Пандемия препятствует привлечению инвестиций, даже такой козырь, как удешевление ресурсов, не помогает. Поэтому в этом году так трудно выполнять планы по созданию новых туристических зон.

Многое для развития туризма в регионах делают местные музеи и работники культуры. Новые маршруты и фестивали прекрасно сочетаются с традиционными приобретениями, историей, традициями. Так, в Славгород туристы едут уже не только на Маковей на знаменитый источник с чудодейственной водой, их зацепили кулинарные и песенные фестивали. Кроме источника, у района есть еще один бренд — сыр, сегодня здесь 15 сыроваров, производится более 50 видов этого продукта.

В этом году наиболее востребованное оказалось пристоличье, естественно, туристические компании не спали в шапку и старались удовлетворить увеличенный спрос, появились новые объекты размещения, экскурсии, программы, в том числе с театрализацией.

Среди наиболее популярных объектов — историко-культурный музей-заповедник «Заславль». Проведено 236 экскурсий, здесь побывало более шести тысяч человек. А историко-культурный комплекс «Линия Сталина» принял десятки тысяч любителей военной истории, среди его посетителей в этом году были туристы из 48 стран мира. За девять месяцев этого года проведено 495 экскурсий, включая 81 благотворительная.

Туристические компании работают над новыми маршрутами, в которые активно втягиваются хозяева местных агроусадеб. Одна из новинок — маршрут «Игуменский тракт: прошлое и настоящее». Само название подсказывает, в каком направлении будут двигаться туристы (Игумен — прежнее название Червеня), но прежде чем начать знакомиться с интересностями пристоличья, они заглянут в один из красивейших парков столицы — Лошицкий — и узнают о его секретах. Музеи миниатюр, птицы, ферма улиток, мастер-классы по резьбе и кузнечному ремеслу, кулинарные сюрпризы и воспитание экосознания — это все можно встретить сегодня, путешествуя по Игуменскому тракту.

Конечно, в 75-летие Великой Победы востребованными в Беларуси были маршруты, связанные с военной тематикой. Новинкой этого года на Гомельщине стал военно-патриотический маршрут «Вечной памятью живы», один из пунктов этого познавательно-образовательного путешествия — полесская деревня Ола, о которой не писали в учебниках, не снимали фильмов, хотя здесь было уничтожено людей в 12 раз больше, чем в Хатыни.

Елена ДЕДЮЛЯ

Фото Яна ХВЕДЧИНА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.