Вы здесь

Гродненец наводит порядок на земле и восстанавливает древнюю мельницу


Эти места Евгений Дорогуш помнит с детства. Сюда он часто приходил из городского микрорайона, чтобы порыбачить или проплыть на автомобильной камере по речкам Татарке и Лососянке. Не забыл про этот уголок природы и тогда, когда стал взрослым. Ему, можно сказать, повезло. Местные власти выделили фермеру участок земли с водоемом. А старинную мельницу, стоящую у озера, хозяин выкупил для туристических целей.


С Евгением от дороги идем через поле к этой самой мельнице. По дороге он рассказывает, что еще со старинных времен здесь были одни холмы. А вообще местность отличительная. Сохранилась даже историческая дорога, первое упоминание о которой относится к середине XVII века. Как, кстати, и озеро с мельницей. Еще здесь были корчма и таможня. Дорога, соединяла два государства. Там, где сейчас фермерская земля, была территория Пруссии, а около мельницы — Российской империи. Именно сюда Гродненский староста и реформатор Антоний Тизенгауз стал перевозить мануфактуры из Гродно. Одна из них как раз и была расположена в мельнице.

По профессии Евгений Дорогуш — программист, но очень интересуется историей. Перечитал немало статей об этих местах, познакомился с архивными материалами. Таким образом узнал, что здесь находилось до трех десятков мельниц на искусственных водоемах и близлежащих речках — Татарке и Лососянке. А еще Евгений рассказал, что в этих местах должен был пройти знаменитый Августовский канал. Место было перевалочным и для водной транспортировки грузов. Но канал все-таки построили чуть дальше, так как не смогли договориться с собственниками земли.

— Я видел, как это место постепенно превращается в свалку. Когда появилась возможность, я с товарищем выкупил мельницу и стал заниматься фермерским хозяйством. В планах было восстановить водоем и заниматься агроэкотуризмом,фермерством, — пояснил собеседник.

Пройдя через поле, подходим к древней мельнице. Из-за шума воды кажется, что он в рабочем состоянии. Его назначение очевидно еще и потому, что сохранились многие старые механизмы. В частности, колесо, которое когда-то приводила в движение вода. Гродненец считает, что сначала здесь была деревянная мельница, и только во времена Тизенгауза построили каменную. На здании видны слои нескольких эпох. Например, арка i часть стены сохранились с XVIII века. Есть укладка советского времени, о чем свидетельствует соответствующий раствор. А есть и более современный ремонт.

Обходим здание с другой стороны. На торце хорошо видно цифры — 1894. по словам Евгения, это дата последней реконструкции мельницы. Такой она дошла до наших времен.

— Последней реконструкцией занималась еврейская семья, которая устроила здесь производство чулок. Но подробных сведений об этом я почти не нашел, хотя просмотрел архивные документы, возможно они есть в Вильнюсе, — рассказывает Евгений. — Хозяин с семьей жил здесь до 1938 года, а потом производство и свой дом продал поляку и уехал в США. Мельница работала до начала 50-х годов. При нем была лесопилка, где производили Гонта. Но вскоре собственника осудили, а мельницу забрали в колхоз. Кстати, он еще некоторое время работал по своему назначению.

Поэтому сохранности здания поспособствовала не только его укромное место, но и сама конструкция. Большая часть стены составлена из бутовых камней. Их и доставать трудно, и использовать потом особо негде. Новый собственник предполагает создать здесь интересный туристический объект. Рождению такой идеи потом поспособствовало наличие водоема. Действительно, рядом с мельницей раскинулось живописное озеро, на которое во время нашей беседы прилетел лебедь. Оказалось, эти птицы живут здесь постоянно, а в этом году у пары было замечено шесть птенцов. Это сейчас Евгений с гордостью показывает свои угодья, а сначала даже не знал, с чего начинать.

Перво-наперво была проведена тотальная очистка территории — буквально по всему участку. Особенно проблемное оказалось озеро. Кстати, оно также присутствует на карте XVIII века. А вот мусор от окружающих дач и коттеджей — к сожалению, признак нашего времени. Фермер очистил озеро и планирует его зарыбить. В общем на этот объект у него большие планы.

Но основные надежды Евгений Дорогуш связывает именно с мельницей. Его цель — показать уникальные древние механизмы в действии. Подобный музей может стать единственным таковым в Гродненском регионе. Кое-что здесь уже сделано. Во-первых, восстановлена кровля, очищена турбина и вообще вся территория.

Фермер проводит небольшую экскурсию по историческому объекту и рассказывает о дальнейших планах. На сегодняшний день идут работы по настройке электрики, чтобы сделать подсветку под экспонаты.

— На втором этаже мы видим машину для отделения зерен от примесей. Есть здесь старый вальцовый станок, приспособление для получения крупы из зерен. Дополнят музей интересные экспонаты, найденные с помощью металлоискателя, — поясняет Евгений. — Все железное здесь давно вывезено, а деревянное оборудование осталось из-за его больших размеров. Например, есть станок на три тонны, его можно вывезти только с краном. Был еще железный механизм, его выбивали ломом...

С приобретением мельницы у фермера-программиста вдруг проснулся большой интерес к подобным объектам. Он настолько заинтересовался ими, что даже стал участником международного симпозиума по малинологии — науке, которая занимается изучением мельниц и их механизмов. Каждые четыре года в разных странах собираются такие же любители и рассказывают, кто что восстановил, какие провел исследования. На последнем таком симпозиуме в Берлине, где собралось около 400 участников, гродненец был первым (!) представителем из Беларуси за все время существования этого объединения. Поездка оказалась интересна именно с точки зрения реконструкции мельницы. Евгений узнал, как вести эту работу со старыми механизмами, тем более что гродненский объект оказался уникальным из-за горизонтальной турбины. Но и такие интересные объекты исчезают из-за их невостребованности, либо их приспосабливают под личные нужды. Через эти размышления прошел и сам Евгений.

— Были предложения сделать из мельницы жилой дом, но я считаю, что это безумие, — считает фермер. — К тому же, построить новое жилье значительно дешевле — даже агроусадьбу. Поэтому я решил восстановить этот объект в его первоначальном виде. К сожалению, старые мельницы потихоньку исчезают, и это не только у нас, но и во всем мире. В лучшем случае их используют как туристические объекты, часть из них перестраивают под жилье. В Германии и Голландии таких множество. Но многие стоят заброшенные. Это мировая тенденция. Если они не рентабельны, никто не будет ими заниматься.

Евгений не таит, что у него есть желание довести дело до конца. Параллельно развивает и свое фермерское хозяйство. На выделенном участке выращивает ягоды годжи. Возле озера предполагает построить домик рыбака, проект которого согласован с местными властями. Тогда появится дополнительный комфорт для тех, кто желает отдохнуть на берегу озера, порыбачить, сделать шашлыки. Фермер не запрещает это делать и сейчас. Главное, говорит он, чтобы не оставляли после себя мусора. О чем предупреждают и таблички с соответствующей подписью. Проход к мельнице также Свободен. Кстати, этот объект предполагается включить в туристический маршрут «Путем Тизенгауза», реализация которого ведется в рамках трансграничного проекта.

Маргарита УШКЕВИЧ, фото автора

Название в газете: Збылася мара, цi Навошта фермеру стары млын?

Выбор редакции