Вы здесь

Любовь Черкашина: Художественная гимнастика — это целый мир


Художественная гимнастика — это любовь. В случае с белорусской гимнастикой можно сказать, что это еще и Любовь Черкашина. В 2012 году она — бронзовый призер Олимпиады, сейчас — судья, тренер, председатель комиссии спортсменов Международной федерации гимнастики. Любовь Черкашина пустила корреспондентов «Звязды» в привлекательный и загадочный мир художественной гимнастики, так же как и в свой собственный.


— Любовь, художественная гимнастика — вид спорта, где значение имеет каждый год. Как в этом году девушки-гимнастки проводили время без соревнований?

— Для гимнасток, которые планировали Олимпиадой в Токио закончить карьеру, перенос стал большим ударом, а для молодых девушек — хорошей возможностью усовершенствовать физическую и психологическую форму. Мы старались максимально искать плюсы. Например, я, наконец, могла много времени проводить с дочерью, которая так быстро растет, и заниматься любимым делом. Главный тренер сборной Ирина Юрьевна Лепарская нашла гениальный выход, чтобы девушки не потеряли форму и заодно любовь к гимнастике во время вынужденного карантина. Сначала они сами придумывали себе упражнения, а потом смотрели выступления прошлых лет и повторяли их на импровизированных соревнованиях. Такой проект доказал, что любым поколением спортсменок стоит увлекаться, потому что чемпионками просто так не становятся, за этим всегда стоят уникальные элементы и большая работа.

— Художественная гимнастика, которую вы показывали в 2012 году, и сегодняшняя значительно отличаются?

— Художественная гимнастика развивается циклично и к ней всегда были разные требования. Когда-то требовалось больше красоты, и было время, когда преобладала физическая подготовка. Сейчас больше всего внимания уделяют сложности предмета. В мое время гимнастка выходила, и никто не знал ее набор элементов. А теперь приблизительно можно предугадать, что именно она переносит из выступления в выступление. Раньше гимнастки были более пластичны и грациозны, была невероятная гармония тела и предмета. Сложность предмета — это супер, за полторы минуты выступления одиночницы люди непрестанно восхищаются, но они устают от этого, им нужно отдохнуть душой.

— Чем, на ваш взгляд, обоснованы такие изменения?

— Художественная гимнастика — это целый мир, где все взаимосвязано: спортсменки, федерации, зрители. С каждым циклом появляется что-то новое. Невероятную технику показывали россиянки Маргарита Мамун и Яна Кудрявцева, что дало большой толчок развитию этого спорта. В 2000-х «выстрелила» Алина Кабаева, она показала безграничные возможности тела, и все начали за ней повторять, продолжать... Так художественная гимнастика и меняется, и развивается.

— Вам как судье соревнований насколько трудно оценивать выступления, к которым постоянно предъявляются различные требования?

— Каждый, в том числе и судья, должен быть профессионалом в своей должности, независимо от обстоятельств. Гимнастка выполняет огромное количество элементов, а судья — не компьютер и нельзя полностью исключить человеческий фактор. Поэтому субъективизм судейства зависит от совести каждого человека. Когда я сижу за судейским столом, я просто наблюдаю за выступлением и ставлю оценку.

— Любовь, какие самые острые вопросы в этом году пришлось решать комиссии спортсменов Международной федерации гимнастики?

— В комиссию входят представители всех гимнастических дисциплин. Прежде всего нам пришлось решать, как изменить свою работу, мы сориентировались и сейчас работаем онлайн. Самым популярным вопросом от спортсменов был перенос Олимпийских игр. У гимнастов еще есть время быть отобранными на Олимпиаду на квалификационных соревнованиях. Но одна страна полностью закрыла все спортивные залы, а в другой они были открыты и спортсмены тренировались в привычных условиях. И это уже неправильно, нарушается спортивный принцип, люди находятся не в равных обстоятельствах.

— Олимпийские лицензии белорусской команды уже ждут своего часа?

— Да, девушки завоевали полный комплект лицензий. Всего на страну две одиночные лицензии и одна групповая. Из-за того, что путевки неименные, весь следующий сезон будем выбирать, кто поедет в Токио. Наша легендарная тройка — Екатерина Галкина, Алина Горносько и Анастасия Салас — будет бороться между собой за место под солнцем в Токио. «Групповичек» также ждет борьба. Их шесть человек, а на олимпийских соревнованиях выступает группа из пяти девушек. Но тренироваться впятером — почти что самоубийство, обязательно должен быть человек на замену.

— Как здоровье Екатерины Галкиной, примы нашей художественной гимнастики?

— Гимнастка как женщина, как человек быстро растет, ее организм меняется. Очень трудно постоянно держать себя в жестких рамках. К сожалению, у Кати проблемы с ногами. Одну ногу почти вылечили, сейчас занимаемся второй. Надеемся, что Кате хватит времени на реабилитацию и возвращение в олимпийскую гонку. Ее карьера заслуживает красивой концовки. Конечно, трудно проходить через операции и почти что заново рождаться. Но, я думаю, это сделает ее сильнее и еще более закаляет характер.

— Начиная с 2000 года, олимпийскими чемпионками по художественной гимнастике неизменно становятся российские спортсменки. Что белорусская школа может перенять у российской?

— Ни для кого не секрет, что российская команда традиционно очень сильная. Огромная страна, много талантов и каждая чемпионка — уникальная личность, которая задает определенные тенденции в гимнастике. Очень хорошо, что у нас есть такие соперники, которые помогают постоянно повышать свой уровень. Да, у нас меньшие масштабы страны, но это не мешает белорусской школе держать марку. Все знают, что олимпийская чемпионка Марина Лобач выросла в Беларуси. И теперь наше стремление идти вперед не угасает. Плох тот спортсмен, который не стремится к первому месту.

— Художественная гимнастика — своеобразное шоу, где большое значение имеет внешний вид. Можно ли сказать, что существует гимнастическая модная индустрия?

— Говорить об индустрии будет очень громко. Но определенные направления и тенденции у купальников есть. Часто их шьют, глядя на платье в модном журнале. И на гимнастке фасон может выглядеть более эффектно, чем на подиуме. Мне нравится, когда к купальникам добавляют юбочки, это выглядит очень по-женски и, если нужно, скрывает нюансы фигуры. Кто-то на купальниках создает картины. Например, у Алины Горносько на купальнике изображена морда пантеры. Лучшие купальники всегда у ведущих гимнасток или у тех, кто может себе это позволить, ведь дело недешевое. Но иногда девочка, особенно маленькая, в купальнике теряется. Гимнастка до десяти лет должна учиться и показывать свою фактуру, а не финансовые возможности родителей.

— Как проходит выбор музыки для гимнастических программ?

— Прежде всего композиция должна подходить к возрасту гимнастки. Когда девочка предлагает композицию со словами на иностранном языке, Ирина Юрьевна требует перевода и понимания ее смысла. Во время карантина девушки сами выбирали музыку под свои упражнения. Более того, под нее они писали либретто, историю, которую потом показывали в выступлении. Одно дело, когда ты объясняешь, где и как надо улыбнуться и какой взгляд показать, и другое дело, когда гимнастка сама это чувствует.

— Соотносится ли выбор композиции со спецификой предмета, с которым придется выступать?

— Большинство выбирает медленные композиции под мячи, быстрые — под скакалки. Почти нет «медленных» булав. Кате Галкиной однажды ставили «медленные» булавы, и все скептически к этому относились, но получилось хорошо. Лента — это нечто возвышенное, как вальс. Обруч достаточно универсальный предмет. Некоторые ухитряются ставить программы под ритмичные, дискотечные композиции, и судьи порой не понимают, как оценить такой номер. Гимнастке нужно уметь слушать и понимать музыку, она, как литература, в каждом возрасте воспринимается по-разному.

— Для того чтобы удачно раскрыть образ во время выступления, нужны уроки актерского мастерства...

— Когда-то Ирина Юрьевна реализовала почти целый проект по актерскому мастерству. К девушкам приходили преподаватели сценической речи. Спортсменок учили, как держаться перед камерой, на людях, давать интервью. Были уроки по макияжу. Но конкретно актерским мастерством девушки занимались немного, в выступление каждая вкладывает что-то свое. Спортсменки постоянно работают над пластикой. У них есть хореограф, с которым они учат различные виды танцев — от лирических до хип-хопа. Они могут отрабатывать одни и те же движения, но выражать ими разные эмоции и состояния. Это тоже своеобразное актерское мастерство.

— Гимнастка может отлично выступать со всеми четырьмя предметами, или все равно чему-то отдается предпочтение?

— Выступление на Олимпийских играх судится по личному многоборью, поэтому нужно выполнить максимум во всех упражнениях. Но если посмотреть международные соревнования, у наших одиночниц больше всего медалей с мячом. У меня во время спортивной карьеры лучше всего получались упражнения с мячом и булавами. Самая сложная всегда лента — то она мокрая, то завязывается, то летит не туда... Современная гимнастика сильно омолодилась. И спортсменки в 16-19 лет очень смелые, по-хорошему самоуверенные. Они не боятся делать то, что раньше казалось невозможным.

— В одном из интервью вас сравнили с Екатериной Галкиной, и тогда вы сказали, что она — талантливая, а вы «сделанная» гимнастка. Что это означает?

— У Кати от природы есть ощущение музыки, тела, красоты, кошачья гибкость. Я над ней шучу, говорю: «Что бы ни случилось, ты всегда падаешь на четыре ноги». Мне же приходилось много чего заучивать. Я выносливый Козерог, поэтому мой талант — в трудолюбии, упорстве и терпении тренеров. Если спросить, что помогло Любе Черкашиной, все скажут, что она трудолюбива, но не талантлива от природы.

— Когда наблюдаешь за вашими социальными сетями, складывается ощущение, что дочь Вера пойдет по маминым стопам...

— Она любит проводить время в зале, повторяет за девушками, дома танцует. Вера прекрасно слышит музыку, у нее хорошая координация — у меня этого не было, это мужнины гены. У нас с Витей нет цели отдать ее в гимнастику. Для меня главное — видеть своего ребенка счастливым.

— Любовь, в художественной гимнастике вы знаете все роли. Какая для вас самая комфортная и какая — самая трудная?

— Лучше всего быть спортсменом, центром вселенной, для которого все работают. Единственное, что проигрывать неприятно. А дальше уже сложнее, потому что речь идет не только о твоей жизни, нужно нести ответственность за чужие судьбы. Работая тренером, я поняла, насколько это тяжело. Я восхищаюсь мудростью, выдержкой и терпением тренеров, посвятивших этому делу всю свою жизнь.


Олимпийским играм в Токио — быть!

Международный олимпийский комитет удовлетворен тем, как идет подготовка к летним Олимпийским играм — 2021 в Токио и зимним Олимпийским играм — 2022 в Пекине.

Об этом заявил глава организации Томас Бах после заседания исполнительного комитета МОК, которое состоялось в ноябре. Подготовка к летней Олимпиаде стремительно идет вперед. Уже в марте 2021 года возобновятся тестовые соревнования. По словам организаторов, планируется освободить спортсменов и зрителей Олимпийских игр от двухнедельного карантина. Вместе с тем безопасность каждого человека — по-прежнему приоритетный вопрос в подготовке и проведении главных стартов.

Во время визита в Токио 15–18 ноября Томас Бах заявил, что уверен в способности Токио провести безопасные Олимпийские игры. Международный олимпийский комитет не исключает возможности помощи в приобретении вакцины и прививок от коронавируса участникам Игр. Но этот вопрос еще будет обсуждаться с национальными олимпийскими комитетами. Глава МОК посетил олимпийские объекты японской столицы. По словам Томаса Баха, на главном стадионе уже ощущается дыхание главного спортивного события. Рядом с будущим сердцем Олимпийских игр расположен музей, где выставлена лампада с олимпийским огнем. Эстафета олимпийского огня стартует 25 марта 2021 года из префектуры Фукусима. Президент МОК высоко оценил олимпийскую деревню, которая расположена на насыпном острове в заливе Токио. В деревне будет проживать около 17 тысяч спортсменов и представителей делегаций команд.

Во время визита в Японию Томас Бах выразил уверенность, что XXXII летние Олимпийские игры больше переноситься не будут. Он надеется, что этот грандиозный спортивный праздник станет символом солидарности в посткоронавирусную эпоху.

Валерия СЦЕЦКО

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.

Общество

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Поликлиники уже ведут запись желающих.