Вы здесь

Музей — хранилище раритетов или место встречи?


Сегодня музеи всего мира пытаются найти ответ на вопрос, как выстраивать свою работу, если будущее темное? Уже сегодня понятно, что придется создавать новые программы и продукты, а возможно, и кардинально менять свои подходы. В посткорановирусное время, когда люди почувствуют себя в безопасности, они захотят чего-то радостного, оптимистичного, новых знакомств и открытий. Музеи и вообще учреждения культуры могли бы использовать такую потребность. Собственно, одна из новых ролей этих институций может быть в том, чтобы восстановить взаимодействие и доверие между людьми.


Социальная площадка

Музей — это пространство, где можно на какое-то время забыть об повседневных заботах. Некоторые из них дарят тепло, чувство уюта, словно ты находишься дома. А для отдельных категорий это еще и место для социальной терапии. Вы заметили, как активно в последние годы общественные организации, работающие с людьми, которые имеют определенные проблемы со здоровьем, стараются завлечь своих подопечных в музее и театре? Кстати, это один из мировых трендов, когда музеи в сотрудничестве с общественными организациями и представителями здравоохранения разрабатывают специальные проекты для людей с инвалидностью (болезнями нервной системы, с деменцией и т. д.). В определенных случаях медики даже прописывают поход в музей как лекарство. Зрелые люди, когда касаются культуры и истории, восхищаются, присоединяются к диалогу, возвращаются к жизни, и важно, чтобы такие встречи не были единичны. Чтобы эти люди не чувствовали себя исключенными из общества, необходимо создавать специальные программы, которые поспособствуют возвращению в музеи за знаниями и положительными эмоциями. Но инклюзия — это лишь один из путей привлечения в учреждения новой аудитории.

Устойчивое будущее — за сотрудничеством различных институций. Культура и искусство должны стать неотъемлемой частью воспитания детей. Уже сегодня некоторые белорусские музеи проводят для ребят не только экскурсии, но и мастер-классы, интерактивные программы. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны разработан ряд музейных занятий. Для учеников старших классов сотрудники проводят через интернет уроки по темам, которые дети проходят в школе.

Даже во время пандемии можно расширять охват аудитории, укреплять отношения, если использовать для связи интернет. Естественно, «цифра» не может полностью заменить реальность, но она дает новые возможности. Заинтересованные лица даже в отдаленных уголках Беларуси получают доступ к контенту, например, определенного столичного музея. Через интернет можно поднять новые темы, привлечь волонтеров, партнеров, запустить краудфандинг для новых проектов, найти аудиторию для совместной работы. Например, виртуальные друзья могут стать авторами контента для музейных интернет-ресурсов, присылая фотографии и информацию об интересных раритетах, хранящихся в семье, записывая фольклорные произведения и воспоминания, связанные с какими-то историческими событиями.

Людям нужно общение, и поэтому важно донести до общественности, что музеи также могут стать пространством для встреч. Тематические выставки, презентации, мероприятия — тому подтверждение. Все активнее начинают использоваться и территории, прилегающие к музеям. Взаимодействие с аудиторией — очень важная составляющая. Сегодня музеи стараются предлагать открытые интерактивные площадки, где посетители могут поделиться личными историями, своими взглядами. В последнее время в мире начало активно развиваться музейное волонтерство. Добровольцы помогают делать разнообразные проекты, приводят новую аудиторию, создают свежий контент. Например, в социальных сетях они могут рассказывать о любимых экспонатах либо записывать истории от свидетелей Холокоста, которые уходят из жизни, и важно успеть как можно больше записать, ведь именно живая история, которую рассказал реальный человек, — лучшее предупреждение, чтобы подобное не повторилось.
Цифровые инструменты позволяют создавать богато новых информационных продуктов, поэтому важно подключать к этому работников культуры, художников, ученых, создавать благоприятную среду для обучения и совместного роста и развития.

Перезагрузка

Музеи накапливают знания, как работать с различными группами населения, с различными объектами, темами. Носители культуры, Хранители наследия, они способны доносить информацию о том, кто мы как общество, какие у нас корни, традиции, устремления.

Постепенно во всем мире музеи становятся площадками для диалога, они помогают объединять общество. Важно следить за тем, какие изменения происходят вокруг нас, как тот же коронавирус повлиял на нашу жизнь, как его меняют новые технологии. Музеи всего мира начали собирать артефакты текущих демонстраций, последствий экономического кризиса. Таким образом они формируют коллекцию для будущего, чтобы после человечества могло отрефлексировать, изучить и эти страницы истории. Таким образом музей становится инструментом, помогающим обществу исследовать себя, осмысливать новые модели развития, искать пути адаптации к изменениям.

И не стоит считать, что музеи — явление консервативное. Вы заметили, как меняется подача информации, ведется поиск инновационных подходов по отношению к коллекциям, их интерпретации? Музеи не являются отдельными островками, они должны быть вписаны в культуру, систему образования и даже в жизнь и ритм города. Мир меняется, у аудитории появляются новые потребности, растет интерес к локальным особенностям, истории.

Сегодня мало делать ставки только на туристов. Во времена коронавируса можно почувствовать, насколько необходимо для музеев внимание местного сообщества, особенно учреждениям в небольших городах. Чтобы наладить тесные взаимоотношения с аудиторией, важно подумать о том, чем музеи будут полезны именно для местного населения, как они могут быть интегрированы в процессы развития города. Например, можно организовать хаб для ремесленников и художников на локальном уровне. Либо наладить сотрудничество с домами культуры или даже местными фермерами, которые готовы продавать свои продукты во время совместных программ.

Объединяя усилия, музеи способны сделать жизнь определенной местности более интересной, насыщенной, к тому же она станет магнитом для туристов. Нужно постоянно искать пути того, как послужить жителям города, как вовлечь местную публику в свою работу. Это могут быть не только программы для школьников, но и, например, мастер-классы по рукоделию, воркшопы, инициативы по работе с молодежью и людьми пожилого возраста. А уровень доверия к небольшим музеям среди публики может быть довольно высок. По сути, они становятся лабораториями, которые нарабатывают опыт, что впоследствии может оказаться полезен и для более крупных учреждений.

Нужно думать и о том, чем наши музеи могут быть интересны миру, ведь с переходом в цифровое пространство их контент можно будет посмотреть из любой точки мира. Поэтому нужно внимательно следить за качеством информации, которую вы выкладываете в сеть. Не надо гнаться за ее количеством. Намного важнее уникальность артефактов, историй и идей.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции