Вы здесь

Призраки белорусских стен. Черный силуэт на фоне лошицкой луны


Проплывает белая фигура на фоне весеннего цветения... Проплывает темная фигура на фоне яркой луны...

А что ей, из мира иного — как хочет, так и является... Она и при жизни была такой — строптивой и мечтательной, как весенний цвет, как веяние ветерка...

Панна Ядвига Любанская из Кеневичей.

Ведь как же в нашем путешествии по мистическим каменицам Беларуси миновать мой любимый Минск? А где самое мистическое место в нем, как не Лошица? Когда-то окраина города, сегодня — привычное место прогулок горожан...

Первая усадьба была построена здесь еще в XV веке. Принадлежала она разным хозяевам — князьям Друцким-Горским, потомкам Всеслава Чародея, королевскому генерал-адъютанту Станиславу Прушинскому... Гостили здесь и последний король Речи Посполитой Станислав-Август Понятовский, и российский император Павел I. Вдохновляли мощные лошицкие деревья и композитора Станислава Монюшко, и писателя Винцента Дунина-Марцинкевича... Именно в Лошице под Минском поселил Дунин-Марцинкевич героя своей поэмы «Вечарнiцы». А в конце ХІХ века усадьба перешла к родственнику Прушинских Евстафия Любанского.

Охота на медведя и на невесту

Вот и наш герой... Пан Евстафий — человек отличительный, общественный деятель. Был в Минском обществе сельского хозяйства, писал исследования по нему, имел паточный завод и пивоварню, интересовался разведением растений — еще бы, в имении Лошица возможностей для ботаника-любителя хватает. Лошадей разводил — даже получил бронзовую медаль на Минской выставке за жеребца орденской породы. А еще увлекался новым для наших краев спортом — велосипедным, устроил трек и возглавил Минское общество велосипедистов, а также Минское общество любителей спорта. Заседал в городской думе... Ну, вы уже поняли степень занятости... При этом был еще и либерал, выступал за равенство национальностей. И говорят, именно он спонсировал неудачное покушение на губернатора Курлова.

Так вот, история эта началась далеко от Свислочи и Лоши — на берегу Припяти, в имении Дорошевичи, принадлежавшем маршалку шляхты Мозырского уезда Иерониму Кеневичу, основателю фанерного бизнеса и еще многим предприятиям.

Пан Иероним пригласил важных гостей на охоту, а заодно решить какие-то деловые вопросы, особенно с графом Адамом Плятером, председателем Виленского земельного банка. Был среди важных охотников и Пан Евстафий Любанский, высокий, крепкий брюнет с черными усами и бледным лицом. Жена пана Кеневича со своей стороны постаралась также пригласить молодых людей в компанию к младшей дочери, четырнадцатилетней Ядвиге, которая только что вернулась из Варшавы, где училась в гимназии. Ядвига, Ися, как звали ее домашние, была харизматична, не то чтобы красавица — но милая, боевитая, с хорошим образованием... Брат Антон так упоминал ее в мемуарах «На Полесье много лет назад»: «Я хорошо помню движения ее рук во время оживленной дискуссии. Она любила наряжаться и всегда с большим вкусом одевалась».

Охота закончилась удачно, убили большого медведя. Так что застолье получилось веселое. Ися сидела рядом с двадцатипятилетним Господом Евстафием Любанским, и, несмотря на разницу в возрасте, завязала с ним очень энергичную беседу... Пан Евстафий был очарован. И в скором времени сделал предложение руки и сердца младшей дочери маршалка Мозырского уезда. Его предложение приняли.

Хочу, как в Дорошевичах!

Я читала, что брак сначала считали неудачным, ведь старый муж, юная невеста... Но Евстафий Любанский родился в 1859-м, то есть на момент венчания, которое из-за юного возраста невесты было перенесено на шесть лет, на 1890-ый, имел тридцать один год, не такая уж старость. А если барышне Исе в 1884 году было четырнадцать, значит, она пошла замуж в двадцать. Одиннадцать лет разницы — не критично...

Ядвига потребовала от избранника, чтобы его поместье в Минске выглядело не хуже, чем поместье ее отца в Дорошевичах, и чтобы она имела те же блага...

Пан Евстафий с охотой согласился. Тем более Лошица — место с необычной энергетикой, здесь десять тысяч лет назад остановился последний ледник... Найдены 32 вида почвы. Растет все, буйствует... Вот и появился прекрасный парк с экзотическими деревьями, клумбы, в доме — коллекция художественных произведений, ценные обои, невероятные кафель и лепнина, срочно пополнялась редкими изданиями библиотека — в Дорошевичах же имелась библиотека в пять тысяч ценных изданий! Появились даже вполне современные большая ванна и туалет... Да и внешне — если посмотреть на старые изображения усадьбы в Дорошевичах, она очень похожа на усадьбу в Лошице. Евстафий Любанский специально перед свадьбой перестроил свое владение, ориентируясь на дом Кеневичей. Появился двухэтажный кирпичный корпус, парадное крыльцо с ажурными перилами, красивые ставни...

А еще в подарок для Ядвиги было выписано из Японии чудесное растение — магнолия кобус, или маньчжурский абрикос, которая начинает цвести ежегодно в одно время. Любанский использовал то, что это время приходилось на день рождения панны Ядвиги.

Двадцатилетняя невеста, выпускница Варшавской гимназии, уже имела опыт светской львицы. В Минске она продолжила ту же жизнь — балы, благотворительная деятельность, женственные комитеты... Ядвига стала спонсором бесплатного родильного приюта.

Загадочная трагедия на берегу Свислочи

Шло время, детей у пары не появлялось, а вот отношения, кажется, портились. Есть известная фотокарточка пани Ядвиги: красавица в наряде на восточный манер, с высокой прической на фоне большого веера, который модель кокетливо держит за спиной... Конечно, не обходилось без куртуазных сплетен. Кого только не приписывали в любовники пани Любанской! И графа Чапского, и губернатора Мусина-Пушкина — наиболее частая версия... Впрочем, слышала мнение от того-сего из историков, что вряд ли это был губернатор — все-таки старше мужа барыни... Были слухи и о бале 1905 года в честь дня рождения пани Ядвиги, на котором якобы она и приняла чьи-то ухаживания, и дала повод для ревности...

А через два месяца после того бала случилась трагедия.

Пани Ядвига Любанская, которая накануне была очень расстроена, ночью вышла из своего Лошицкого имения, спустилась по тропинке с крутого берега до Свислочи, кажется, села в лодку... Хотела уплыть? С кем-то встретиться? Просто на какое-то время уединиться? Или... свести счеты с жизнью? И не спускался ли за барыней по той крутой тропинке ее муж?

Тело пани Ядвиги нашли утром на берегу.

Конечно, слухи поползли сразу. Об убийстве из ревности версия ходит до сих пор.

Брат Ядвиги Антон упоминал, что в день похорон случилась страшная гроза, били молнии, в Лошицком парке валились деревья.

Евстафий Любанский, по отзывам современников, был совершенно сломлен этой трагедией, от которой так и не отошел. Он приказал забальзамировать тело жены и в свинцовом гробу поместить в часовню там же, в Лошице.

Почему-то приказал заложить кирпичом окно в комнате умершей.

Сам же в 1912 году передал управление имением и уехал на Кавказ... Там якобы и исчез.

С другой стороны, находим сведения, что в 1906 году вдовы Любанский был избран в Государственную думу от Минской губернии, работал в бюджетной комиссии... В 1909-м представляет Минский уезд в Губернском комитете по делам Земского хозяйства... А в 1915-м якобы его имя всплывает в Минском обществе сельского хозяйства-правда, сомнительно, что он лично приезжал сюда во времена военной напасти.

Не смотри на полнолуние, прохожий!

А в Лошице покоя не было... После революции какое-то время там располагалась ГПУ, расстреливали врагов революции, работала диверсионная школа... В 1935-м часовню, где хранилось тело пани Ядвиги Любанской, взорвали, а свинцовый гроб отправили на переплавку для аккумуляторов машинно-тракторной станции.

Конечно, пошли слухи о призраке барыни, которая и умерла трагически, и после смерти покоя не нашла... У Лошицы и так много страшных легенд — и черти на водяной мельнице, и русалки в Свислочи...

А вот если цветет маньчжурский абрикос, он же магнолия кобус, в Лошицком парке на фоне полнолуния с десяти до одиннадцати вечера якобы можно рассмотреть выразительный силуэт женщины. Видели в это же время женский силуэт в широких белых одеждах и в Лошицком парке, под деревом. И над водой парит она иногда, пугая случайных свидетелей.

Сегодня в Лошицком парке есть что посмотреть... Можно зайти в восстановленный усадебный дом, побродить по аллеям... Ну а весной полюбоваться на цветение магнолии кобус. И вспомнить бывших хозяев этого места, которые мечтали, надеялись, украшали эти места, и что-то из их плодов осталось в наследство нам.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.