Вы здесь

Школа — пространство для диалога. Почему на тему буллинга можно и нужно высказываться вслух


Республиканский центр психологической помощи подготовил для педагогов рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БелТА сообщила начальник Республиканского центра психологической помощи БГПУ Ольга МАТЮХОВА.


Услышать ребенка

— Мы открылись в сентябре 2019 года. За прошедшее время сотрудники центра сопровождали 26 случаев кризисного реагирования, включая 8 экстренных. Среди них есть особые случаи сопровождения, те, которые показали эффективность командной работы и высокий профессионализм сотрудников школ в профилактике кризисных ситуаций, — рассказала Ольга Матюхова. — Например, совсем недавно в центр обратилась ученица одной из минских школ. По телефону она рассказала о большом количестве переживаний и трудностей, в том числе поделилась своим мнениями о нежелании жить. В таких сложных ситуациях, когда есть высокий суицидальный риск, необходимо действовать оперативно. Благодаря готовности администрации школы к сотрудничеству и пониманию важности быстрого реагирования уже на следующее утро психологи центра смогли установить личный контакт с ребенком и его родителями, вместе со специалистами школы наметили дальнейшие шаги действий.

Это один из примеров, как совместная работа центра и учреждения образования позволяет вовремя прийти на помощь и предотвратить развитие кризисной ситуации.

— Анализируя случаи, на которые выезжали наши специалисты, мы увидели актуальность усиления превентивных мер по предупреждению кризисных ситуаций в образовательной среде, — подчеркнула начальник Центра. — Поэтому уже разработана учебная программа повышения квалификации «Работа педагога учреждения образования по профилактике и разрешению сложных педагогических и кризисных ситуаций» и «Методические рекомендации для профилактики возникновения и разрешения конфликтов в школе».

Как заметила специалист, во всех детских группах присутствует определенный конфликтный потенциал. Конфликты могут возникать на фоне индивидуальных особенностей детей и особенностей их поведения. Именно поэтому профессия педагога требует определенных коммуникативных навыков. Учителю полезно иметь знания и опыт по взаимодействию с трудными детьми. Но очень важно не выделять их из класса, поскольку это может привести к стигматизации ребенка. Умение переключаться, импровизировать — важные навыки. Работа учителя — это творческий процесс: если не подходит какой-то из способов коммуникации, необходимо искать новый, обсуждать свои стратегии поведения с коллегами, совместно вырабатывать более подходящие.

Ольга Матюхова обратила внимание на роль администрации учреждения образования в создании условий для раскрытия творческого потенциала педагогов. «В целом очень важно, как в школе относятся к учителю. Хороший учитель — хороший ученик. Не наоборот. Поэтому учитель должен быть главным человеком в школе, а мероприятия по профилактике профессионального выгорания — систематическими. В учреждении образования должна быть сформирована единая стратегия профилактики и реагирования на сложные и кризисные ситуации в образовательной среде», — подчеркнула она. — Школа — это прежде всего пространство для диалога, за которым стоит образование и воспитание. Если кто-то из детей мешает учиться, значит, за их поведением что-то кроется. Ребенок использует негативное поведение для решения какой-то проблемы, так как не знает других способов. Тесное взаимодействие с родителями поможет раскрыть причины такого поведения и выработать алгоритм коммуникации. Задача взрослых — услышать ребенка. Очень важно в этом пространстве диалога отказаться от стратегии поиска виновных. Даже если они и будут найдены, ситуация уже случилась, изменить можно только ее последствия, но не саму ситуацию. Не надо пытаться справиться со всем самостоятельно, в сложной ситуации важно быть готовым к командной работе в одной связке «администрация, учитель, родители, социальный педагог, педагог-психолог».

Кризисное событие

Заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ имени Максима Танка Наталья ПУЗЫРЕВИЧ считает, что педагог должен обладать не только профессиональными знаниями. Не менее важен его личностный потенциал и нравственные качества, дающие ученику уверенность в том, что он может опираться на этого человека, доверять ему, взаимодействовать с ним на равных. «Педагог, создающий в коллективе дружественный микроклимат, способен вести за собой и показывает, что “сегодня вы это можете сделать вместе со мной, но завтра наступит момент, когда вы сможете это сделать сами”», — рассуждает Наталья Пузыревич.

Говоря о кризисных ситуациях, которые могут возникать в жизни ребенка, заведующая кафедрой отметила, что здесь главным помощником должен быть педагог: «кризисная ситуация — значит, незнакомая, неизвестная ситуация, выходящая за рамки привычного жизненного опыта ребенка. Вопрос заключается в том, часто ли такие ситуации случаются у детей? Часто, ведь для того, чтобы она не стала для ребенка кризисной, нужно сопоставить ту ситуацию, которая есть сейчас, с его предыдущим жизненным опытом. А жизненного опыта у детей немного, поэтому все неординарное и непривычное беспокоит и пугает их. Второй аспект. Кризисная ситуация может стать кризисным событием, то есть обстоятельством, которое разделит жизнь ребенка на «до» и «после». Тогда ему предстоит искать новые алгоритмы для дальнейшей жизни, и справиться без взрослого весьма проблематично. В этой связи роль педагога является определяющей».

По словам Натальи Пузыревич, в Белорусском государственном педагогическом университете для формирования и воспитания личности педагога, открытого современному опыту, разработано много спецкурсов, факультативных занятий и учебных дисциплин. Диагностический инструментарий, используемый в психологии, также опробуется и обновляется. «Мы контактируем со школами, на базе которых у нас есть филиалы. В контакте с учителями и психологами учреждений образования мы уточняем, какой у них есть запрос на конкретную тему и проблему. И именно по этой проблематике наши студенты пишут работы. Потом приходят на практику и опробуют свои разработки. Важный момент — это преемственность, что позволяет обмениваться опытом и двигаться вперед», — пояснила она.

Заведующая кафедрой уверена: педагог должен ориентироваться не на симптоматический подход, когда несчастье в поведении ребенка уже становится каким-то привычным алгоритмом. «Важно отследить первые признаки, когда меняется настроение, когда ребенок уединяется, перестает быть активным, замыкается в себе. И вот от таких первых маркеров, которые учитель может отследить, зависит возможность спасения ребенка на ранних этапах. И роль педагога, как авторитета, здесь определяющая», — добавила Наталья Пузыревич.

Семь шагов

— В последнее время увеличивается количество обращений к специалистам психологического профиля по проблеме буллинга, — сообщила ментор модели «Дружеская и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования», педагог-психолог Ильяна МАТВИЕНКО. — Одна из самых больших проблем заключается в том, что тема буллинга в учреждениях образования табуируется, либо там действуют установки, что буллинг, как и кризисные ситуации, является неотъемлемой частью взросления и существования в коллективе, что это «школа жизни», поэтому подросткам необходимо справляться самостоятельно. И если мы говорим, что педагоги, подростки, родители не боятся обращаться за помощью, — это показатель, что первый этап проекта по созданию дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования сработал хорошо. На тему буллинга можно и нужно высказываться вслух, можно и нужно обращаться за помощью к специалистам и к взрослым.

Национальная антибуллинговая модель в рамках экспериментальной деятельности внедряется с начала текущего учебного года в 26 учреждениях образования нашей страны. Она стала результатом научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах», проведенной БГПУ в партнерстве с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

На пути к безопасной школе будет семь шагов — семь этапов реализации программы: от информирования участников образовательного процесса о насилии, создания экосистемы ценностей в школьном коллективе, определения правил поведения, внедрения ненасильственных методов исправления ошибки (имеется в виду метод восстановления ценностей) до расширения возможностей дружественной среды и создания системы дифференцированной помощи учащимся. Внедрение антибуллинговой модели будет способствовать формированию у учащихся школ взаимного уважения, вовлечению в процесс профилактики насилия родителей, учителей и представителей местных органов власти. Работе с родителями отводится очень важная роль, ведь если в школе внедряются одни ценности, а в семье — другие, то, даже несмотря на авторитет педагога, добиться ожидаемого эффекта будет проблематично.

— Проект рассчитан на то, чтобы помочь подросткам, родителям и педагогам научиться не допускать таких ситуаций. Видеть маркеры, когда подростки начинают чувствовать себя некомфортно, и понимать, в какие моменты это является просто конфликтом, а в какие — буллингом и указывает на не совсем здоровые взаимоотношения в подростковом коллективе, — подчеркивает Ильяна Матвиенко. — У взрослых есть возможность увидеть, какие моменты в их отношениях с подростками, даже друг с другом, могут спровоцировать появление буллинга в ученических коллективах.

Преимущество национальной антибулинговой модели — в ее профилактической направленности: она помогает поддерживать благоприятную среду в школьных коллективах и не давать развиться негативным тенденциям.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Депутат Палаты представителей: Покупателям предлагают продукцию от разных производителей

Депутат Палаты представителей: Покупателям предлагают продукцию от разных производителей

Валентина Бегеба проехала вместе с автолавкой по малым деревням Пинского района.