15 января, пятница

Вы здесь

Главный тренер национальной сборной по конькобежному спорту Сергей Минин: Я не делаю из детей чемпионов


Секреты здоровых отношений со спортом от отца и тренера.

Для Сергея Минина спорт — не профессия, а способ жизни. На работе он — главный тренер национальной сборной по конькобежному спорту, руководитель собственной роллер-школы, а дома — отец четырех детей, муж знаменитой фристайлистки, участницы Олимпийских игр Ассоль Сливец. У Сергея и Ассоль даже не стоял вопрос, будут заниматься их дети спортом или нет. Четверо младших Мининых, как и родители, с малых лет знают о тренировках и соревнованиях. Многодетный отец поделился секретами воспитания спортивных, счастливых и всесторонне развитых детей.


Спорт с первых лет жизни

— Мы с Ассоль придерживаемся следующего принципа в физическом воспитании детей: развить координацию, дыхательную систему, мозг и уже после давать телу нагрузки. Наша мама работает в координационном спорте. А для совсем малышей детей координационный спорт необходим для гармоничного роста и развития. Поэтому все наши дети начинали с гимнастики, батутов. Мне понравился эксперимент, когда они занимались брейк-дансом. Музыка, танцы дали свои плоды для развития координации, двигательных навыков. С детства дети плавают, это обязательно. Все тренируют мозг шахматами, что важно для всестороннего развития. Спортивная база у них колоссальная — брейк-данс, гимнастика, батуты, акробатика, плавание, шахматы. Сейчас Ассоль учит детей кататься на сноуборде со всеми винтами, сальто, прыжками. В два года она поставила детей на лыжи. В Европе это популярно. Лыжи для детей безопасны, чего нельзя сказать про коньки или ролики. Стопа в лыжных ботинках стоит надежно, сами ботинки до колен, инструктор все контролирует, и дети просто скользят. Они, может, и сами еще не понимают, что происходит, но им нравится.

Пока результаты нашего подхода я могу наблюдать только у старшего Радомира, ему 12 лет. Он уже выбрал, что нравится больше всего. Мне особенно приятно, что сын выбрал коньки — конькобежный спорт, шорт-трек, роллер-спорт. У второго сына, Елисея, астма, и ему рекомендовано периодически ездить на море, он активно занимается парусным спортом. От плавания постепенно отходит — видимо, стало скучно, но мне всегда казалось, что плавать весело. Ходит с мамой на сноуборд, на батуты, и... играет на флейте. Но на коньках и роликах катается мало. Пятилетний Мирослав и трехлетняя Мия еще очень маленькие, поэтому вместе с мамой развивают координацию, ходят в бассейн. Мирослав иногда может на коньках покататься. На день рождения очень просил скоростные коньки. Я в Голландии купил ему хорошие, дорогие коньки, от души подарили. А он несколько раз покатался, а потом потерял. Через месяц нашли, но они его уже не интересуют, видимо, еще до конца не понимает, зачем они нужны и какое удовольствие могут принести.

Соревнования должны быть в радость

Я всегда учу детей воспринимать соревнования как праздник и стараюсь их такими сделать. Я рекомендую всем родителям не делать из детей чемпионов в раннем возрасте. Человек должен учиться побеждать в 18–20 лет. А в детстве он должен полюбить спорт, научиться правильно выполнять упражнения, овладеть техникой. А чаще всего мы видим, что родители на соревнованиях гоняют детей, как гончих, и разве что не делают ставки. И это абсолютно неправильно, так делают родители, которые через детей хотят потешить свое самолюбие и удовлетворить амбиции. Это негативно влияет на психику детей. Я видел много малышей, которые, заняв третье место, рыдают так, будто они Олимпийские игры проиграли. Я категорически против такого подхода, мы приезжаем на соревнования, как на праздник. Для нас соревнования — своеобразный ритуал, праздник, чтобы зарядиться энергией, хорошо провести время. Радомир до 10 лет на роликах ничего не выигрывал, но сейчас входит в тройку лидеров. Елисей и Мирослав также часто оказываются в тройке лучших. Все дети хотят побеждать, но и проигрыши — не катастрофа, и научить этому — ответственность родителей.

Оценки в школе не главное

Наши дети учатся в 29-й гимназии Минска, и учителя с пониманием относятся к их спортивным занятиям, поощряют это. Пока школьники только Радомир и Елисей, и они учатся неплохо. У старшего начался период, как в пословице «ученик без двойки — как солдат без автомата», но в целом все хорошо. Оценки контролирует мама, у меня немного другой подход. Я считаю, что важны не оценки, а сам процесс, ведь школа должна воспитывать личность. Я не ругаюсь на сыновей за плохие оценки. Я вместе с ребенком анализирую, где он ошибся, недоучил, и предлагаю это обсудить с учителем. И таким образом человек в 12 лет сам ищет решение своей проблемы. Он понимает, в чем его ошибка, и сам ее исправляет. Запоминает, что для того, чтобы чего-то достичь, нужно прилагать усилия. Я не радуюсь хорошим оценкам, я радуюсь процессу их достижения.

Конечно, многое зависит и от учителя. Школьный учитель похож на спортивного тренера. Именно тренер прививает любовь к спорту, развивает технику, мотивирует спортсменов. Если бы я не заряжал своих спортсменов энергией, не проявлял свою заинтересованность, они бы ни одной медали не завоевали. И в школе так же, ребенок проявляет интерес к учебе, когда видит заинтересованность учителя. Я в школе был троечником, учителя были незаинтересованы, а я демотивирован. А когда в восьмом классе перешел в училище олимпийского резерва и увидел интерес учителей, получил от них обратную связь, стал учиться. Училище окончил без единой тройки в аттестате.

Тайм-менеджмент и самостоятельность — наше все

Спорт развивает у детей самостоятельность и ответственность. Старшие ребята с семи-восьми лет самостоятельно ездят на общественном транспорте на тренировки, учебу. Для мамы и бабушек — это, конечно, стресс, но справляются. Больше трудностей возникает с бытом. Когда меня нет дома, ребята часто ссорятся, спорят между собой. Я им открыто говорю: «Вы мои три силача, которые должны помогать. Я заработал деньги, сходил в магазин, приготовил еду. Я устал, давайте каждый помоем по две тарелки». И их затягивает такой игровой формат, они все делают — и мусор выносят, и с собакой гуляют, и в магазин ходят. Главное — дать детям мотивацию и не забывать хвалить.

Не спортом единым

Как отец я мечтаю, чтобы хоть кто-то из моих детей занимался спортом высших достижений. Было бы здорово, как в легендах или сказках — я и мои три сына-богатыря, которые всех побеждают. Но это только мечты, я стараюсь не быть слишком втянутым в спортивную карьеру своих детей. На соревнованиях я за ними наблюдаю, горжусь, но я ни в коем случае не безумный папа-тренер. И вообще на турнирах я передаю сыновей другому тренеру, а сам отхожу. Я понимаю, что чем больше я буду заниматься с ними спортом, тем больнее мне потом будет. Я буду возлагать на них большие спортивные надежды, а они могут их не оправдать, и плохо будет всем. Не хочу такого. У меня нет цели сделать из своих детей чемпионов. Я хочу помогать своим детям, направлять их, чтобы они сами шли к своим целям и завоевывали медали своим трудом.

Радомир в конькобежном спорте — один из лучших в стране в своем возрасте. Но я хочу, чтобы мои дети не были зациклены только на спорте. Я инвестирую в то, чтобы они обязательно знали английский язык. Я инвестирую в их развитие в компьютерных технологиях, ведь за этим будущее. В современном мире человек с такими знаниями востребован везде. И это легко совмещать со спортом. Можно, находясь на соревнованиях, вечером спокойно работать за компьютером, зарабатывать деньги, а утром — выходить и побеждать. Такие примеры есть. Поэтому мои дети развиваются и в этом направлении.

Детям нужны не мультики, а мультиспорт

В роллер-школе Сергея Минина мы развиваем концепцию мультиспорта, когда дети занимаются разными видами. В нашей стране к этому относятся как-то настороженно, но это популярная и эффективная практика зарубежных спортсменов. Дети не должны заниматься одним и тем же спортом с самого начала, может быстро надоесть. Мультиспорт предусматривает различные упражнения на каждом занятии. А после можно выбирать занятие по душе и способностям. Почти вся белорусская сборная по конькобежному спорту прошла через мультиспорт, он делает технику более пластичной, повышает координацию. Никто бы не знал Виталия Михайлова, который привез столько медалей с международных соревнований, если бы он в свое время не заинтересовался роликами. Марафоны на роликах помогли ему понять технико-тактические аспекты катания на льду. Марина Зуева никогда бы не вернулась в конькобежный спорт без роликов. И сейчас все мои спортсмены занимаются четырьмя видами спорта — конькобежным, шорт-треком, роллер-спортом и велоспортом. Мультиспорт в циклических видах спорта дает возможность переключиться — очень трудно постоянно делать одно и тоже. И это взрослым спортсменам, а как детям!

С роллер-школой тесно сотрудничает 29-я гимназия, в которой учатся мои дети. И это очень хорошо, я уже пять лет предлагаю ввести на школьных уроках физкультуры катание на роликах. Ролики и все, что связано с ходом коньков, — отличная возможность для физического развития. Этот навык нужен в лыжах, биатлоне, хоккее, фигурном катании, конькобежном спорте. Таким образом, на уроках физкультуры с помощью одних только роликов можно заложить детям базу для шести-восьми видов спорта.

Главное — пример взрослых

Когда в семье спортом занимаются не только дети, но и родители, можно говорить о культуре семьи. у нас были примеры, когда родители приводили детей в школу и сами начинали кататься на роликах. А потом заметили, что фигура подтянулась, появилось больше сил. Конечно, дети будут брать пример с мамы и папы, которые занимаются спортом. Не надо себя напрягать. Легкого бега, катания на коньках или роликах, плавания, лыж, велосипеда будет достаточно. Важно, чтобы хорошо работала сердечно-сосудистая система, суставы не изнашивались, для этого достаточно легкой физической нагрузки. Нельзя забывать о культуре питания, не надо много есть вечером. На завтрак — каша с медом или орехами. А у нас люди не всегда следят за тем, что едят.

Я закончил спортивную карьеру в 2006 году. И не могу сказать, что с тех пор веду очень правильный и спортивный способ жизни. Но у меня не падает мышечная масса, не ухудшается здоровье, могу проехать 150 километров на велосипеде, подтянуться. Я просто два-три раза в неделю занимаюсь физической активностью. Недавно вернулся домой очень уставший, энергии совсем не было. Но решил 20-30 минут покататься на велосипеде. То, что происходит в организме в этот момент, просто удивляет. Начинают выделяться гормоны счастья, и силы возвращаются, внутри столько того счастья и энергии, что можно работать еще несколько часов.

Помню, были на соревнованиях в Норвегии. С утра в 5:30 я пошел побегать вокруг озера. И не передать мое удивление, когда я увидел много людей пожилого возраста, которые бегали, выполняли физические упражнения. Вечером картина повторилась. И на мой вопрос, как такое возможно, норвежская каляжанка дала прекрасный ответ: «Мы очень хотим жить, поэтому и занимаемся». Это культура всего народа, они так живут.

И если взрослые люди будут очень хотеть жить и поддерживать для этого физическую активность, дети будут брать с них пример. И тогда у нас также будет культура здорового образа жизни в каждой семье отдельно и во всей стране в целом.

Валерия СТЕЦКО

Фото из личного архива героя

Выбор редакции

Общество

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Что делать, если неожиданно мать или отец стали очень настойчиво заявлять о себе?

Общество

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

«Желающих настолько много, что закончились бланки».

Общество

Способы использования елки после зимних праздников

Способы использования елки после зимних праздников

Вот и новогодние праздники, которых мы так ждали, остались в прошлом. Но просто выбросить деревце — это скучно, к тому же, неэкономно и не «эко-френдли» — зачем засорять окружающую среду?

Общество

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?

Окончание школы и выход во взрослую жизнь профориентационный психолог Анна Исаенко очень метко сравнивает с первым прыжком с парашютом или выходом в космос.