Вы здесь

Наши спасатели в турецких горах


Белорусские летчики не раз помогали бороться с пожарами и наводнениями в разных странах мира. В конце ноября два наших экипажа вернулись из Турции. Они там работали по приглашению тамошнего Министерства сельского и лесного хозяйства с мая.


Изначально контракт был рассчитан до 28 октября, но свои коррективы внесла жаркая и засушливая погода. Турецкая сторона обратилась с просьбой продлить время пребывания белорусских летчиков еще на четыре недели. И просьба партнеров была удовлетворена.

Подробнее о работе наших экипажей в азиатской стране рассказал начальник авиации МЧС Беларуси Тадеуш Курсевич.

— Турция, как известно, страна гористая. И в леса, находящиеся в ущельях, подобраться обычным пожарным транспортом почти невозможно. А вот возгорания, к сожалению, там далеко не редки. И единственный способ их потушить — залить водой из воздуха.

Ситуация в этом году была довольно напряженная — достаточно сказать, что налет белорусских экипажей составил 470 часов, — заметил Тадеуш Курсевич. — Но работали в горах Турции не только они. Пилотов и технику отправили также из Украины, России, Грузии, Казахстана и Словении. Для Министерства по чрезвычайным ситуациям это способ не только подготовить пилотов в условиях, которых в Беларуси нет по естественным причинам, но и заработать средства для работы с техникой.

— Полеты в горах Турции и на равнинах Беларуси очень сильно отличаются по своим условиям, — продолжает Тадеуш Курсевич. — В горной местности куда большие перепады температур, иногда возникает турбулентность. Обстановку осложняет порывистый ветер. В горах растет много хвойных деревьев. Хвоя, которая массово осыпается на Землю, очень быстро высыхает при температуре, достигающей 40 градусов. В таких условиях она легко делается горючей как порох. Кроме того, в Турции растет много кедров. Эти лесные великаны содержат в себе очень много смолы. И если она вскипит, то дерево может элементарно разорвать, словно от взрыва. Добавьте к этому и то, что из-за рельефа иногда ограничивается возможность для маневров.

Именно поэтому в Турцию были отправлены вертолеты Ми-8. Они могут нести до трех тонн воды. Причем Ми-26, работавшие пораньше в Греции, могут тянуть до 15 тонн. Но чем больше грузоподъемность у винтокрылой машины, тем сложнее ей управлять. Особенно это важно, если линия огня идет неравномерно.

В Турции наши летчики и обслуживающий персонал работают на постоянной основе аж с 2009 года. Небольшой тайм-аут был взят только в середине уходящего десятилетия. И география их не ограничивается только Средиземноморьем.

— Мы работали и в Греции, и в Грузии, помогали тушить природные пожары в Латвии, много работали в России, когда десять лет назад там царила очень сильная жара... — перечисляет географию полетов Тадеуш Курсевич. — Были мы и в Сербии, где во время мощного наводнения занимались доставкой по воздуху гуманитарной помощи.

А в этом году путь наших летчиков начался с города Чанаккале. Располагается он на берегу пролива Дарданеллы.

— В июне там случился сильный пожар, — продолжает собеседник. — Его затушили за четыре дня, но для этого понадобилась помощь целых двадцати вертолетов и двух самолетов. Впоследствии наши расчеты перебазировали на юг Турции — в местность близ Аданы, Хатая. Считайте, на 100–120 километрах линии возможного пожара постоянно дежурят более двух десятков вертолетов, — отмечает Тадеуш Курсевич. — Силы очень мощные. И обусловлены они тем, что в горах из-за сильного ветра пожар распространяется очень быстро. А ночью летать при таком рельефе местности, естественно, невозможно. Пламя же ждать не станет. И если не задействовать такое количество авиации, которая, по сути, обеспечивает непрерывное тушение пожара, то за ночь все дневные наработки авиаторов превратятся в ничто. Да и местные службы уже давно готовятся к возможным пожарам. В горах имеются специальные гидросооружения и колодцы на опасных направлениях.

Цикл «забор воды — заход над огнем — слив — возвращение к источнику воды» проходит очень быстро. На это требуется не более шести-семи минут. В свою очередь, иногда набрать воды из колодца тоже непросто. Он может находиться на высоте, более двух километров над уровнем моря. И нередко бывает так, что винтокрылая машина как будто бы зависла на месте, но на самом деле пилот «сглаживает» ее износ воздушными потоками.

— Очень часто нашим летчикам приходится отгонять пожары от населенных пунктов, — замечает Тадеуш Курсевич. — Например, огонь как-то подобрался к аэропорту Измира. А в этом городе живет почти три миллиона человек. Что уж говорить о многочисленных турецких деревушках...

И к экипажу, отправляющем в такую ответственную командировку, предъявляются очень серьезные требования. Налет должен составлять не менее трех с половиной тысяч часов. Очень желательно перед тем иметь опыт работы с водосливным оборудованием. И, естественно, хорошо знать английский язык, чтобы вести переговоры с диспетчером и с инструктором, который будет на месте обучать секретам тушения в горах.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото предоставлено МЧС

Выбор редакции

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.

Общество

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Поликлиники уже ведут запись желающих.