Вы здесь

Наши спасатели в турецких горах


Белорусские летчики не раз помогали бороться с пожарами и наводнениями в разных странах мира. В конце ноября два наших экипажа вернулись из Турции. Они там работали по приглашению тамошнего Министерства сельского и лесного хозяйства с мая.


Изначально контракт был рассчитан до 28 октября, но свои коррективы внесла жаркая и засушливая погода. Турецкая сторона обратилась с просьбой продлить время пребывания белорусских летчиков еще на четыре недели. И просьба партнеров была удовлетворена.

Подробнее о работе наших экипажей в азиатской стране рассказал начальник авиации МЧС Беларуси Тадеуш Курсевич.

— Турция, как известно, страна гористая. И в леса, находящиеся в ущельях, подобраться обычным пожарным транспортом почти невозможно. А вот возгорания, к сожалению, там далеко не редки. И единственный способ их потушить — залить водой из воздуха.

Ситуация в этом году была довольно напряженная — достаточно сказать, что налет белорусских экипажей составил 470 часов, — заметил Тадеуш Курсевич. — Но работали в горах Турции не только они. Пилотов и технику отправили также из Украины, России, Грузии, Казахстана и Словении. Для Министерства по чрезвычайным ситуациям это способ не только подготовить пилотов в условиях, которых в Беларуси нет по естественным причинам, но и заработать средства для работы с техникой.

— Полеты в горах Турции и на равнинах Беларуси очень сильно отличаются по своим условиям, — продолжает Тадеуш Курсевич. — В горной местности куда большие перепады температур, иногда возникает турбулентность. Обстановку осложняет порывистый ветер. В горах растет много хвойных деревьев. Хвоя, которая массово осыпается на Землю, очень быстро высыхает при температуре, достигающей 40 градусов. В таких условиях она легко делается горючей как порох. Кроме того, в Турции растет много кедров. Эти лесные великаны содержат в себе очень много смолы. И если она вскипит, то дерево может элементарно разорвать, словно от взрыва. Добавьте к этому и то, что из-за рельефа иногда ограничивается возможность для маневров.

Именно поэтому в Турцию были отправлены вертолеты Ми-8. Они могут нести до трех тонн воды. Причем Ми-26, работавшие пораньше в Греции, могут тянуть до 15 тонн. Но чем больше грузоподъемность у винтокрылой машины, тем сложнее ей управлять. Особенно это важно, если линия огня идет неравномерно.

В Турции наши летчики и обслуживающий персонал работают на постоянной основе аж с 2009 года. Небольшой тайм-аут был взят только в середине уходящего десятилетия. И география их не ограничивается только Средиземноморьем.

— Мы работали и в Греции, и в Грузии, помогали тушить природные пожары в Латвии, много работали в России, когда десять лет назад там царила очень сильная жара... — перечисляет географию полетов Тадеуш Курсевич. — Были мы и в Сербии, где во время мощного наводнения занимались доставкой по воздуху гуманитарной помощи.

А в этом году путь наших летчиков начался с города Чанаккале. Располагается он на берегу пролива Дарданеллы.

— В июне там случился сильный пожар, — продолжает собеседник. — Его затушили за четыре дня, но для этого понадобилась помощь целых двадцати вертолетов и двух самолетов. Впоследствии наши расчеты перебазировали на юг Турции — в местность близ Аданы, Хатая. Считайте, на 100–120 километрах линии возможного пожара постоянно дежурят более двух десятков вертолетов, — отмечает Тадеуш Курсевич. — Силы очень мощные. И обусловлены они тем, что в горах из-за сильного ветра пожар распространяется очень быстро. А ночью летать при таком рельефе местности, естественно, невозможно. Пламя же ждать не станет. И если не задействовать такое количество авиации, которая, по сути, обеспечивает непрерывное тушение пожара, то за ночь все дневные наработки авиаторов превратятся в ничто. Да и местные службы уже давно готовятся к возможным пожарам. В горах имеются специальные гидросооружения и колодцы на опасных направлениях.

Цикл «забор воды — заход над огнем — слив — возвращение к источнику воды» проходит очень быстро. На это требуется не более шести-семи минут. В свою очередь, иногда набрать воды из колодца тоже непросто. Он может находиться на высоте, более двух километров над уровнем моря. И нередко бывает так, что винтокрылая машина как будто бы зависла на месте, но на самом деле пилот «сглаживает» ее износ воздушными потоками.

— Очень часто нашим летчикам приходится отгонять пожары от населенных пунктов, — замечает Тадеуш Курсевич. — Например, огонь как-то подобрался к аэропорту Измира. А в этом городе живет почти три миллиона человек. Что уж говорить о многочисленных турецких деревушках...

И к экипажу, отправляющем в такую ответственную командировку, предъявляются очень серьезные требования. Налет должен составлять не менее трех с половиной тысяч часов. Очень желательно перед тем иметь опыт работы с водосливным оборудованием. И, естественно, хорошо знать английский язык, чтобы вести переговоры с диспетчером и с инструктором, который будет на месте обучать секретам тушения в горах.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото предоставлено МЧС

Выбор редакции

Общество

Узкий специалист или универсальный?

Узкий специалист или универсальный?

Как в БГУ помогают студентам спроектировать индивидуальную образовательную траекторию.

Общество

Чтобы все рассветы были мирные

Чтобы все рассветы были мирные

Памятные мероприятия в Бресте вчера проходили, действительно, от рассвета до сумерек.

Общество

Сегодня — 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны

Сегодня — 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны

В Беларуси День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны — памятная дата.