Вы здесь

Электротранспорт, корпоративная сеть и бесконтактное кафе. Резиденты Гродненского технопарка выходят на рынок с инновационными проектами


Большинство основано на информационных технологиях. Среди них есть по-настоящему «прорывные». Например, электронный сервис услуг для всех городов Беларуси. Либо корпоративная связь между коллективом университета. Или вообще назрелый вопрос по организации доставки небольших грузов малогабаритным электротранспортом.


Научно-технологический парк создан при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы два года назад для реализации инновационных проектов. Сейчас он находится в восстановленном здании и насчитывает 13 резидентов, половина из которых — это студенты и преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы. Поэтому некоторые проекты направлены как на раскрытие внутреннего потенциала образовательного учреждения, так и на помощь студентам на рынке труда.

Этому в полной мере соответствует проект по информационным технологиям и ведению бизнеса. Его разработкой занялись два факультета-экономики и управления вместе с факультетом истории, коммуникации и туризма. Направление самое востребованное — медиа, информация, коммуникация, пиар, реклама. Как пояснил руководитель компании-резидента, старший преподаватель кафедры журналистики Сергей ЛЯШУК, идея в том, чтобы использовать все новейшие разработки по этой теме и создать новый, более совершенный продукт в сфере электронного маркетинга и рекламы.

— В нашем случае был создан информационный портал и программа, предлагающие потребителю информационный сервис с перечнем абсолютно всех услуг всех городов Беларуси, — уточнил собеседник. — Я с такой мобильной программой, едя по стране, могу получить информацию, бонусы, скидки от всех заведений в месте нахождения. И, соответственно, могу управлять ими с помощью QR-кода.

Эта программа будет полезна и для компаний, уверен Сергей Ляшук. Многие из них считают, что умеют хорошо себя рекомендовать в сети. А на самом деле это получается не на должном уровне. По всей видимости, разработка гродненцев поможет компаниям правильно взаимодействовать с целевой аудиторией, строить собственные стратегии на основе последних разработок в IT.

Не забыли разработчики и про свою альма-матер. С помощью тех же «айтишных» решений создается корпоративно-информационная сеть для университета. Оказывается, это единственный такой проект в стране, где будет налажено взаимодействие сотрудников и студентов через информационные технологии. К концу года продукт будет запущен и начнется его продажа в других регионах. А на очереди — новая разработка.

— Недавно у нас появилась идея по созданию инновационного кафе с бесконтактной доставкой. Планируется открыть его на площадях технопарка. Будет приобретено новейшее оборудование, которое в Беларуси мало где есть. И через программу потребители смогут заказать любимое блюдо и его доставку. У нас будет договор с партнерами — учреждениями питания, которые готовят качественно и по приемлемой цене. Кафе будет также работать в реальном режиме, — рассказал руководитель проекта.

Действительно, спрос на доставку товаров постоянно растет. Усовершенствовать эту систему взялась и компания-резидент «Классик электро». Здесь предполагают коренным образом улучшить работу по организации и доставке малогабаритных грузов с помощью нового программного обеспечения, которое будет сопровождать исключительно электромобильный транспорт.

— Наша «фишка» в том, что мы решили три проблемы, которые препятствуют развитию электромобильности. Это — высокая стоимость, необходимая инфраструктура и диапазон зарядки. Машина может ездить 500 километров с помощью нашего софта и системы сменных аккумуляторов, — пояснил глава компании Сергей ЖИЛЬЦОВ. — Электрический транспорт тратит от двух рублей на 100 километров пробега, не требует такого частого технического обслуживания, как транспорт на углеводородах. Плюс — снижаются вредные выбросы. Доставка на таком транспорте обойдется потребителю гораздо дешевле.

Встает вопрос: Где взять электротранспорт? По словам разработчиков, электромобили на первом этапе будут закупать у зарубежных производителей. Постепенно их можно будет адаптировать к белорусскому производству — ставить местные шины и даже двигатели. Возможно, это подтолкнет и белорусских автопроизводителей на выпуск наиболее «ходовых» электрических моделей. Пока компания предполагает иметь одного транспортного оператора на город по договору франшизы.

Сергей Жильцов сообщил, что компанию допустили в экосистему стартапов «Сколково» (Россия) для поиска инвестиций. Сейчас разработчики ведут переговоры со странами, где электрический транспорт широко используется, чтобы предложить свой пилотный проект.

— Вначале мы планируем испытать нашу разработку в Эстонии, где привлечем к эксперименту 30 машин. Это своеобразная стартовая площадка для выхода на рынки ЕС, что нам также выгодно с точки зрения экспортоориентированного бизнеса с использованием белорусских ресурсов, — отметил руководитель проекта.

Гродненцы уверены, что их разработка заинтересует и белорусских инвесторов, так как предлагает гораздо более дешевое средство доставки. А это значит, позволит малому и среднему бизнесу развиваться дальше. Например, для стотысячного города оптимально иметь 330 электромобилей. В ход могут пойти не только электромобили, но и электросамокаты, электровелосипеды. Самое главное здесь — оснастить их новым программным обеспечением.

Кстати, Беларусь планирует активно идти по пути развития электротранспорта, в связи с чем готовится соответствующий проект программы на 2021–2025 годы. Указанный документ сейчас проходит доработку и должен быть завершен к 1 января 2021 года. Об этом шла речь во время посещения Романом Головченко холдинга «Белкоммунмаш». Премьер-министр определил это направление как одно из ключевых в программе социально-экономического развития страны и предложил активнее внедрять электротранспорт, использовать его в коммерческих целях.

Определенные шаги в электромобильном направлении планирует предпринять и ГрГУ имени Янки Купалы. Факультет инновационных технологий машиностроения будет готовить инженеров по обслуживанию электротранспорта. Сегодня такая дисциплина изучается в контексте других специальностей.

Необходимый комментарий дает Юрий РОМАНОВСКИЙ, проректор по научной работе ГрГУ имени Янки Купалы:

— Мы участвуем в экспериментальном проекте по внедрению концепции «Университет 3.0» и нацелены на университет предпринимательского типа. Чтобы студенты могли с чего-то начать, был создан Центр трансфера технологий, республиканское унитарное предприятие «учебно-научно-производственный центр „Технолаб“», получивший статус технопарка. Центр трансфера технологий — это мостик между вузом и производством, между разработками и их внедрением. А технопарк создает определенную инфраструктуру для развития инновационного предпринимательства. Здесь размещено высокотехнологичное оборудование, выделяемое в аренду резидентам парка по оказанию услуг в 3D-моделировании, 3D-прототипировании, лазерной резке, информационных услуг и другого.

Сейчас ведется строительство второй очереди парка, которое финансируется за счет средств республиканского и областного инновационных фондов. Здесь будут размещены как офисные, так и производственные помещения. А также выставочные павильоны, конференц-залы, коворкинг-зоны для бизнес-студенчества.

В ГрГУ имени Янки Купалы действует студия проектов стартапов, где студенту помогут сформировать его бизнес-идею, чтобы она была востребована на рынке. В прошлом году создан фонд инновационного развития для поддержки предпринимательства. Он финансирует работы студентов и преподавателей по созданию продукта для его дальнейшей коммерциализации. Например, сейчас ведется разработка прототипа алкотестера-пароизмерителя. Поданы еще четыре заявки на разработку инвавационных продуктов. Победители получат денежные средства.

В парке даже есть компания, которая занимается психологическим сопровождением по инновационным методикам. Студентка организовала ИП и разработала программу психологического консультирования для тех, кто направлен на открытие собственного дела, личностный рост.

Для резидентов существуют определенные льготы. Практически в два раза снижена ставка налога на прибыль, арендная ставка также рассчитывается по сниженным тарифам, льготные условия существуют при пользовании оргтехникой и другим оборудованием.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото grodnonews.by

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».