Вы здесь

«Удаленка» — один из трендов уходящего года, который будет и дальше развиваться


Эксперты отмечают рост продуктивности удаленной работы на фоне снижения контроля.

Международный конкурс «Премия HR-Brand Belarus» проводится уже в седьмой раз. В этом году он впервые прошел онлайн для международной аудитории. И многие его этапы также были организованы дистанционно. Однако и проекты конкурсантов, и анализ ситуации на рынке труда показали, что переход на работу в онлайн-формате - одна из тенденций 2020 года, которая и дальше будет развиваться.


Международный конкурс «Премия HR-бренд Беларусь» проводится уже седьмой раз. В этом году он впервые прошел в онлайн-формате для международной аудитории. Да и многие его этапы также были организованы дистанционно. Впрочем, как проекты участников конкурса, так и анализ ситуации на рынке труда продемонстрировали, что перевод работы в онлайн-формат — один из трендов уходящего года.

Тренды и вызовы рынка труда

В начале 2020 года сюрпризов не было. Как обычно, в январе наблюдалось традиционное снижение количества вакансий относительно декабря 2019 года и их рост в феврале. Однако уже с марта началось падение, которое продолжалось до июня.

За эти три месяца рынок труда значительно перестроился. По словам Светланы ШАПОРОВОЙ, директора сервиса rabota.by, который является организатором конкурса, эпидемия COVID-19 стимулировала директоров по персоналу «быстро реагировать, адаптироваться, вносить изменения». Многие компании и раньше практиковали гибридный формат работы — частично удаленно, частично на рабочем месте, теперь жизнь заставила активно внедрять его. При этом специалисты отмечают повышение производительности труда на фоне снижения контроля.

Специалисты прогнозируют, что далеко не все работники вернутся в офисы. Поэтому тенденция к найму и поиску работы в удаленном формате сохранится. Кроме того, соискатели стали чаще интересоваться вариантами подработки. В условиях пандемии в 2020 году в сравнении с 2019 годом выросло количество поисковых запросов по следующим направлениям: подработка с ежедневной оплатой (+17,3%); подработка (+45,8%); подработка на дому (+5,2%), удаленная работа (+49,3%).

Вторым трендом года стало активное внедрение информационных технологий. Светлана Шапорова призналась, что введение электронного документооборота входило в перспективные планы ее компании, но из-за эпидемии на него перешли моментально. Конечно, определенной части работников нужно было переступить некий психологический барьер, чтобы расширить пользование современными технологиями, но в итоге это оказалось не так и трудно, главное, начать делать. «Год оказался лучшим IT-директором, — резюмировала член жюри международного конкурса Премия HR-бренд Беларусь 2020 Анастасия МИЗИТОВА (Россия), учредитель, директор в проекте Энергия HR. — За этот период некоторые ранее отложенные идеи обкатали много раз. Это беспрецедентный опыт. Такой динамики развития наша команда раньше не переживала».

Третий тренд года, а по значимости, пожалуй, первый: заметное смещение фокуса с бизнес-целей на здоровье и благополучие людей. «Там, где с коллективом общались напрямую топ-менеджеры, ситуация гораздо лучше, чем там, где не было открытого диалога между руководством и персоналом», — подчеркнула Анастасия Мизитова.

Светлана Шапорова отметила, что произошла активация горизонтального управления. В некоторых компаниях создавались антикризисные комитеты, что позволяло привлечь рядовых сотрудников для принятия решений и реализовать максимальное количество идей.

Уволиться или остаться

Председатель жюри конкурса Нина Осовицкая (Россия), директор Бренд-центра HeadHunter заметила, что в 2020 году соискатели не активны: «Наблюдается взаимная лояльность: теперь увольнение — это то, на что руководители решаются в последнюю очередь, а работники опасаются менять работу. В том числе многие не готовы адаптироваться к новому месту работы в онлайн-режиме». А вот Наталья Зайцева, консультант конкурса «Премия HR-бренд» предположила, что в следующем году до 50% людей будут менять место работы.

В этом году наниматели активнее всего искали специалистов из сферы продаж и информационных технологий, а также рабочий персонал. При этом, в третьем квартале количество вакансий в сфере «Рабочий персонал» выросло, обогнав IТ-сферу. Наибольшее количество вакансий размещено для грузчиков, слесарей, упаковщиков и уборщиков. По мнению Светланы Шапоровой, такая тенденция сохранится и в 2021 году. По-прежнему студентам и людям без опыта работы придется приложить максимум усилий для удачного трудоустройства.

Между тем эксперты отметили, что заметно снизилась дискриминация по возрастному признаку и рынок разворачивается в сторону работников 50+. Это происходит среди прочего и потому, что повзрослели учредители и руководители компаний, в том числе в сфере IT. «А вот к смене деятельности в предпенсионном возрасте многие руководители кадровых служб относятся неоднозначно, предпочитая работников с хорошими профессиональными компетенциями», — отметила Анастасия Мизитова.

Лауреаты «Премии HR-бренд Беларусь 2020»

В этом году на конкурс было подано 27 проектов, номинантами конкурса «Премия HR-бренд Беларусь 2020» стала 21 компания. Несколько компаний представили по два проекта. Впервые появилась номинация «Малый бизнес», в которой было презентовано семь проектов. Андрей Цыган (Беларусь), CEO и основатель консалтинговой компании «Изи Штандарт» особо порадовался этому обстоятельству: «В большом бизнесе, чтобы начать проект, нужно собрать 100 подписей на 18 этажах, в малом идеи обсуждаются за чашкой кофе. Малый бизнес может что-то протестировать, в целом позволить себе больше, чем большой и средний. Поэтому у среднего и крупного бизнеса есть возможность поучиться у малого. Именно в малом бизнесе рождаются идеи! Так что малый бизнес больше нужен крупному, чем наоборот».

  • В номинации «Малый бизнес» награды I степени удостоено ООО «Евроспецстрой сервис» с проектом «Команда для захвата рынка». Суть проекта: оценка и анализ ситуации внутри компании, выяснение, чем недовольны сотрудники и клиенты. Был разработан план спасения, сделан акцент на развитии и усилении команды, ведь главное в бизнесе — люди.
  • В номинации «Мир» победителем названо Иностранное унитарное предприятие «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» с проектом «История одной трансформации: логотип, стратегия, культура и многое другое». Реализация проекта позволила сделать структуры компании более эффективными, из 28 субрегионов образовалось 18. Это помогло наделить полномочиями каждого сотрудника для быстроты принятия решений.
  • В номинации «Столица» награду I степени получило ЗАО «Альфа-Банк» за проект #besmart Alfa-Experience. Это общедоступная образовательная онлайн-площадка для обмена уникальной или дефицитной экспертизой силами действующих практиков и приглашенных внешних спикеров.

Общество с ограниченной ответственностью «ОМА» удостоено награды 1 степени в номинации «Республика». Компания предложила проект: «Sky is the limit. Ступени профессионального роста продавца». Внедрение проекта позволило сократить срок вхождения в должность с шести до двух месяцев. При этом снизилась текучка персонала на испытательном сроке на 10%, повысился рост обучаемости работников с 43,5% до 90%.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Готов к развертыванию «красных зон»

Готов к развертыванию «красных зон»

Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии оказывал помощь пациентам с COVІD-19.

Общество

Столичная география: как выглядит Минск на старинных картах и планах

Столичная география: как выглядит Минск на старинных картах и планах

Предприятие «Белкартография» «выпустило уникальное источниковедческое издание «Минск на старинных картах и планах».