Вы здесь

Занько из Занек


Деревня Воронь Лепельского района войдет в историю тем, что в ней жил легендарный фронтовик — полный кавалер ордена Славы, единственный из белорусских кавалеров, получивший свои награды в воздушных боях. Это — Федор Занько, который был на фронте стрелком-радистом штурмового самолета Ил-2. Тридцать лет назад, когда я начинал искать трижды отмеченных солдатским орденом, Федора Петровича Занько уже не было на этом свете. Знаковое обстоятельство — последний день земной жизни ветерана выпал именно на День Победы. Это было в 1979 году. Жизненная дорога героя вместилась в неполных пятьдесят восемь лет.

В этом году в начале октября я направился на Лепельщину, чтобы разыскать свидетелей жизни отважного летчика-стрелка, и мне посчастливилось встретить их. Во-первых, посетив вороньское кладбище, я безошибочно выделил могилу Федора Занько: взгляд привлекла красноречивая надпись на памятнике, над которым возвышалась пятиконечная граненая звездочка из «нержавейки». Сразу бросилось в глаза, что могила ухожена, и это взволновало: герой не забыт! В разговорах с жителями узнал, что в деревне живет старшая дочь Федора. Мне посчастливилось: я быстро отыскал нужный дом и хозяйку — семидесятидвухлетнюю Галину Федоровну Федорович.


...Мы сидим в ее доме, листаем семейный альбом, рассматриваем портреты ее отца. В жизни Федор Занько снимался мало, и в альбоме сохранились лишь считанные фото с ним. Галина волнуется, когда вспоминает о послевоенном младенчестве, о последних днях своего славного отца.

— Мой папа родом из соседней деревни Заньки. Оттуда его призвали в армию, туда он и вернулся в сорок шестом. Женился, а в сорок восьмом родилась я — первая его дочь. И до войны, и после папа был кузнецом, работал в колхозной кузнице. В деревню Воронь наша семья перебралась, когда я перешла в четвертый класс. Мама работала медсестрой в участковой больнице, папина кузница стояла на берегу озера Воронь. Была еще и младшая сестра. Папа нас очень любил, жалел, прощал наши непослушания, хотя и был в меру строг, — рассказывает хозяйка. — Федор Петрович был высокого роста, его любимой обувью были кирзовые сапоги. В быту был неприхотлив, справлялся с любой крестьянской работой — пахал, сеял, косил, пас коров, плотничал. Вот и мой дом, когда я вышла замуж в 1974-м, тоже строил.

По воспоминаниям Галины, ее отца называли Занько-орденоносец, потому что в населенном пункте были и другие Занько. Своими наградами ветеран никогда не хвастался, но и не отказывался, когда его приглашали выступить на школьной линейке.

— К сожалению, мы с сестрой мало расспрашивали об отцовской войне, о наградах и ранениях, а сам он упоминал неохотно. Мы гордились, когда папа приходил в школу в парадном пиджаке. В отношениях с людьми он был самый обычный человек, открытый, гостеприимный, любил поговорить. Когда встречался с ветеранами, гомонили, выпивали — как без этого, пели — его любимая песня была «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги». Когда разговор переходил на военную тему, с трудом сдерживал слезы — на слезы он был слабак! К сожалению, тяжелая болезнь рано скосила его.

В День Победы Федор Занько всегда стремился посетить армейских авиаторов под Лидой, где после войны дислоцировалась его летная часть — в этот день там собирались боевые однополчане. А теперь в победный день на его могилу приходят даже те, кто его никогда не видел, но они знают и помнят.


Солдатскую форму деревенский кузнец Федор Занько надел в мае 1940 года, когда ему шел девятнадцатый год. За плечами юноши было четыре класса деревенской школы. Красноармейца направили в полковую школу младших командиров 139-го стрелкового полка 41-й стрелковой дивизии Западного фронта. Войну Федор Занько встретил еще курсантом. Ему суждено было пройти все лихолетье, как говорят, «от звонка до звонка». И он — житель Лепельской деревни Заньки — с честью выполнил свою миссию.

Сначала в составе стрелковых подразделений был разведчиком. Осенью сорок второго на Сталинградском фронте в составе взвода разведки, в районе железнодорожной станции Татинская, привел важного «языка» и доставил ценные документы противника. За геройские поступки получил первую значимую награду — орден Красной Звезды. В боях за оборону Сталинграда был тяжело ранен. После долгого лечения был направлен на краткосрочные курсы воздушных стрелков-радистов, окончив их в мае 1943-го, получил распределение в 75-й гвардейский штурмовой авиационный полк (Сталинградский) в экипаж легендарного летчика, будущего Героя Советского Союза Николая Тараканова. На самолете Ил-2 освобождал Крым, а в мае сорок четвертого над Сапун-горой (в районе Севастополя) сбил три немецких самолета. За это геройство Занько вручили орден Славы III степени. Затем наш земляк воевал над территорией Беларуси — освобождал Витебск, Оршу, Борисов, Минск, Лиду, Гродно; прибалтийские Алитусы и Каунас, совершил двадцать два боевых вылета, отразил семь воздушных вражеских атак. За участие в операции «Багратион» старшину Федора Занько наградили двумя орденами: Славы II степени и орденом Красного Знамени. В период с ноября 1944-го по март 1945-го воздушный стрелок совершил двадцать четыре вылета на бомбардировки и штурмовки живой силы и техники гитлеровцев в регионах Восточной Пруссии. В апреле сорок пятого ему вручили орден Славы и степени.

Всего за время Великой Отечественной войны Занько совершил 234 боевых вылета, за что получил 26 благодарностей Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. В наградном списке ветерана-семь орденов и несколько боевых медалей.

Анатолий КЛЕЩУК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».