Угасают одна за другой звезды на небосклоне искусства... Недавно огорчила сердца любителей белорусского театра информация: на 84 году жизни умерла народная артистка Беларуси Белла Масумян. Ее не зря включали в топ самых узнаваемых артистов Беларуси. Будущая актриса родилась в украинском Павлограде. Родители хотели видеть ее врачом, но она стремилась на подмостки. Окончив в 1961 году Белорусский государственный театрально-художественный институт, тут же пошла работать в драматический театр имени Горького. Получилось, что Белла Масумян до конца дней была предана этому театру. «Звязда» вспоминает яркие и любимые роли Беллы Масумян.
«Лев зимой» (реж. Валентина Еренькова)
Для многих образ Примадонны связан прежде всего с образом шекспировской королевы. Действие пьесы развивается в Англии ХІІ века. Король Генрих II должен назначить наследника трона. На это событие прибывают жена Генриха — королева Элинор, которая провела десять лет в заключении за участие в заговоре, молодая любовница короля-французская принцесса Элис, король Франции Филипп II Август и трое сыновей Генриха II — Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон.
Роль королевы Элинор Аквитанской сыграла Белла Масумян. Актрису очень интересовал образ героини: сильной женщины, ведущей борьбу за любовь.
«Правда — хорошо, а счастье лучше» (реж. Аркадий Кац)
Белла Амовна признавалась, что Ростислав Янковский, постоянный партнер по сцене, уговаривал ее отказаться от роли купчихи. Понятно, что при взгляде на Масумян сразу возникали ассоциации — королева, аристократка... Но актриса никогда не отказывалась от возможности попробовать себя в чем-то новом, и Янковский впоследствии признал, что не был прав в своих сомнениях.
Напомним содержание известной пьесы Островского: богатая и властная купчиха Мавра Тарасовна Барабошева хочет выдать свою внучку Поликсену замуж за генерала. Но девушка влюблена в бедного приказчика Платона, резонера и правдолюба. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы старая нянька Филицата не привела бы в дом отставного унтера силу Ерофеича Грязнова, в котором Барабошева узнала любовь своей молодости.
Белла Масумян блестяще исполнила роль Мавры Тарасовны. Как говорила сама актриса, ей было интересно показать зрителю не только мещанку и купчиху, но и женщину, которая хотела казаться то ли особенной, неоднозначной, открытой, то ли замкнутой от всего мира.
«Пане Коханку» (реж. Сергей Ковальчик)
Действие спектакля происходит в XVIII веке, после первого раздела Речи Посполитой. Главный герой Кароль Станислав Радзивилл получил свое прозвище «Пане Коханку», ведь ко всем именно так по-доброму и обращался — «пане коханку» — «мой дорогой».
Белла Масумян сыграла Теофилию, сестру князя. Актриса рассказывала, что эта постановка создавалась на подмостках совместно — вклад в спектакль сделали все, и драматург, и постановщики с актерами. Белла Амовна, например, придумала для образа своей героини железную руку — мужественная, властная Теофилия появляется на сцене в позолоченной перчатке, словно части рыцарских латов.
«Загадочный визит» (реж. Борис Луценко)
Еще до начала плодотворной работы над постановкой Белла Масумян признавалась, что ей очень хочется сыграть главную роль в «Загадочном визите». Знаменитая пьеса Дюренматта — богатый материал для психологических экспериментов, экзистенциальных поисков. Напомним сюжет: в провинциальное местечко приезжает очень богатая женщина Клара Цаханасьян. Много лет назад благочестивые жители осудили ее за легкое поведение и выгнали. Теперь она возвращается и дарит землякам миллиард, требуя взамен жизнь одного из них — Альфреда Ила. Это он когда-то соблазнил и бросил ее. Хорошие горожане возмущены. Но никому из них никогда и не снились такие деньги.
Что такое справедливость? Белла Масумян вместе со зрителями искала ответ в этой роли.
«Валентинов день» (реж. Валентина Еренькова)
Сама Белла Масумян рассказывала о роли Валентины немного, но она была ей дорога, не зря именно этот спектакль был выбран для бенефиса актрисы в 2007 году. В этой роли Масумян впервые встретилась на подмостках с еще одной белорусской примадонной — Натальей Гайдай, обе звезды образовали блестящий дуэт.
Пьесу, которая легла в основу, написал драматург Иван Вырыпаев. Он регулярно принимает участие в фестивале молодой драматургии «Любимовка». И вообще считается автором, который очень умело работает с постмодернизмом. В спектакле «Валентинов день» зритель попадает в удивительную квартиру, в которой, ненавидя и любя друг друга, живут две престарелые женщины: Валентина и Катя. Объединяет их умерший Валентин, которого они обе любили. Обстановка очень напоминает поле битвы. Да и жизнь героинь больше похожа на непрерывную битву на баррикадах.
Беллу Масумян не пугали ни эксперименты, ни привычная классика: она охотно работала во всех направлениях. Именно поэтому в ее жизни было так много разнообразных и запоминающихся ролей.
Арина КАРПОВИЧ
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.