Вы здесь

Куда летит «Стрела»? Рассказываем о знаменитом спецподразделении


Деятельность этого специального подразделения несведущий человек замечает редко. Чаще всего экипажи ГАИ мы видим, когда они разбирают дорожно-транспортное происшествие или патрулируют улицы. С этой задачей выезжают и экипажи спецподразделения дорожно-патрульной службы «Стрела» Министерства внутренних дел. Но делают это только в то время, когда они не заняты своими основными обязанностями.


Главная задача «Стрелы» — сопровождение и эскортирование высших должностных лиц нашей страны и глав делегаций иностранных государств, если это регламентировано дипломатическим протоколом. Как раз во время проезда кортежей мы и видим ее в деятельности. Задача работы спецподразделения некогда была вынесена и в его название. Название же «Стрела» появилось только в нулевых годах, одновременно с символикой — сине-белым ромбом со стрелой внутри. Получился интересный симбиоз — как известно, стрелы летят очень быстро, а цветовая гамма имеет отсылку к Госавтоинспекции.

— Предыстория «Стрелы» имеет свои корни еще в советском времеми, — вспоминает начальник спецподразделения подполковник милиции Сергей Демченко. — Минск тогда также посещали высокие гости из других стран — как капиталистического, так и социалистического лагеря. Приезжали сюда и представители высоких государственных должностей из Москвы. Соответственно, была поставлена задача должным образом обеспечить торжественную встречу гостей с рангом и проводить их обратно. Для этого в республиканской Госавтоинспекции был создан специальный взвод мотоциклистов. В свою очередь, ГАИ города имела в своем составе группу сопровождения, которая перемещалась на автомобилях, как бы сейчас сказали, элитного класса. Вот так из двух компонентов и собирался парадный кортеж. История же «Стрелы» в ее современном виде отсчитывается от 27 февраля 1993 года. Именно в этот день тогдашний министр внутренних дел Владимир Егоров подписал приказ о создании специального подразделения.

— Кроме основной функции, в чем еще особенность «Стрелы»?

— Мы работаем не по принципу территориальности, а по всей стране. Командировок у наших экипажей очень много. Оказываем практическую помощь областным ГАИ, где ситуация на дорогах может быть сложная. Также «Стрела» может сопровождать ценные грузы.

— Есть ли какие-то особые требования к сотруднику «Стрелы»?

— Прежде всего он должен иметь высшее юридическое образование. В системе Госавтоинспекции трудовой стаж должен составлять не менее пяти лет, чтобы досконально знать все особенности службы. Дело в том, что на «Стрелу» возложена также функция координации работы подразделений ГАИ. И, конечно же, соответствовать нашим специальным требованиям. Отбор потенциальных кандидатов ведется не только по состоянию здоровья, но и по психологическим качествам. Именно этот этап и является решающим во время отбора сотрудников ГАИ, пожелавших служить в нашем подразделении. Например, на мотоцикле может ездить каждый. Но далеко не каждый способен ехать все время на одинаково заданной скорости на расстоянии друг от друга. А так к опытным сотрудникам ГАИ мы присматриваемся постоянно, особенно к тем, кто хорошо зарекомендовал себя в профессиональных конкурсах. Если в «Стреле» появляется вакантное место, то круг возможных претендентов уже отчасти обозначен. Конечно, если к нам придет офицер и скажет, что хочет служить в «Стреле», то при успешном прохождении отбора никаких препятствий для этого не будет.

— Но эффективность работы зависит не только от личного состава, но еще и от техники.

— Наш автопарк обновляется в плановом режиме. Например, для эскортирования используются мотоциклы Yamaha, сделанные по особому заказу. Их «фирменное» отличие — белый цвет. Также есть у нас мотоциклы BMW. А вот что касается автотехники службы сопровождения, то мы используем как BMW, так и «седаны» Geely SE. Шесть автомобилей белорусского производства мы получили прошлой весной. И кстати, зарекомендовали они себя хорошо. «Мерседесы» E-класса мы обычно используем для патрульного режима. А вот автомобили марки Chrysler уже постепенно выходят из эксплуатации. Хотя и до сих пор в строю остаются машины, выпущенные десять и даже 14 лет назад. Дело в том, что они еще не произвели установленный лимит пробега. Он у нас регламентирован очень жестко. Как только этот рубеж пересекается, машину передают в другую службу.

Весь наш специализированный транспорт находится, обслуживается и ремонтируется в автомобильном хозяйстве Министерства внутренних дел. Она находится рядом с тем зданием, где располагается «Стрела».

— А сберегается ли техника, например, в специальном музее?

— После реконструкции здания, в котором мы находимся, появится специальный музей ГАИ. Будут в нем и экспонаты, имеющие отношение к «Стреле». Также под стекло витрины попадут приказы, личные вещи сотрудников. Можно будет увидеть и кое-что из техники. Например, милиционеры хранят мотоцикл «Урал». Он использовался для эскортирования в 80-е годы. Вообще, «Уралы» к нам приходили и в 90-е. После, когда изменились задачи, их заместила немецкая техника.

— Расскажите, пожалуйста, несколько слов о тренировках личного состава.

— Они проводятся постоянно, чтобы быть постоянно в боевой форме. А вот суть упражнений зависит от конкретной службы. Их в «Стреле» всего пять — оперативно-дежурная, эскортирования, сопровождения, специальных мероприятий и информационно-аналитической работы и материально-технического обеспечения. Например, служба сопровождения оттачивает свои навыки на обычных дорогах. Они должны действовать правильно в различных ситуациях, включая чрезвычайные ситуации. Мотоциклисты службы эскортирования выполняют приемы вождения как в команде, так и по отдельности. Например, на трассе выставляются специальные фишки. Их каждый мотоциклист должен объехать и не задеть ни одну, причем сделать это на скорости. А это упражнение очень непростое. Сначала мотоциклисты ездят по одному, после парами, тройками и в составе группы. И только если на проезжей части все необходимые навыки закреплены, состоится совместный выезд и тренировка мотоциклистов вместе с машинами сопровождения. Вот так за внешне красивой картинкой, которую многие хоть раз видели вживую, стоят сотни часов напряженной, сконцентрированной работы.

Команда специального подразделения «Стрела» неоднократно участвовала в республиканских смотрах-конкурсах профессионального мастерства, которые проводились среди сотрудников дорожно-патрульной службы. Все время она занимала и занимает призовые места. А это лучше всего свидетельствует об уровне подготовки специалистов.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото автора и спецподразделения «Стрела»

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.