«Припять, или «припечь» — старое название, которое еще сохранилось в обиходе на местности, означает песчаный нанос среди реки».
Сочетание уникальных слов и уникальных пейзажей... Природа как подтекст языка... Культурный центр «Корпус» в формате open-aіr проводит фотовыставку «Лексика Полесья». Вы смотрите на рушники, придорожные кресты, удивительные реки и птиц — и слышите старинные слова, которые все это сопровождают... Постигаете таинственное, загадочное Полесье, поразившее и Куприна, и Короткевича...
Работы условно разделены на три категории: экологическую, этнографическую и антропологическую. Очевидно, что вопрос экологического состояния Полесья стоит очень остро. Во-первых, повлияла мелиорация региона, которая проводилась в 60-х годах прошлого века. Это сказалось на уровне воды в реках. Припять, известная всем белорусам река, начала мелеть.
И, конечно же, авария на Чернобыльской АЭС, с последствиями которой приходится работать даже сейчас. Черная тень волшебного края…
С темой хрупкой экосистемы Полесья работают фотографы Владимир Карелин, Александр Сидоревский и Татьяна Внучка. Они осмысляют одну из наиболее чувствительных травм белорусов.
Этнографическая составляющая «Лексики Полесья» представлена работами Дарьи Сопранецкой и Марии Мороз. На фотографиях запечатлены мгновения деревенской жизни: народные праздники, жители полесских деревень. Некоторым бабушкам и дедушкам исполнилось почти по сто лет. Фиксируя придорожные кресты, рушники и самодельные плетеные шляпы, авторы визуализируют национальный культурный код.
Последняя категория снимков — антропологическая, отражающая взаимодействие человека с природой. Например, снимок Ивана Осипова: он сфотографировал наследственного бортника Василия, который достает из колоды-улья стельники с лесным медом. Или серия снимков Алексея Матюшкова, рассказывающая историю деревни Снядин, куда нет дороги: та просто уходит под воду во время весеннего половодья.
Очень тянет назвать выставку поэтической и трогательной. Однако, кроме этого «Лексика Полесья» выполняет очень много важных функций. Представленные работы — это рефлексия и осмысление культурных травм; фиксирование бывшей и поиск новой идентичностей белорусов; постановка вопроса об экологических проблемах края.
Проект организован при помощи общественной организации охраны дикой природы «Багна» и организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Участие в выставке приняли как знаменитые белорусские фотографы, так и сами полешуки. Увидеть экспонаты можно будет во дворе «Корпуса» до 31 декабря.
Арина КАРПОВИЧ
Фото Максима ТАРНАЛИЦКОГО и Дарьи СОПРАНЕЦКОЙ
Идентичность через наследство.
Василевские такие: на Земле и в космосе лихие!
Беларусь — в тройке лидеров по заболеваемости.