Вы здесь

Шляхетские кулиги, борьба с мороженым и костюм на тему «рост завода»: как в старинном Минске встречали зимние праздники


На рождественской экскурсии с поиском мест, привязанных к зимним праздникам, открываются страницы из жизни старого города. Например, можно увидеть, как улицы пересекала конка. Узнать, где шла бойкая торговля и даже какой ущерб сто лет назад приносили козы — гуляя осенью и зимой на самовыпасе, домашние животные объедали кору каштанов, которыми была обсажена улица Широкая, сегодня Куйбышева, отчего деревья погибали. Мы выясняем, где размещалось шапито, и видим архивные снимки, на которых по минским улицам ходили слоны.


Снег

А начинается наше рождественская экскурсия из Александровского сквера, куда в 30-х годах прошлого века горожане ходили покупать елки. Кстати, сформировался сквер в ХІХ веке, в то время его называли Новым рынком, а застройку, что была по обеим сторонам — Новым городом.

Рядом со сквером располагалась Покровская церковь, куда горожане ходили на праздничные службы на Рождество. Мало кто знает, что каркас храма был использован при постройке Дома офицеров, и даже еще можно увидеть его подвалы, если заглянуть в бар, расположившийся в подвальных помещениях.

Балы, маскарады проходили в городском театре, который был построен в 1890 году (ныне театр имени Янки Купалы). При помощи специальных приспособлений сцена и зрительный зал здесь ставились на одном уровне.

Знаете, за что сладкоежки не любили администрацию театра? Дело в том, что в конце 1936–1937 году в городе снова стало продаваться мороженое. Пломбир, правда, был в праздничном рождественском меню минских ресторанов и до революции, но впоследствии на его продажу долго действовал запрет. А в 1930-е было налажено производство мороженого, оно продавалось по ценам, доступным для всех. Поэтому и ели его повсюду, в том числе во время показа спектаклей или фильмов. После прожорливых зрителей оставались горы мусора, что, естественно, не нравилось руководителям театров и кинотеатров, и они выступали против продажи упомянутого лакомства. За это газеты их клеймили «мороженоненавистниками».

Когда в наше время здание Купаловского театра реконструировалось, оказалось, что под полом сохранилось много оберток от сладкоежек разных лет, в том числе тех, что здесь побывали еще в дореволюционные времена. По надписям на обертках можно проследить эпоху, например, как обозначено место производства: Петербург, Петроград, Ленинград...

Мало кто помнит, что раньше перед театром стоял памятник Янке Купале, который впоследствии переехал в Вязынку. Музейщик Павел Королев, который проводит эту экскурсию, рассказывает, как в 1909 году Купала пригласил в театр свою будущую жену Владиславу Станкевич. Когда пара вышла с премьеры спектакля «Снег», с неба сыпались крупные белые хлопья. Утром с посыльным поэт передал свежий снежный стих Владиславе.

Еще один храм, куда верующие ходили на Рождество, стоял на современном проспекте Независимости, недалеко от выхода со станции метро «Октябрьская». В 1930-е его переоборудовали под первый в Беларуси детский кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, и его убрали.

Зимние развлечения

С размахом праздники отмечали во дворце городского головы — Яна Кароля Чапского. А собранные во время них или полученные с лотерей деньги передавались безотцовщине, шли городским приютам.

До революции жители Минска любили отдыхать в Губернаторском саду (сегодня парк имени Горького). Там даже был построен велотрек. Зимой его заливали водой, и там можно было покататься на коньках.

В 1934-м был построен стадион «Динамо». На нем до и после войны тоже делали каток. 1936 год, например, любители здорового образа жизни встречали на стадионе — устраивался большой карнавал на льду, а на следующий день здесь уже проходила детская программа, посвященная новогодним каникулам.

Перед праздниками дореволюционные газеты пестрели объявлениями ресторанов, которые на новогоднее меню предлагали бульон с пирожком, осетрину, дичь, шампанское, пломбир, обещали «оркестр музыки», подарки дамам.

Среди самых популярных ресторанов того времени — «Аквариум»,  «Париж», «Фриц». Последний располагался по Губернаторской улице (сегодня Ленина). Она была одной из самых модных и аристократичных в Старом городе. И еще ее можно было бы назвать первой пешеходной улицей города. Дело в том, что здесь располагалось много магазинов, и вечером народ заполнял всю проезжую часть. Единственное, люди должны были пропускать конку. А с лошадками, что по рельсам тянули вагончики, случались и определенные курьезы. Так, в начале ХХ века во время встречи Нового года при повороте конки на углу Губернаторской и Захарьевской одна из лошадок сорвалась с упряжи и головой влетела в окно ресторана «Фриц».

После революции ресторан «Фриц» потерял весь свой блеск, о чем в 1926 году упоминал драматург Франтишек Олехнович: «Перед революцией это был первосортный ресторан, теперь — грязная советская столовая с полом, посыпанным опилками».

На праздники много людей собиралось на площади Свободы (ранее Высокий рынок, Соборная площадь), где располагалось много храмов. Шли на службу горожане и в Красный костел. Кстати, как-то зимой, когда костел посеребрила изморозь, зданием залюбовался Максим Богданович. Родным и знакомым поэта нужно было приложить немалые усилия, чтобы увести его с улицы. Все же Максим болел туберкулезом, и нужно было заботиться о его здоровье.

И сто лет назад Минск не обходился без фейерверков. Об одном из таких запусков долго вспоминали в городе. Так, братья Плеваки из своего сада запустили ракету. Полетела она под углом 45 градусов, ударила в выступающий дымоход полицейского участка, срикошетила на крышу, чем вызвала страх среди находившихся там городовых. Быстро стало известно, что это ребята Плеваки, которые в окрестностях Троицкого рынка были известны своими шалостями, пускают огни. Городовой  «посетил» неслухов, наругался и забрал вторую ракету. Когда домой вернулся отец, сыновья рассказали об инциденте и пожаловались на конфискацию. Разгневанный старший Плевака пошел в участок (он был дружен с городовым), забрал ракету и приказал детям: «Ну, ребята, выстрелите еще раз». Можно было бы и не говорить, что молодчики сразу же выполнили его приказ, только на этот раз ракета полетела высоко в небо.

Эволюция праздника

До XVIII века все же главным зимним праздником для белорусов было Рождество, даже само выражение «Новый год» не употреблялось. Шляхта отмечала Сильвестра — праздник в честь дня этого святого как раз выпадал на 31 декабря.

Популярными тогда были кулиги. Сначала двое шляхтичей приезжали в гости к третьему, там гудели несколько дней, а после втроем ехали к четвертому, объедали его, и дальше компания ехала к пятому, к шестому, седьмому... Короче, гуляния затягивались.

В советское время началась борьба с религией и, конечно, с Рождеством. Была попытка вместо них придумать новые «красные» праздники. Правда, они не прижились.

Даже борьба против вырубки елочек (молодняка, который со временем мог бы превратиться в полезную древесину) не была успешной.Так, в 1920-х годах газеты писали о некоем спекулянте, что нагрузил ельникам семь платформ (40 тысяч штук) для вывоза в большие города.

В середине 1930-х годов новогодние елки и Деды Морозы были реабилитированы.

Отзовитесь!

Историю помогают восстановить не только старые газетные публикации и документы. Она хранится и в вещах. Павел Королев показал раритет, который был передан для музейного проекта «Куфар старажытнасцяў». Это пригласительный билет на новогоднюю елку профсоюзов 1946 года. В тот год 3 января в самом центре Минска на площади Свободы в здании гостеприимного двора произошла чудовищная трагедия. Во время пожара на новогодней елке погибли по официальным данным 30 детей, но возможно жертв было больше. Встреча проходила в клубе НКГБ, двери в здании оказались закрыты. Спасаясь от пламени, ребята вынуждены были прыгать из окон третьего этажа... На памятнике на Военном кладбище, где похоронены жертвы, даже не указана дата трагедии и причина, в результате которой погибли подростки.

Обладательнице того приглашения посчастливилось выжить, на билете ее знакомые в 1951 году оставили надпись: «Валька! Живи для нашего счастья. Видно, судьба сохранила тебя для счастья...». К сожалению, пока неизвестна фамилия этой женщины. Раритет был обнаружен в пункте приема макулатуры. Просьба откликнуться тех, кто знает, кому мог принадлежать этот пригласительный.

Возможно, у вас хранятся вещи, по которым можно читать историю, старые фотографии, открытки, афиши, связанные с событиями, происходившими в городе, либо на которых сохранились изображения старых улиц и зданий. Если вы хотите поделиться этой памятью, раритеты с информацией о тех, кому они принадлежали, можно передавать для музейного проекта по сохранению наследия «Куфар старажытнасцяў».

Елена ДЕДЮЛЯ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА и автора

Название в газете: Таямніцы каляднага горада

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.