Вы здесь

Екатерина Хадасевич-Лисовая: Инвестиции в детскую литературу не менее важны, чем вложения в другие виды деятельности…


Молодая писательница Екатерина ХАДАСЕВИЧ-ЛИСОВАЯ чрезвычайно активно работает в области детской литературы. Одна за другой приходят к юному читателю ее книги. В прошлом году Екатерина отмечена престижной в писательской среде национальной литературной премией. Работает литератор учительницей, что, очевидно, и помогает в дополнение к ее светлому таланту рассмотреть детскую душу, найти общий язык с мальчиками и девочками. Наша беседа — с писательницей и педагогом Екатериной Хадасевич-Лисовой.


— Екатерина, вы работаете исключительно в области детской литературы... Хотя начинали, скажем так, как взрослый прозаик... Может ли писатель с определенным жизненным опытом выразить все, что пожелает, в произведениях, которые он адресует юному читателю, детям?

— Мой литературный дебют состоялся в 1996-м году на страницах журнала «Першацвет». Первой публикацией стало авторское предание «Тирей и Эйра», адресованное подросткам. Первой книгой стал роман для взрослых читателей, были публикации для этой же аудитории в коллективных сборниках и периодической печати. Но для меня всегда родной была детская литература. А все прочее я считаю творческими попытками, чтобы увериться, убедиться, что все-таки ближе к моему сердцу. И я поняла, что именно мое — это чистый и яркий мир детства, наполненный сказками, мечтами, добротой. Для юных читателей и буду писать, но так, чтобы не просто позабавить и повеселить их, но и обязательно через сказки заложить самое главное: духовные ценности и нравственные ориентиры.

Ребенок — чистый лист бумаги, на котором можно записать определенную информацию и она запомнится, заложится в основу личности, повлияет на мировосприятие, характер, даже жизнь. Большая роль в становлении маленького человека принадлежит книгам. Поэтому так важно писателю чувствовать свою ответственность за то, что закладываешь своими произведениями. И из собственного опыта, опыта, понимания мира нужно брать самое светлое, полезное, хорошее. А вот подружиться детям с книгами должны помочь в первую очередь родители. Именно в семье должно состояться открытие изумительного мира чтения. Помните, через совместное чтение книг воспитывается самое необходимое и важное. Только нужно выбирать достойные книги, чтобы направлять детей в правильное русло и развивать литературный вкус.

— Ваши сказочные герои завоевывают все большее и большее читательское пространство. Как бы вы сами охарактеризовали Ухутика и других персонажей? Почему, на ваш взгляд, детей захватили именно они, почему они привлекают широкое внимание?

— Упомянутые персонажи новые, запоминающиеся и креативные. Такими они появились в моем воображении и настойчиво требовали познакомить их с детьми. Поэтому, хоть это и непросто, но мне приходится держать заданную ими планку и стараться писать о них такие же книги. Ухутик — инопланетянин, которого, спасая от космической бури, телепортировала на Землю девочка Влада. Васильвася — мальчик-голограмма, он попал к нам через межпространственный портал. Лайк — всемирноизвестный персонаж, который много лет жил в виде символов в интернете, а потом наконец вышел оттуда в реальную жизнь через мою книгу. Страшные и одновременно очень интересные Лека и Туптень расскажут адреналиново-захватывающие ужасы. Классовички Асик, Бэсик и Вэсик (персонажи вроде школьных домовых) покажут школу с совершенно другой и неожиданной стороны... Это далеко не все мои необычные персонажи. А с такими героями, как понимаете, просто должно происходить что-то невероятное, таинственное и приключенческое. Важно! Все главные деяния здесь, в нашей родной Беларуси, часто на знакомых улицах и в наших городах. Чудеса рядом, сказки живут по соседству! Почитай — и заметишь! Я активно презентую книги, провожу творческие встречи, устраиваю литературные мероприятия, на которых представляю юным читателям своих персонажей. И это личное знакомство, дети видят их своими глазами, играют с ними, фотографируются. Так у моих сказочных героев появляются друзья, которые читают о них, любят их, пишут им в социальных сетях. Может в этом секрет внимания юных читателей?

— Применительно к сказочному творчеству, жанру сказки, часто говорят о сказочной терапии. Ваши произведения можно рассматривать как одну из составляющих сказкотерапии?

— Так и есть, сказки в целом и мои в частности — действенное средство от стрессов и усталости, а еще они наполняют нас позитивной энергией, помогают находить выход из непростых жизненных ситуаций, дают надежду на неожиданные чудеса, напоминают, что все, что случается — к хорошему, сказки поддерживают веру в счастливое завершение любых жизненных перипетий. Только нужно верить в сказки, чтобы терапия произошла. Помните, на человека любые, даже самые сильные и проверенные лекарства действуют только тогда, когда он верит в результат, в свои силы и настроен на победу.

— Традиционно считается, что в сказке добро должно побеждать зло. Как на самом деле происходит в ваших сказках? Согласны ли вы с таким подходом?

— По-другому и быть не может! Всегда добро побеждает зло. И не только в сказках! Это глубокая философия жизни. Иногда человек не может понять и осознать, почему происходит то или иное, случаются неприятности. Бывает, теряется вера, что добро победит. А очень важно сохранить искреннюю надежду на лучшее, быть уверенным, что, как в сказке, добро возьмет верх. В конце концов, говорят, мысли материализуются. Пусть у нас всегда будут мысли о хорошем, оно обязательно одолеет злое. В моих сказках только так.

— Назовите три собственные сказки, который бы вы рекомендовали читать детям перед сном? И почему именно такой выбор?

— Если выбрать три, то это будут не отдельные рассказы, а книги, на страницах которых живут самые изумительные истории... про детские сны! Например, «Казкі Сіняй падушкі». Это десять путешествий в страну снов, где может происходить все что угодно. Экскурсовод по Стране Снов — комочек Пухлик, живущий в синей подушке, покажет гостям-читателям самое интересное.

«Касмічная адысея хлопчыка Стасіка» — путешествия во сне главного героя, который с радостью возьмет в компанию юных читателей. Лучше слушаются такие сказки в постели, дресс-код — уютная пижама. Эта книга перенесет странников в микрокосмос, где познакомит с Феей Страны Снов, со звездами, пригласит в Облачную страну, накормит туманной кашей, даже в Черную дыру засосет... Но не волнуйтесь, все закончится хорошо!

«Канікулы з прыгодамі» — продолжение космической одиссеи, только на этот раз события произойдут на Земле теплым солнечным летом. В книге есть «история с необычным сном», есть детектив, веселые приключения, загадочные происшествия, первые симпатии... ну и одно космическое путешествие для разнообразия. Каждый читатель найдет свою самую любимую тему для приятных снов.

А вообще, все мои сказки можно читать деткам на ночь, потому что после них будут сниться только приятные сказочные сны.

— Что в свои сказки вы выбираете из опыта собственной семьи, а что — из собственной педагогической практики? Что преобладает?

— Преобладает фантазия, которая обрабатывает увиденное в обычной жизни. Из семьи в мои сказки перешло много чего. Прототипом мальчика Стасика из моих сказок стал мой сын Станислав. Когда он был еще маленьким, как-то раз мы с ним сами взялись делать ему новую подушку. Он выбрал синюю наволочку, наполнитель — белые комочки файбертека. Так появилась синяя подушка, в ней поселился комочек Пухлик, который знает сто миллионов сказок и рассказывает их Стасику перед сном. И космическую одиссею Стасик успешно совершил! Прямо из своей комнаты, в которой мы поклеили обои в звездочки (тот самый микрокосмос), а странствовал он вместе с изображенным на них мальчиком, которого мы назвали Звездочетом. Дальше сказки пришли сами. Оставалось только записать.

Педагогическая практика также дает возможности встречать прототипов новых героев, «одалживать» у школьников для персонажей интересные черты характеров, привычки, внешность, отражать в произведениях ситуации. Например, в книге «Таямніца незвычайнай школы» много имен реальных детей, кого-то можно узнать по описанию, чей-то характер «читается» у персонажа.

— Чему все-таки учат ваши собственные сказки?

— Быть добрыми, ответственными, искренними и отзывчивыми, уметь ценить то, что имеешь, любить и ценить свое родное, прощать обиды, радоваться за других, искать выход из сложных ситуаций, верить в лучшее, беречь дружбу, быть веселыми, ценить чувство юмора... Учат жизни, ведь сказка — ее мини-модель.

— Чем отличаются сказки, которые слышали, читали наши бабушки, дедушки, от тех произведений, которые сейчас приходят к нашим детям, внукам? Можно ли говорить об эволюции сказки как жанра в последние десятилетия или, например, в течение последней половины века?

— Хорошая сказка — вечная ценность, которая останется настоящим сокровищем и через тысячелетия. Имена сказочников, которые жили и писали чудесные истории сто, двести, триста и даже больше лет назад, знают все. Их сказки дошли до нас и остаются любимыми, они и сейчас печатаются в книгах, по ним очередные разы переснимают кино и создают мультфильмы.

Но мир стремительно меняется, технологии быстро развиваются, это влияет на нашу жизнь во всех сферах. Почему бы современным сказкам, ну хотя бы для разнообразия, не соответствовать новым и даже будущим технологиям? В качестве примера из собственного творчества приведу сказку «Знаёмцеся — #Падабай.к@!» Это своеобразная книга-гаджет, что не требует зарядки, не расходует трафик, не портит зрение, не глючит, а еще дает полезную информацию, ведет в мир фантазии, расширяет словарный запас и дарит возможность знакомиться во всемирной сети с новыми друзьями... главный герой — виртуальный мальчик Падабайка, тот самый, который в соцсетях самое примечательное отмечает символом «лайк», «нравится». Детям интересны истории о нем. И пока читают —отдыхают от экранов смартфонов. Также полезно!

Ну или о будущих технологиях. «Палёт на Вухуцію» — это книга-телепорт! Секреты открывать не буду, так как словами не расскажешь. Возьмите книгу, нажмите кнопку и телепортируйтесь вместе с героями!

Сегодняшние дети отличаются от предыдущих поколений, наряду с этим появляются новые форматы и темы сказок. Но они по-прежнему строятся на основных постулатах, рассказывают о вечных ценностях.

— Следите ли вы за развитием детской литературы в мире, других странах?

— К сожалению, не так, как хотелось бы. Стараюсь заметить самые яркие и популярные книги и находить время на знакомство с ними. Раньше, когда в нашей семье был юный читатель, больше успевала, потому что ему книги приносила, вместе читали. Сейчас сыну шестнадцать, с детской литературы переключился на взрослую. Например, Кинга читает. Ну и все мои сказки, еще в рукописях.

— Белорусская детская литература... Как она выглядит в содружестве других европейских детских литератур?

— Достойно. У нас много интересных книг, отличительных авторов, наша детская литература в расцвете. Я люблю родное, белорусское. А еще очень хочется, чтобы чаще переводили наших писателей, чтобы с белорусскими сказками познакомились читатели других стран. У нас есть что представлять.

— Чего сегодня не хватает белорусской детской литературе?

— Хотелось бы более хорошей рекламы, основательной раскрутки. Именно на детскую литературу нужно использовать максимум ресурсов, делать серьезные вложения. Это важные инвестиции в будущее нации. Любовь и интерес к книге и чтению закладывается в детстве и остается на всю жизнь. Фундамент читательской самостоятельности, заложенный в младенчестве, будет держать отношения с книгой на протяжении жизни человека. Станет книга хорошим другом — постоянное ее присутствие будет необходимо человеку. Читателей нужно растить с коляски. Еще хочется, чтобы белорусы читали отечественное, выбирали книги на родном языке, открывали для себя в белорусской литературе имена современных творцов.

Ну и никогда не будет многовато новых чудесных книг и интересных авторов.

Создать бы отдельную индустрию детской книги, которая будет выпускать и проводить издания в жизнь, обеспечив книге всевозможную поддержку.

— А нужны ли взрослым сказки? Какую бы сказку вы адресовали именно взрослому читателю?

— Сказки нужны всем. Это же ценность, свет, подсказка в жизненных ситуациях. Полагаю, каждый взрослый может назвать свою любимую сказку. А если предложить что-то из моего творчества, то назову книгу-квест «Ключ ад Вялікай Каштоўнасці» и сказочно-романтическую повесть «Зорка нябесная. Зорка зямная».

— Выступают ли пропагандистами сказки наши детские массмедиа? Чего им, детским журналам и газетам, в этом плане как раз недостает, не хватает?

— Выступают, насколько позволяют их возможности. Наши детские газеты и журналы предлагают детям сказки, делают анонсы и обзоры книжных новинок, представляют творческие площадки для юных литераторов, устраивают конкурсы... но всегда мечтается о большем. Пропаганды сказки только от печатных изданий мало. Хочется чаще видеть рекламу на телевидении. Было бы чудесно по книгам создавать мультфильмы, снимать сказки, использовать сюжеты и интересных персонажей в «Калыханке». Почему бы моим Ухутику и Падабайке не зайти к Топе и Яночке? Было бы интересно!

Ну и хотелось бы видеть рекламу детских книг на телевидении, любоваться баннерами с книгами на улицах, читать о новых изданиях на ярких листовках в вагонах метро. Буктрейлеры к детским книгам запускать на всевозможных экранах, в интернете, перед просмотром детского сеанса в кино. А еще персонажам белорусских сказок хорошо бы появиться на детской одежде, рюкзаках, пеналах…

Нет предела для креатива и совершенствования. Работа с книгой от создания к ней самостоятельной счастливой жизни непростая, но чрезвычайно интересная. Я занимаюсь этим делом с большим удовольствием. И могу назвать любимую деятельность важной частью не только своего творчества, но и жизни.

Беседовал Константин ЛЕШНИЦА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Звезды обещают много приятных моментов и хороших новостей для Близнецов.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».