Вы здесь

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?


Окончание школы и выход во взрослую жизнь профориентационный психолог Анна ИСАЕНКО очень метко сравнивает с первым прыжком с парашютом или выходом в космос. Мир уже вошел в стадию турбулентности, наше будущее — абсолютно непредсказуемое, поэтому никто не берется делать долгосрочные прогнозы и рассуждать о «надежных профессиях», а тут еще и пандемия коронавируса дополнительно все усложнила, спутала многим их жизненные планы.


— Молодые люди начинают осознавать, что совсем необязательно они смогут достичь даже того уровня благосостояния, которого достигли их родители. Поэтому, соответственно, выбор, кем быть, как строить свои планы на взрослую жизнь и как зарабатывать деньги на свои нужды стоит для них очень остро, — рассказала Анна Исаенко во время своего выступления на EdCamp Belarus. — Когда я консультирую старшеклассников, то говорю им: «Вам очень повезло и вы вступаете во взрослую жизнь без иллюзий, в отличие, например, от меня. Моему поколению казалось, что наша жизнь будет идти по точному сценарию. Можно было выбрать одну профессию и посвятить ей всю жизнь. Примерно через пять лет после окончания вуза получить первое повышение на службе, через десять — второе, через двадцать — занять управленческую должность и потом спокойно уйти на пенсию. В нынешнем мире молодому человеку не раз придется менять род своих занятий, тем более что пенсионный возраст у нас постепенно повышается. Выбирать профессию в идеале нужно в 15–17 лет, к этому же времени необходимо попробовать себя в разных ролях, чтобы проявить свою одаренность. А родителям важно понять, что происходит, и перестать бороться с ее проявлениями.

Чем детство отличается от взрослой жизни? Пока ты мал, ты едешь на заднем сиденье автомобиля, которым управляют родители. Именно они прокладывают маршрут, решают, где сделать остановку, где подкрепиться и так далее. Но приходит время, когда ребенок впервые «берет руль» в свои руки. И если это не случится в 17 лет... В 30 ко мне приходит молодой человек, который говорит, что у него все есть (и образование, и работа), но все это было не его выбором. Он просто олицетворял ожидания родителей... Поэтому я всегда говорю старшеклассникам: не надо жаловаться ни на погоду, ни на сложные условия на дороге. Надо учиться ездить и в гололед, и в метель. Это все условия задачи, которую необходимо решить. И никому не разглашается гарантия, что его жизнь будет спокойна и счастлива, даже если твоя фамилия Рокфеллер.

Я всегда прошу прийти на консультацию вместе с родителями, потому что выбор профессии — это передача руля в системе взаимоотношений «родители—ребенок». И говорю им: «С этого момента вы становитесь для своего ребенка навигатором, его фанклубом, группой поддержки. Но выбор профессии — это именно тот случай, когда самое время отойти в сторону и дать возможность определиться». А я во время консультации беру на себя роль инструктора по вождению, рассказываю обо всех возможностях и вариантах и помогаю принять правильное решение.

За пределами здравого смысла

По словам Анны Исаенко, очень важное значение имеет цель, которую мы перед собой ставим, чего хотим добиться в жизни.

— Здесь требуются амбициозность, смелость и, я сказала бы, по-хорошему даже наглость. Иначе как солдат может стать генералом? Кто-то об успешном человеке может сказать: «Ему повезло». Нет, просто он умел мечтать. Как только мы преследуем амбициозную цель, начинаем видеть средства для ее достижения и не упускаем возможности. Наша психика устроена так, что видим мы только то, что имеет отношение к нашим нуждам, а все остальное остается для нас просто фоном. Если наша цель — на «миллион», мы видим весь спектр средств для ее достижения, а если задача более скромная — то с большой долей вероятности не заметим все возможности, которые не пропустим, поставив себе грандиозную задачу. А когда мы еще и начинаем руководствоваться здравым смыслом... В этой связи хочу обратиться к педагогам и родителям. Ни в коем случае не разговаривайте с детьми с позиций здравого смысла! Не надо заземлять их фразами вроде: «Куда ты нацелился? Там тебя никто не ждет! У бизнесменов есть свои дети, которым те будут помогать...» Подросток просто должен верить в то, что он станет президентом, генералом, успешным бизнесменом или высокооплачиваемым специалистом. Мечта — это то, что выходит далеко за пределы здравого смысла и сегодняшние возможности человека. Замечено, что среди аутсайдеров и гениев — одинаковое количество людей с высоким ІQ, поэтому дело вовсе не в вашем интеллекте.

Первая составляющая успеха — это цель, вторая — средства, а третья — проактивность. Надо поднять с дивана свою «пятую точку» и что-то делать, идти на мероприятие, что заинтересовало в «Фейсбуке», выступить там. Даже неудачное выступление лучше того, что вообще не произошло. И уж точно не нужно ждать успеха от каждого совершенного шага. К нему приводят лишь десять процентов действий. Главное — не сидеть на месте. Будет цель — найдется и нужная вам вдохновляющая история успеха.

Анна Исаенко рассказала, что часто во время консультации очень быстро становится понятно, что человек не видит себя наемным работником: «Будущих предпринимателей я узнаю буквально с порога. Такие дети обычно очень неудобны для педагогов, поскольку им сложно подчиняться в жизни чужим правилам — они желают устанавливать свои. Такой ребенок заходит в мой кабинет, на территорию, где хозяином положения являюсь я, и говорит: „Я сяду здесь. А вы где? И вообще мне консультация не требуется. Разговаривайте лучше с моими родителями...“»

Различные сценарии

Профконсультант предлагает подростку сравнить себя с... котом. Кем ты хочешь быть: диким или домашним животным? Дикий кот — абсолютно свободный: он гуляет, где пожелает, хочет — забирается на дерево или на крышу, а хочет — качается по траве, питается чем угодно. Но у этой свободы есть жесткая цена вопроса — нужно самому добывать себе еду. Ему никто не нальет воды, не позовет ветеринара. Но если научился охотиться, ты красавец! Ловкий и смелый! А домашний кот несвободен, зато у него все стабильно, главное — придерживаться правил, установленных хозяином. Если вы наемный работник, то работаете на цели своего работодателя, а как только ваши и его цели начинают расходиться, возникает конфликт.

— Здесь действуют разные правила игры и различные сценарии взрослой жизни. С «дикими котами» я могу разговаривать, например, о стартапах и первых шагах в предпринимательстве, — говорит Анна Исаенко. — Должна констатировать, что наша школа ориентирована больше на «домашних котов», так как «дикие» учат только то, что им на самом деле интересно и нужно. Далее мы ищем ресурс, за счет которого будем взлетать. Известно, что 80 % топлива ракета тратит на старте, а для того, чтобы стать профессионалом, требуются 10 тысяч часов упорного труда. Они могут пройти по-разному: как каторга или как счастье, если человек выбрал профессию, исходя из своей одаренности, — замечает психолог. — А такая сфера есть у каждого, главное — ее распознать. Вы знаете, в чем заключается феномен еврейской мамы? Она воспитывает своих детей с твердой верой в себя, именно поэтому среди представителей этой национальности столько успешных в самых разных сферах нашей жизни людей. А мы часто наблюдаем, как очень умный, но рефлексивный и неуверенный в себе человек топчется на месте, так как видит на своем пути много препятствий и сомневается. Вот почему очень важно воспитывать детей с верой в себя — это их главная точка опоры. К сожалению, часто дводится слышать от молодых людей: «А что, так можно было?» У каждого обязательно должен быть не только план А, но и план В, и даже план С.

Одаренность — еще не гарантия

По словам психолога, есть различные виды одаренности: академическая, художественная, практическая, пространственная, духовная, коммуникативная, эмоциональная, межличностная... В школе лучше всего видят академическую — склонность к науке и интеллектуальной деятельности. Обычно, когда учитель-предметник замечает блеск в глазах ребенка, он сразу заманивает его на факультативы, готовит к олимпиадам. Встреча заинтересованного учителя и одаренного ученика — большое счастье для обоих. Другое дело, если у ребенка не академическая одаренность, в этом случае он может остаться без поддержки. И хорошо, если он от этого не сломается...

— Такого, чтобы ребенок совсем ничем не интересовался, не бывает. Бывает невнимательность родителей, нежелание принимать выбранное сыном или дочерью дело. Случается, они приводят ко мне детей и просят объяснить им, что их увлечения несерьезны, — говорит Анна. — У меня есть любимый вопрос к «совершенно безнадежным» детям, по мнению их родителей: «Что ты будешь делать, если дома целый день никого не будет?» Учителя, как и родители, должны быть внимательны к любому проявлению одаренности. Это в первую очередь наднормативная активность — дело, которым ребенок готов заниматься все свободное время, даже вопреки другим. Мне говорят: «А если он просто постоянно смотрит сериалы или видео в интернете?» Великолепно. Давайте разбираться, что он смотрит! У меня была девочка, которая сказала, что в день без родителей привела бы к себе друзей и вместе с ними смотрела бы кино. Спрашиваю: «Какое?» О герое, который стремится к мечте и побеждает препятствия. Зачем? Обсудить, как у него это получилось. Перед нами будущий менеджер по развитию персонала!

Умение выслушать и суперживать тоже можно превратить в профессию, ведь иначе человека с эмоциональной одаренностью будут просто использовать как жилетку, в которую можно поплакать. Эмпатия, когда ты входишь в резонанс с другими людьми, — это талант. Часто требуется какой-то разговор, толчок, чтобы понять, как увлечения можно превратить в профессию и достичь успеха.

В практике профконсультанта нечасто случаются случаи, когда можно проследить, как сложилась судьба молодого человека спустя много лет, но несколько интересных кейсов Анна Исаенко озвучила. Вот один из них. Евгения была отличницей и в обычной, и в музыкальной школе. Выбирала между медициной и музыкой. Тестирование показало высокий уровень развития у нее потенциальных способностей и довольно высокий коэффициент полезного действия их реализации. У девушки был ярко выраженный педантичный характер: когда она делала домашнее задание, то выполняла все от «А» до «Я» и до глубокой ночи. Не могла выбрать, что главное, а что вторично. Все было для нее одинаково важным. В результате Евгения была поставлена перед выбором. С ее характером можно было быть хорошим музыкантом в оркестре, но эмоционально «зажигать» в качестве сольного исполнителя и собирать стадионы вряд ли получилось бы. Для этого требуется еще и соответствующая харизма! Быть врачом-консультантом и работать с людьми тоже не ее вариант, зато с педантичным характером и высоким уровнем интеллекта можно было стать блестящим ученым. В итоге Евгения окончила биофак БГУ, обучалась на специальности «микробиология». Ни одна бактерия не имеет шансов от нее спрятаться! Прошло 15 лет. Сегодня Евгения является кандидатом биологических наук, стажировалась в Израиле, сейчас работает в Канаде.

У Евгении была подруга Мария. Сферой ее интересов были медицина и спорт. У девушки был эмоциональный психотип. Из таких детей никогда не вырастают чемпионы, поскольку их предназначение в жизни — красота и гармония отношений. Им свойственна повышенная чувствительность ко всему, что происходит вокруг, гуманность и отзывчивость. Такой психотип подходит для работы с людьми в сфере медицины, но не подходит для спорта. Вот только поступить в медицинский университет со средней успеваемостью было почти невозможно. В итоге, окончив университет физической культуры, Мария стала врачом-реабилитологом. Сейчас работает в крупной частной медицинской компании. И поверьте, записаться к ней на прием весьма проблематично...

Специалист по профориентации часто говорит молодым людям, что по течению плывет только дохлая рыба, поэтому нужно учиться плавать и против него.Также она говорит, что одаренность обеспечивает возможности, а вовсе не гарантию более высоких достижений. Сможешь ли ты ими правильно распорядиться, зависит только от тебя...

Новый год Анна Исаенко начинает с нового проекта — запуска онлайн-школы для подростков «Будь смелее! Выбираем профессию!» Она объясняет название так: «Очень важно, чтобы кто-то в доброжелательной обстановке подбодрил тебя, улыбнулся, поддержал и несколько первых шагов прошел с тобой вместе, взяв тебя за руку. Во взрослой жизни вы не раз будете представать перед необходимостью выбора. С кем жить? Какие ценности отстаивать? За что бороться? Но этот ваш выбор — первый!»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото предоставлено EdCamp

Выбор редакции

Общество

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

Инна Калечиц — первый и пока единственный специалист в Беларуси, занимающийся эпиграфикой.

Общество

Какой хлеб любят в Беларуси?

Какой хлеб любят в Беларуси?

В советские времена торговля предлагала покупателю ограниченный ассортимент хлебобулочных изделий. В 1980-е даже в крупных магазинах было всего 3–4 наименования хлеба.

Общество

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Представительницам прекрасного пола всегда хочется что-то изменить в своей внешности. И иногда женщины решаются на кардинальные шаги.