Вы здесь

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?


С начала января на диагностических станциях ажиотаж! Белорусы массово поехали проходить техосмотр. Очереди наблюдаются как в областных центрах и других городах, так и в столице. Водители проводят в них по несколько часов. Корреспондент «Звязды» отстояла очередь на станцию технической профилактики, побывала на линии и вспомнила уже забытые ощущения — волнение, как на экзамене.


Фото Яна Хведчина.

Напомним, что так называемый дорожный сбор ввели с 2014 года и он был привязан к техосмотру. Если не заплатишь соответствующую сумму, талон техосмотра не получишь. И количество выданных разрешений на допуск к участию в дорожном движении начало постепенно уменьшаться с 2015 года, примерно по 15–20 % ежегодно — водители игнорировали техосмотр. В 2020-м количество автомобилей, которые его прошли, достигло рекордно низких цифр. По данным УП «Белтехосмотр» , за январь-октябрь прошлого года выдано всего 619 919 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении при 4 384 870 зарегистрированных в стране транспортных средствах. Это на 36,7 % меньше аналогичного показателя 2019 года и составляет лишь 14 % от всего автомобильного парка.

Но 1 января в Налоговый кодекс были внесены изменения: теперь отменена госпошлина, привязанная к техосмотру, а введен налог для владельцев транспортных средств.

Эти изменения показали: большинство белорусов игнорировать техосмотр намерения не намерены. В результате с первых дней Нового года на станциях диагностики образовались немалые очереди. А УП «Белтехосмотр» поделилась цифрами за первые десять дней января. За это время выдано 53 925 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Прирост составил 193,7 % (!) к аналогичному периоду 2020 года. Для примера, за весь декабрь прошлого года выдано меньше разрешений, чем за первую декаду января — 51,4 тысячи. При этом более 95 % разрешений в новом году получили физические лица.

В связи с тем, что количество желающих пройти техосмотр выросло в разы, На некоторых станциях даже образовалась нехватка бланков разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Но это «Белтехосмотр» обещает исправить в ближайшее время.

...Договариваемся с подругой попробовать пройти техосмотр в будний день и приезжаем на одну из столичных диагностических станций. Можно было предварительно записаться, но записывают только две машины на каждый час, все остальные проходят по живой очереди. Ее мы и выбираем. К самой процедуре также подходим со всей женской легкомыслием — приезжаем без предварительной подготовки. На месте выясняем, что в «Фольксвагене» подруги не горит один из задних фонарей. В своем я замечаю разбитую противотуманную фару. Исправлять недостатки едем на ближайшую СТО. Поскольку заменить лампочку в фонаре — минутное дело, а ждать доставки новой противотуманной фары стоит пару часов, начинаем с техосмотра «Фольксвагена» подруги.

Перед ним — мойка. В моем случае это было стратегической ошибкой, но о ней впоследствии. Техосмотр начинаем с оплаты. Мужчина перед дверью советует нам все же сначала занять очередь на линию. «Я проходил техосмотр еще в декабре — был единственный. Теперь очередь начинается на противоположной стороне здания», — предупреждает он нас. Оплачиваем 8,40 через м-банкинг (это допуск к техосмотру) и 29,50 через кассу (собственно сам техосмотр). И оцениваем размер бедствия — навскидку перед нами по периметру здания стоит машин 20–25. Причем работают две линии. По нашим приблизительным подсчетам ворота на каждой из них поднимаются для запуска очередной машины не реже, чем раз в десять минут. От въезда с надписью «Добро пожаловать» нас отделяет часа полтора. За это время ко всем подходит сотрудник станции и предупреждает, что аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель нужно заранее подготовить и положить на сиденье в салоне. Спрашиваем про необходимые документы — отвечает, что нужен технический паспорт на автомобиль, водительское удостоверение и страховка — в бумажном или электронном виде. Он же управляет очередью и разделяет ее на два потока перед заездом на линию. Приятно, что здесь решили о нас позаботиться таким образом.

Ожидание прекрасно демонстрирует темперамент водителей: кто-то постоянно сидит в автомобиле, кто-то периодически выходит покурить, мужчина перед нами постоянно сметает щеткой невидимые снежинки с крыши и стекла своей машины. Техосмотр, и особенно длинная очередь к нему — дело нервное.

Оставляю перед самым заездом на станцию подругу и иду забирать свой автомобиль с новой противотуманкой. Мне придется повторить процедуру: мойка — оплата в кассу — очередь. На улице начинает темнеть, но несмотря на приближение окончания рабочего дня, машин, кажется, стало чуть меньше. По моим подсчетам, можно успеть до закрытия станции.

Еще час с небольшим стояния — и перед моей машиной поднимаются ворота для заезда на линию. Чувствуется, что сотрудники станции соскучились по работе из-за ее отсутствия в прошлые месяцы. Все настолько быстро, что порой не успеваешь осмыслить команды (и настолько шумно, что не всегда их слышишь). Включите ближний свет, дальний, противотуманные фары, заднюю передачу, габариты... «Я просил включить габариты, а вы включаете ближний свет», — хорошо, что это не экзамен в автошколе, меня бы ждал позорный провал. «Подайте звуковой сигнал — о, вас же никто не услышит», — с шутками и весельем процесс продолжается. «Не работает обдув стекла? А нет, все же работает», — сам спрашивает и сам отвечает мастер, потому что я не успеваю вставить ни слова. При этом он проверил, кажется, абсолютно все: лобовое стекло, открывание дверей, работу ремней безопасности. Вердикт на первом этапе — необходимо отрегулировать свет противотуманных фар.

Следующее испытание — тормозной стенд. По команде я нажимаю на тормоза и не понимаю, чем озадачен очередной мастер. «На мойку заезжали?» — «Да», — отвечаю. — «Из-за того, что вода и „химия“ могли попасть на тормозные колодки, у вас они плохо работают. Поедете на улицу посушите, потом без очереди заедете снова». О, кажется, это никогда не закончится! Но все же спасибо за то, что пожалели и дали второй шанс. Сушка, кстати, помогла — тормоза в конце концов прошли испытание.

На последнем этапе — «яме» — выясняется, что мне требуется замена элементов подвески — обеих шаровых опор. Финальная надпись над выездными воротами «Спасибо, что выбрали нас» — и я на свободе с чистой совестью. Не так и плохо, как могло бы быть, учитывая уважаемый возраст наших автомобилей, решаем мы с подругой. У нее, кстати, тоже обнаружили проблемы — с глушителем. Нам выдают диагностические карты с описанием неисправностей. На исправление (проверять следующий раз будут только их) отводится 20 дней, в течение которых нас снова ждут на станции. «Добро пожаловать» и «Спасибо, что выбрали нас».

Елена КРАВЕЦ

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

Инна Калечиц — первый и пока единственный специалист в Беларуси, занимающийся эпиграфикой.

Общество

Какой хлеб любят в Беларуси?

Какой хлеб любят в Беларуси?

В советские времена торговля предлагала покупателю ограниченный ассортимент хлебобулочных изделий. В 1980-е даже в крупных магазинах было всего 3–4 наименования хлеба.

Общество

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Представительницам прекрасного пола всегда хочется что-то изменить в своей внешности. И иногда женщины решаются на кардинальные шаги.