Вы здесь

Как наши предки собирались на бал?


Вот уж сколько дней мы отмечаем зимние праздники. По сути, ритуал празднования не менялся десятилетиями. Но как выглядели торжества наших предков, живших, скажем, в XVIII веке или XIX?


Тереза Корвин-Госевская (?-1708) в бальных нарядах с веером-экраном, в сопровождении карлика. 1693 год.

В исследовании Адама Мальдиса» к «Как жили наши предки в XVIII веке» много сочного рассказывается о пышных балах, редутах белорусских магнатов, которые проводились во время «карнавала» — от Рождества до Великого поста. Например, на гродненских балах «пили из женских туфель или из огромных рогов, пустую посуду били об пол или о свою же голову», молодежь играла в фанты, «перепелочку», «слепую бабку». В письмах Марии Святополк-Мирской описывается, как для бала 1914 года она придумала сюрприз для гостей: огромный золотой орех, в который спрятались четыре дамы. Когда орех под музыку торжественно раскрылся посреди зала, они начали танцевать менуэт.

Но самое яркое, конечно — это бальные наряды, которые мечтает примерить любая современная девушка.

Чтобы узнать подробности, как же наши предки собирались на бал, «Звязда» обратилась к реставратору и коллекционеру Игорю СУРМАЧЕВСКОМУ:

— Речь пойдет о территории Великого Княжества Литовского. У России была своя бальная специфика: там все началось в эпоху Петра и и называлось Ассамблеей. А у нас пиры пошли с XVІІ века — это время короля Яна Собеского и его жены Марии. Мария родилась во Франции, поэтому именно она привнесла ту моду на земли Речи Посполитой. Западное, например, итальянское влияние было видно и раньше, благодаря польской королеве Бонне Сфорца. Бал воспринимался как торжество, а для дам еще и возможность выйти в мир. Известно, что это сопровождалось долгой подготовкой.

— Естественно, в первую очередь речь идет об одежде?

— Да, платья заказывались в Кракове или Варшаве. Дамы специально посещали эти города, чтобы попасть на примерку. Убранство шилось в единичном экземпляре. Если платье необходимо было срочно перешить, то это делалось в Минске или Вильнюсе. А если дама желала удивить весь светский круг, то ехала за платьем в Вену, Париж или Ниццу.

Цвет играл большую роль. Например, когда дама надевала васильковое платье, это говорило о том, что она не находится в поиске. Розовый или лиловый цвет свидетельствовал кавалеру, что ему нужно подготовиться к ухаживаниям. Бижутерия тоже играла большую роль. Например, чокер-украшение, вошедшее в моду в середине ХІХ века. У одной из английских принцесс был шрам на шее, и она, желая его спрятать, применила такую ленту. Двор воспринял это как нечто необычное! Когда дама надевала чокер с черной подкладкой и белыми кружевом, это свидетельствовало о том, что она не желает вести никаких разговоров с кавалерами.

Набор дамских вещиц: «пробник для парфюма» (Богемия, XVІІІ век); несэсер дамский (Англия, XVІІІ век); портбукет (Англия, XVІІ век); ножнички (Англия, 1820-е годы).

— А что касается деталей?

— В общем, расцвет бала и искусства флирта выпадает на XVІІІ век. По-другому этот век называют «дамским». Обратите внимание, что в этот период даже мужская мода была женственной. Это объясняется тем, что именно в то время дамы не только диктовали условия моды, но и занимали высокие государственные должности. Необходимо было соответствовать определенным условиям. В первую очередь это касалось одежды. Многие нюансы для современного человека непонятны. Мне обидно, что в наших музеях при исторической реконструкции многое не учитывается, то есть взгляд на моду очень поверхностный. В своей выставке «Дамские штучки» я как раз хотел обратить внимание на важные детали, которые дополняли весь ансамбль женских костюмов.

Это, в первую очередь, шатлен — небольшой зажим, который дама надевала на специальный пояс, что находился между юбкой и корсажем. На этом шатлене находились необходимые вещи, чтобы, например, быстро исправить макияж или что-нибудь заштопать. Сейчас женщины носят с собой клатч, а в то время сумочек не было.

Сегодня среди женщин очень популярен маникюр. По сути, он стал видом искусства. В то время маникюр также играл огромную роль. Считалось, что ноготь должен напоминать перламутровую внутренность раковины. Для достижения такого эффекта женщинам необходимо было постоянно полировать ноготь, чтобы пластина стала максимально тонкой, и через нее просвечивалась кожа. Пилочка, сделанная из слоновой кости, хранилась в несессере — специальном контейнере, сделанном из дорогих материалов: серебра, перламутра, черепашьего панциря.

Веер plіe «гвоздики». Кость, газ, роспись. Франция. Конец ХІХ века.

В нессере был даже маленький ножичек. Когда кавалер приглашал даму к столу, а называлось это «подвести даму под руку», и она угощалась тем же яблоком или апельсином — то не могла просто начать есть фрукты. Нужно было аккуратно срезать кожицу и разделить плод на части. Вот для чего был нужен ножичек.

Значительную роль играла духи. Духи хранились в хрустальных флаконах по сто и даже двести миллилитров. Аромат был неустойчивый, поэтому перед выходом в свет дамам приходилось сильно себя «поливать». В середине XVІІІ века самыми популярными ароматами были цветочные: лаванда, роза, ландыш, сирень. Считалось, что если ты не пахнешь лавандой, то не принадлежишь к высшему кругу. Интересный факт: аромат парфюма был унисекс, его применяли и мужчины, и женщины.

— Вы говорили об искусстве флирта. Что входило в это понятие?

— XVІІІ век — это расцвет эпистолярного жанра. Нельзя было передать письмо при всех. Для этого существовали специальные футляры для любовной переписки. По-английски они назывались «sweet note», то есть сладкая записка. Эти футляры были выполнены из золота и служили своего рода маскировкой. Дама, спрятав любовную записку в позолоченный футляр, оставляла его в будуаре, рядом с зеркалом. И когда в комнату заходил муж, он не видел ничего подозрительного.

Когда дама попадала на бал, она должна была иметь специальную книжечку — «карне де бал», куда записывался порядок танцев. Напротив названия танца дама вносила имя кавалера, с которым будет в паре. Например, если дама уже была приглашена на мазурку, кавалер мог записаться на другой танец. Считалось плохим тоном в конце праздника демонстрировать полностью расписанный «карне де бал».

Первый танец партнеры всегда танцевали вместе со своими сужеными. А если кавалер протанцевал с дамой три танца подряд, все: надо было делать предложение руки и сердца.

Чокер под названием «Не для интимных отношений». Бархат, кружево. Франция. Конец ХІХ века.

— А какие особенности проведения балов существовали именно у нас?

— Обычно балы проводились в честь знаковых событий. Самые известные — это, естественно, рождественские балы, которые иногда сопровождались забавой: поездкой на санях, имевшей название «кулиги». Такое мероприятие было очень популярно на территории Беларуси. В своих заметках баронесса Янина Путкамер, племянница Ядвиги Любанской, описывает кулиги в Вильнюсе. Собирался поезд из саней, который проезжал по улице, а его пассажиры пели праздничные песни. Когда кулиги проходили за городом, то «поезд» курсировал от имения до имения. В заметках Янина описывает и то, что паны переодевались в цыган.

Сегодня те, давнишние пиры, со всеми своими подробностями остались только в мемуарах и хрониках... Но материальные детали можно и сегодня увидеть своими глазами в музейных экспозициях и коллекциях, а дизайнерам и модельерам — вдохновиться.

Арина КАРПОВИЧ

Фото из архива Игоря СУРМАЧЕВСКОГО

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.