Вы здесь

Google против Австралии. Почему IТ-гигант пригрозил «стране Оз»?


Американская технологическая корпорация Google может отключить функцию поиска в сети на территории Австралии, если предложенный правительством кодекс для игроков медиарынка вступит в силу. Об этом сообщила The Sydney Моrning Herald. Как отметила управляющий директор Google Australia Мел Сильва, данный закон угрожает целостности бизнес-модели поисковой системы. Австралийские СМИ, в свою очередь, обвиняют «корпорацию добра» в получении прибыли за их счет. Закон, предложенный еще летом 2020-го, сейчас проходит слушания в Сенате Австралии. Если его примут, технологические компании должны будут платить австралийским СМИ за ссылки на их новости в поисковой выдаче. На первом этапе законопроекта данное решение касается только Google и Facebook. Почему IТ-гигант пригрозил «стране Оз» (так сами жители называют государство-континент) и чем может закончиться это противостояние?


Ультиматум корпораций

Споры между австралийскими властями и Google, на который приходится 95 процентов всех поисковых запросов в стране, продолжаются уже несколько месяцев. Но в конце прошлой недели глава австралийского крыла корпорации Мел Сильва вывела их на новый уровень: назвав закон попросту неприменимым, она фактически предъявила законодателям ультиматум, отмечает «Би-би-си». «Если соответствующая версия кода станет законом, это не оставит нам реального выбора, кроме как сделать поисковик Google Search недоступным в Австралии», — заметила Сильва, выступая перед Сенатом в Канберре.

«Мы не отвечаем на угрозы», — откликнулся на это премьер-министр страны Скотт Моррисон. «Позвольте мне выразиться четко: Австралия создает правила, по которым можно чем-то заниматься в Австралии. Это происходит в нашем парламенте», — добавил глава правительства, выступая перед журналистами после заседания сената.

Хотя Австралия — далеко не самый крупный рынок для Google, новостной код для процентных отчислений изданиям может стать прецедентом, который захотят взять на вооружение и другие государства.

Кстати, Facebook также выразил готовность отказать своим австралийским пользователям в возможности делиться новостными статьями. Эти техкомпании выступают против закона о плате за контент СМИ через специальный новостной код.

Законопроект сейчас находится на рассмотрении в австралийском парламенте. Законодатели настаивают, что за счет бесплатного распространения новостного контента нерегулируемые IТ-гиганты наращивают свои аудитории и прибыль. А в это время индустрия, производящая такой контент, и особенно печатные издания, испытывает финансовые трудности. Авторы нового законопроекта предлагают обязать владельцев цифровых платформ вступить в переговоры со СМИ о плате за их контент, и если договоренность не будет достигнута, счет назначит независимый арбитр.

Есть о чем беспокоиться

Поисковик Google использует абсолютное большинство интернет-пользователей в Австралии. По мнению правительства, его можно считать близким к сервисам первой необходимости, но при этом конкуренция на рынке для него отсутствует. В прошлом году доходы Google в Австралии составили почти 4 миллиарда долларов, при этом компания заплатила в стране лишь $45 млн налогов.

Аргументы сторонников закона заключаются в том, что цифровые платформы находят новых пользователей, когда те возвращаются искать новостной контент, и поэтому издания имеют право на отчисления за журналистский продукт от техкомпаний. Эти средства укрепили бы индустрию СМИ, которая теряет доходы из-за широкодоступного бесплатного онлайн-контента.

По данным правительства, с 2005 года печатные издания Австралии лишились 75 процентов дохода от рекламы. Что касается доходов от рекламы онлайн, то новостным медиа здесь тоже мало что достается — из каждых ста австралийских долларов, потраченных на цифровую рекламу, 81 уходит Google и Facebook, объясняет бизнес-корреспондент «Би-би-си» Кейт Силвер. Депутаты также отмечают, что в австралийском сегменте Google на новости приходится всего 12,5 процента всех поисковых запросов, и угрозы компании звучат непропорционально агрессивно.

Заявление со стороны компании полностью уйти из Австралии кажется чрезвычайно необычным, отмечает «Би-би-си». Google доминирует на рынке интернет-поисковиков с почти 90-процентной долей. Почти все доходы корпорации — от рекламы. Тот факт, что Google пригрозила прекратить деятельность в целой стране, свидетельствует о том, что компании есть о чем беспокоиться.

Год пандемии выдался для Google прибыльным, тогда как многим местным газетам пришлось нелегко. И австралийские политики не первые и не последние, кто на это указывает. По словам компании, она хочет помочь финансировать журналистику на местах. Но в то же время Google, конечно, понимает, что австралийский закон может нарушить основу ее бизнес-модели, и то же самое потом повторится и в других странах.

На крайний случай

Мэл Силва заявила, что закон создаст «нерациональный прецедент для нашего бизнеса и для цифровой экономики». Если компании придется делать отчисления за ссылки и краткие описания статей в результатах поиска, это будет противоречить принципу свободного движения информации в интернете. «Мы не видим, как мы могли бы продолжать предлагать наши услуги в Австралии, с подобными финансовыми и операционными рисками», — сказала Силва. В браузере Google появилась реклама с объяснением позиции компании.

На прошлой неделе здесь подтвердили, что компания в качестве эксперимента стала блокировать результаты поиска, включающие ссылки на австралийские новостные сайты, для одного процента пользователей. По словам представителей Google, целью эксперимента было попытаться оценить стоимость этих ресурсов.

Facebook в прошлом году также пригрозил ввести для австралийских пользователей соответствующие ограничения. Их один из руководителей соцсети Саймон Милнер назвал «потенциальным сценарием на крайний случай». Милнер также отметил, что наличие новостного контента в соцсети не приносит им почти никакой прибыли. И Google, и Facebook утверждают: СМИ получают выгоду от того, что благодаря цифровым платформам их материалы становятся доступны большому количеству читателей.

Пользователи из Австралии озадачены. Некоторые полагают, что придется переходить на другие поисковики. Другие задаются вопросом, Что произойдет с их почтой на gmaиl и можно ли будет продолжать пользоваться Google Maps и другими привычными сервисами.

Ранее торговые представители США призвали Австралию отказаться от закона, который «явно вредит двум американским компаниям». Изобретатель интернета сэр Тим Бернерс-Ли также выступил с критикой плана властей Австралии. По его словам, из-за последнего всемирная сеть не сможет свободно функционировать.

Тем временем стало известно, что на прошлой неделе произошло знаковое событие — Google согласился платить французским изданиям за публикацию отрывков из новостных историй в результатах поиска. В 2019 году в ЕС вступил в силу новый закон об авторских правах, на основе которого альянс французских СМИ сумел договориться о выплатах с IТ-гигантом. Такое соглашение — первое за всю историю Европы. Google пока подписала договор лишь с несколькими крупнейшими изданиями во Франции, включая национальные ежедневные газеты Le Monde и Le Figaro.

Инструмент Google для оплаты новостных изданий, который называется Google News Showcase, — это еще один разработанный им новый продукт, позволяющий издателям курировать собственный контент в интернете. Пока он доступен только в Бразилии и Германии.

Захар БУРАК


Европа построит собственные облачные сервисы и создаст альянс

Франция и Германия намерены создать европейскую облачную платформу для снижения зависимости Европы от зарубежных платформ. Как пишет портал SoftPedіa, платформа, получившая предварительное название Gaіa-X, нацелена на снижение зависимости европейцев от американских «облаков».

Впервые о планах по созданию такого рода системы, по данным The Wall Street Journal, стало известно в 2019-м, однако на тот момент в этом вопросе не было никакой конкретики. Теперь же в Gaia-X появится разработчик в виде созданной специально для этих целей некоммерческой организации, в состав которой войдут преимущественно европейские компании. Участников будет, по крайней мере, более 100. В их числе такие компании и операторы связи, как Bosch, Ѕіеmеnѕ, Dassault Systemes, SAP и Orange вместе с Deutsche Telekom.

Запуск платформы Gaia-X, сообщило Reuters, предварительно запланирован на 2021-й, но сначала, возможно, она будет функционировать в качестве прототипа. По словам министра финансов Франции Брюно Ле Мэра, в период кризиса, вызванного пандемией коронавируса, многие европейские компании перешли на отдаленную работу, что и требует ускоренного создания безопасной облачной платформы, которая функционировала бы с соблюдением европейских законов.

По словам министра экономики Германии Петера Альтмайера, чтобы внести свой вклад в создание и развитие Gaia-X, иностранным предприятиям придется выполнить ряд условий. Под ними он подразумевал «европейские правила и стандарты», включая вопросы передачи и совместимости данных. Приглашая другие страны присоединиться к проекту, Альтмайер заявил, что Gaia-X — это инструмент восстановления технологического суверенитета Европы.

Европейский союз создаст собственную индустрию облачных вычислений. 27 стран ЕС договорились выработать общий подход к развитию единой облачной инфраструктуры. Предположительно, в проект будет привлечено 10 миллиардов евро, из них два млрд вложит исполнительный орган ЕС, а остальные средства поступят как от стран — членов ЕС, так и от частных промышленных концернов. Куратором этого масштабного мероприятия станет новая организация — Европейский альянс по промышленным данным и «облакам».

Кстати, страны Старого Света и раньше пытались внедрить алгоритмы, которые позволили бы конкурировать с иностранными корпорациями. Так, в 2016 году компания Deutsche Telekom запустила облачный сервис Open Telekom Cloud в партнерстве с Huawei, которая поставляла аппаратно-программные решения.

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Отдельное место занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича.

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.

Экономика

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

С каждым днем на наших дорогах все больше электротранспорта.