Вы здесь

В белорусских вузах планируют создавать и модернизировать учебные лаборатории и STEM-центры


По инициативе Министерства образования во взаимодействии со специалистами Всемирного банка разработан инвестиционный проект модернизации высшего образования в Беларуси. В нем задействованы 18 высших учебных заведений. Об этом рассказала первый заместитель министра образования Ирина СТАРОВОЙТОВА. В числе наиболее значимых мероприятий — создание и модернизация более 120 учебных лабораторий, STEM-центров, центров совместного пользования оборудованием с целью поддержки практических аспектов обучения студентов.

По словам Ирины Старовойтовой, белорусские университеты продолжают развивать взаимодействие с реальным сектором экономики. Этому способствует в том числе специально созданный Министерством межотраслевой задачник, в соответствии с которым вузы работали по более чем 60 значимым для промышленных предприятий технологическим запросам в сфере машиностроения, химической промышленности, переработки отходов, металлургии...

В планах министерства-проектирование образовательных стандартов поколения 3+ с учетом потребности работодателей в выпускниках с уникальными и универсальными профессиональными компетенциями, а также появление новых специальностей, ориентированных на подготовку специалистов для V и VІ технологических вкладов.


Особенность университетских технопарков

Сегодня в вузах оттачиваются новые подходы по работе с одаренной молодежью, склонной к научной деятельности, создаются условия для того, чтобы молодая особа получила уникальные компетенции, которые она сможет использовать во взрослой жизни.

— В частности, вузы создают научные подразделения, в том числе занимающиеся инновационной деятельностью. В одном только Белорусском государственном университете функционирует девять научно-исследовательских центров и научно-исследовательских институтов, — сообщил во время круглого стола в БелТА начальник управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Олег БАРАНОВСКИЙ. — Создана разветвленная сеть инновационных подразделений по региональным вузам — это технопарки, центры трансфера технологий, отраслевые лаборатории. Студенты могут реализовывать возможности центров коллективного пользования, в которых размещено уникальное научное оборудование.

Особенность университетских технопарков в том, что они включены в учебный процесс, каждый из них имеет свою специализацию в зависимости от того, в каком регионе он находится и какие научные школы в нем наиболее успешны. В частности, технопарк «Унитехпром БГУ» специализируется на производстве ветеринарных и фармакологических препаратов, научно-технический парк БНТУ «Политехник» — на создании и производстве изделий медицинской техники. Деятельность технопарка Витебского государственного технологического университета направлена на создание инновационного производства в легкой промышленности.

На 1 января текущего года в университетских технопарках страны был зарегистрирован 61 резидент, и большинство из них участвует в образовательном процессе.

— Еще одна изюминка университетских технопарков-это создание резидентов сотрудниками, выпускниками и студентами университета, — подчеркнул Олег Барановский. — В частности, только в ГрГУ имени Янки Купалы основано шесть малых инновационных предприятий, получивших статус резидентов РУП «Учебно-научно-производственный центр „Технолаб“», из них четыре основаны студентами университета.

Объем произведенной в технопарках продукции составил за прошлый год свыше 17 миллионов рублей, из них инновационной продукции выпущено на сумму более 10 миллионов рублей. Особая роль отводится отраслевым лабораториям, функционирующим в интересах министерств промышленности, архитектуры и строительства, здравоохранения, экономики, Государственного военно-промышленного комитета, концерна «Белнефтехим», других ведомств и министерств. Объем работ, выполненных всеми отраслевыми лабораториями, составил за прошлый год более 4,5 миллиона рублей.

Найти и заинтересовать

— Присоединение к науке и поддержка молодых людей, выбравших научный путь, осуществляется по всей цепочке: первая ступень высшего образования — магистратура — аспирантура. Если на первой ступени студенты главным образом участвуют в конференциях, выполняют научные исследования в рамках студенческих научно-исследовательских лабораторий и научных обществ, то в аспирантуре соискатели ученой степени, участвуя в реальных проектах государственных программ научных исследований, грантах Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, вносят существенный вклад в развитие новых знаний, разрабатывают полезные технологии и объекты, — рассказал Олег Барановский.

Весной 2020 года при Министерстве образования был создан Совет молодых ученых. Это консультативно-совещательный орган для выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию государственной поддержки молодых людей, занимающихся наукой, и признания их достижений в научной сфере. Совет должен стать постоянной площадкой для активного обсуждения актуальных проблем.

— Наша задача — еще с первого курса заинтересовать студента, закрепить его в научной деятельности и воспитать из него уже самостоятельного, опытного ученого, — подчеркивает председатель Совета молодых ученых Алексей ЕРМАКОВ. — Нужно, чтобы как можно больше талантливых молодых людей оставалось в университетах, занималась исследованиями, становилась преподавателями и учеными.

По его словам, у Совета два основных направления работы: «Первое — привлечение молодежи в науку, общение со школьниками, популяризация науки и создание имиджа молодого ученого. Второе направление — оказание помощи аспирантам при защите кандидатских работ. Задача Совета молодых ученых-консультирование молодежи, подготовка к защите перед Высшей аттестационной комиссией, экспертным советом. Я знаю, что в БГУ и БГПУ проходят „Недели аспирантов“. Мы хотели бы распространить их положительный опыт на все университеты страны».

— Поиск перспективной молодежи начинается еще в школе, — подчеркивает проректор по научной работе Белорусского государственного университета Василий САФОНОВ, — поэтому при нашем вузе созданы «школы юных». Преподаватели работают с олимпиадниками, потом определяют лучших, готовят их для участия в международных соревнованиях. Затем, уже придя в университет, молодые люди присоединяются и к научной деятельности. На разных факультетах у нас работает около тысячи студенческих кружков, действует более 40 научно-исследовательских лабораторий. И мы стараемся материально поддерживать эти исследования. Около 600 студентов и преподавателей и шесть научно-исследовательских лабораторий поощрены Спецфондом Президента по поддержке талантливой молодежи. Предусмотрена система грантов и для аспирантов. В том числе мы представляем наших аспирантов на конкурс Министерства образования для получения грантовой поддержки. Кроме того, мы ориентируем молодежь на участие в республиканских конкурсах, где наши молодые ученые показывают неплохие результаты.

В октябре 2018 года БГУ запустил свой первый университетский спутник. «В этом году к запуску готовится уже второй наноспутник. Таким образом появится уже своя орбитальная группировка. Это своеобразная лаборатория, обеспечивающая развитие новых направлений в обучении. Молодые люди, которые будут учиться по направлению „аэрокосмические системы“, смогут эти спутники сопровождать, смогут получать от них информацию, управлять ими. Студенты также привлекаются к созданию наноспутника».

Коммерциализация деятельности

Василий Сафонов подчеркнул: сложно назвать наиболее востребованные сферы научных исследований. «Каждый человек сам определяет для себя, чем он хочет заниматься. Вместе с тем хорошие результаты у нас есть в биотехнологической и химической сферах. Наши молодые ученые занимаются зеленой химией, разработкой лекарственных препаратов. У нас есть молодые химики, которые еще в студенческие годы участвовали в разработке медицинских препаратов, затем работали на их апробации, а сейчас участвуют в их производстве (речь идет о противоопухолевых и кардиотропных препаратах). Сейчас продолжаем работу над новой линейкой препаратов. Биотехнологический профиль — это разработка ветпрепаратов. Нашими биологами разработана интересная линейка, связанная с видовым лечением животных на основе интерферонов. Они помогают активизировать иммунную систему и показывают хорошие результаты при лечении животных. Все эти препараты разрабатываются в том числе с участием молодых ученых и производятся как на базе университета, так и с условием передачи по лицензионным соглашениям нашим партнерам», — добавил он.

— Когда создана необходимая инфраструктура, молодой ученый сможет реализовать свои идеи, — такого мнения придерживается заместитель генерального директора по инновационной деятельности научно-технологического парка БНТУ «Политехник» Павел ЛУЩИК. — Каждый молодой ученый хочет видеть реализацию своих научных идей и начинаний. И для этого необходима инфраструктура. БНТУ развивается в рамках концепции «Университет 3.0», а это — не только образовательная и научная деятельность, но еще создание инновационных производств и коммерциализация научной деятельности. За коммерциализацию науки в нашем университете отвечает научно-технологический парк БНТУ «Политехник». На сегодняшний день нами уже создано несколько инновационных производств в медицинской области (травматологии, ортопедии, кардиохирургии, сосудистой хирургии и онкологии), в нанесении многофункциональных покрытий, в области энергоэффективных технологий, а также создании очистных сооружений. На таких производствах мы как раз используем разработки, которые вышли из нашего университета, которые были придуманы нашими молодыми учеными и уже опытными преподавателями, профессорами, докторами наук.

Ежегодно в технопарк распределяется около десяти молодых специалистов. Более ста ежегодно проходит там преддипломную практику.

— Особенно часто проходят практику студенты с приборостроительного, механико-технологического, машиностроительного и энергетического факультетов. На базе технопарка создана лаборатория быстрого прототипирования. Кроме того, в БНТУ ежегодно проходит конкурс стартапов, и на его основании выделяются гранты, — отметил заместитель гендиректора. — Если есть инфраструктура, где молодой ученый может реализовать свои идеи, есть команда и поддержка, тогда все получится.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото пресс-службы БГУ

Название в газете: Інфраструктура, каманда, падтрымка

Выбор редакции

Общество

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Часто непонятный «шарик» может быть, например, фиброаденомой.

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.