Вы здесь

Как меняется и чем живет сегодня белорусское изобразительное искусство?


Как меняется и чем живет сегодня белорусское изобразительное искусство, с какими результатами прошли известные арт-форумы: Международный фестиваль «Арт-Минск», Триеннале живописи, графики и скульптуры и проект «Графика года», и будет ли продолжение — об этом представители Союза художников и сами творцы поговорили на недавней встрече с журналистами.


Фото: БелТА.

Вышеназванные проекты прошли в столице в конце прошлого года. Работы художников из Беларуси, Словакии, Эстонии можно было увидеть на самых разных выставочных площадках. В конце фестиваля жюри, в составе которого были искусствоведы, определило победителей среди участников Триеннале и проекта «Графика года». Наивысшей отметки — Гран-при и триеннале живописи, графики и скульптуры — удостоена работа «Плащаница» молодой художницы Екатерины Сумаровой. Скульптор Константин Селиханов победил в номинации «Скульптура». В номинации «Живопись» лучшим признали художника Василия Костюченко. Первый приз в номинации «Графика» достался художнику из Гродно Юрию Яковенко. Что касается результатов проекта «Графика года», то здесь в номинации «Оригинальная графика» первое место присудили Валерии Ковзанович, а в номинации «Печатная графика» — Марии Кошелевой-Лихоте.

— Мы очень рады, что в конце прошлого года нам удалось осуществить проект, который для себя мы назвали и триеннале живописи, графики и скульптуры. Выбрав формат проведения один раз в три года, мы будем презентовать классические виды искусства. Следующее триеннале хотим посвятить концептуальному искусству. И через год ожидается еще одно триеннале, которое будет посвящено декоративно-прикладному искусству. Такой формат позволит Белорусскому союзу художников охватить самые разные виды, направления и жанры изобразительного искусства, — отмечает первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья ШАРАНГОВИЧ. — Объединив проекты и триеннале живописи, графики и скульптуры, проект «Графика года» и международный фестиваль «Арт-Минск», мы в итоге получили замечательный праздник искусства, который тепло приняла публика. Зрители оценили такой формат и, несмотря на сложные пандемические условия, которые были в конце прошлого года, наши выставки посещало около 300 человек в день. И это свидетельствует о том, что интерес к искусству есть, людям хочется говорить о нем, смотреть и оценивать.

Недавно во Дворце искусств открылись экспозиции, где представлены лауреаты Триеннале и проекта «Графика года», но в более развернутом формате и с большим количеством новых работ. Там можно посетить отдельный творческий проект Екатерины Сумаревой «Пограничное состояние». В экспозиции представлены работы из циклов «Субъективный пейзаж», «Пограничное состояние», «Резервуариум», а также из нового цикла-рефлексии «Плащаница». Там же находятся работы Василия Костюченко, Татьяны Радивилко, Александра Доманова, Юрия Яковенко, Юрия Тореева, Владимира Шаповалова, Константина Селиханова, Сергея Оганова, Александра Соколова.

Интересно будет посетить и проект «Святло зямлі, святло нябёсаў...» художницы-графика Ларисы ЖУРАВОВИЧ из Белынич.

— Художнику, который всю жизнь живет в провинции, очень важно иметь возможность выставиться на столичной площадке, — говорит Лариса Журавович. — И у меня, благодаря Союзу художников, такая возможность появилась. Юбилейная выставка — это обычно некая ретроспектива, где можно представить работы разных периодов. Но в моем случае мы все сделали немного иначе. Я представляю серию, которая создана за прошедшие полтора года. Выставка называется «Святло зямлі, святло нябёсаў...». И конечно, не стоит воспринимать название буквально. Меня волновала тема духовности и душевности. Ведь это те тонкие материи, которые зрительно очень сложно обнаружить. Тема заставила меня сделать экскурс в историческое прошлое своей малой родины, — делится художница Лариса Журавович. — Начала исследовать христианскую жизнь в нашем регионе, которые в то время были памятники. И в результате долгих поисков выяснила, что было 16 христианских храмов, из которых осталось только два, причем в перестроенном виде. Обратилась к энциклопедиям, а там никаких сведений. Тогда мы с мужем объездили почти все деревни, чтобы поговорить с пожилыми людьми и с помощью их воспоминаний понять, как выглядели эти церкви. К сожалению, вид двух памятников восстановить так и не удалось. Вообще моя выставка получилась многожанровая, так как там представлены портреты, натюрморты и много другого. Но все их объединяет моя попытка найти ответы на вопрос: где заканчивается земля и начинается небо? Я вижу проявление этого в глазах людей, у них работы на земле, в нарисованных натюрмортах — везде я вижу прообраз земного рая. Эта духовная связь между нашей жизнью и небом для меня особенно привлекательна. И надеюсь, что результаты моих поисков вы сможете увидеть на моей персональной выставке.

Также в планах Белорусского союза художников — ряд интересных мероприятий на текущий год. Как рассказал заместитель председателя по творческим и общим вопросам Белорусского союза художников Андрей БАСАЛЫГА, в этом году следует ожидать проведения четырех масштабных проектов, среди которых фестиваль скульптуры, его планируют на начало апреля; потом — фестиваль живописи «Лабиринт», летом — фестиваль монументально-прикладного искусства «Монумент», а завершится год Триеннале концептуального искусства.

Хорошая новость есть и для поклонников изобразительного искусства в регионах Беларуси. Увидеть работы лучших художников, скульпторов смогут в Полоцкой художественной галерее, в Витебском центре современных искусств, а также в Бресте и в Гродно. Как отмечают организаторы, за пределами столицы живет много талантливых людей и тех, кто интересуется творческой жизнью, а это надо поддерживать.

Елена ДРАПКО

Название в газете: Маляваць зніклыя храмы, шукаць мяжу паміж небам і зямлёй

Выбор редакции

Экономика

На каких банковских вкладах заработаешь больше

На каких банковских вкладах заработаешь больше

Самые большие проценты — по рублевым депозитам.