Вы здесь

Как школьников учат противостоять буллингу


Создать в школах бесконфликтную среду-такова цель проекта по предупреждению буллинга, психологического и физического насилия «Дружеская и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». Внедрять его начали еще в прошлом году на базе 26 школ страны, треть из которых — в Минске.


«Встаньте те, кто...»

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в партнерстве с Институтом психологии Белорусского государственного педагогического университета надеются, что модель, успешно зарекомендовавшая себя в Хорватии, Сербии, Черногории и Болгарии, поможет создать условия для того, чтобы школы стали совершенно психологически безопасным местом.

Одна из площадок, где успешно применяется технология безопасной среды в школе, в том числе и через реализуемый проект, — средняя школа № 197 в Минске. Корреспондент «Звязды» поприсутствовала на открытом уроке в этом учреждении.

У восьмиклассников это были вторые занятия по теме буллинга, которые назывались «Установление правил». Начались они с обсуждения того, что происходило на предыдущем уроке. Речь шла о ситуациях, которые ученики не хотели бы видеть в своей жизни.

После школьники играли в игру «Встаньте те...»: у кого есть друзья; кого хотя бы раз не принимали в игру; у кого есть любимое занятие; кого оскорбляли; кто хотя бы однажды помогал однокласснику в трудной ситуации; у кого хотя бы однажды брали вещи без разрешения. Собравшись в кольцо, дети вставали в ответ на каждое предложение... все, так что очевидно: поднимаемая в проекте тема знакома и близка нашим школьникам.

Официально эту хорватскую модель представили летом 2020-го. Определенные ее элементы протестировали в пяти минских школах, а с сентября начали масштабную работу в 26 школах страны, опираясь на учеников пятых—девятых классов, рассказал Дмитрий ШИЛИН, старший координатор по вопросам охраны детства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси:

— Для нашей страны проблема подростковых отношений — довольно актуальная. По результатам исследования, которое проводила организация ЮНИСЕФ в 2018-м, 11,6 % учащихся 5–7 классов и 11,3 % учащихся 8–11 классов считают атмосферу в школе недружественной. Причина — травля со стороны сверстников и учеников старших классов, а также агрессивный настрой учителей или школьной администрации.

Состав учеников 8 «Б» за последние годы почти не менялся. Возможно, в этом и кроется секрет, почему дети здесь хорошо понимают друг друга. Иногда мне казалось, что они просто подхватывали и продолжали вслух мысль соседа.

Занятия по программе против буллинга начались в классе еще в прошлой четверти-с просмотра тематического фильма. Глядя на чужие проблемы, рассуждали, как решать свои, поделилась Анна МОЖЕЙКО, классный руководитель 8 «Б» и учительница русского языка и литературы:

— Сейчас мы плотно подошли к решению этого вопроса и занялись им всерьез. Наши дети мыслят достаточно критично и умеют посмотреть на проблему в неожиданном ракурсе. Они умеют говорить, не стесняются и не закрываются. Это один из лучших классов в моей практике. Мы с самого начала, с пятого класса, учились «проговаривать» негатив, когда кто-то кого-то обижал.

«Король» решает

— Что вы чувствуете, когда кто-то подвергается буллингу? — задал вопрос волонтер Николай, старшеклассник этой же школы, который участвует в проекте. Занятий в рамках модели, кстати, всего трое. И по их результатам класс должен сформулировать правила поведения для себя, которые, в идеале, нужно выдерживать и вне его границ, чтобы сделать атмосферу в школе более доброжелательной.

В ответ услышал: «Растерянность, непонимание, за что такое делается», «желание поговорить с жертвой, заступиться за нее, спросить у обидчика, зачем он это делает».

— Как вы реагируете, когда видите, что происходит булинг? — следующий вопрос.

«Стараюсь помочь разобраться в ситуации, узнаю, зачем обидчик так делает», «решаю спор без физического насилия», «пытаюсь остановить насилие и помочь жертве прийти в себя, успокоиться, особенно если это происходит на глазах большого количества людей», «говорю с обидчиком, который, возможно, даже не понимает, что он делает плохо, что это уже вышло за пределы шутки», — отвечали школьники.

Самые распространенные ситуации ученики проиграли через игру, в которой «король» (ученик в короне) пытался решить проблему, с которой к нему обращались «подданные».

— Одноклассник взял мой учебник по географии и разрисовал его, что мне делать? — была озвучена первая проблема.

— Поговори с этим одноклассником и выясни, как случилось, что учебник разрисовали. Попроси его обменяться с тобой испорченной книгой или приобрести тебе новую. Если он отказывается, обратись за помощью к учителю или человеку, имеющему влияние на «рисовальщика», — постановил «король».

— Одноклассник сломал мой велосипед, что делать?

— Выясни, как он это сделал. Поговори с его родителями, чтобы найти решение и причину проблемы.

Намного легче действовать, когда получаешь подсказку или согласие от старшего человека, который уже был в такой ситуации или имеет больше жизненного опыта, чтобы подсказать реальный выход. Такие выводы делали школьники после игры, когда абстрагировались от «королевских» решений и рассуждали, как быть и к кому обращаться за помощью в проблемной ситуации, когда самому договориться не получается.

Правила в нашей совести

Далее классный руководитель предложила ученикам поразмышлять, что случилось бы с миром, если бы все правила внезапно исчезли.

— На дорогах без ПДД был бы хаос, — говорит Ева.

— Началась бы полная анархия, каждый стремился бы собственные проблемы решить своим путем, а не так, как лучше для всех, — считает Даша.

— Люди начали бы делать, что хотят, что нанесет ущерб другим. Теперь же это не позволяет делать не только совесть, но и правила, — уверена Маргарита.

— Если мы уважаем чужие границы, то и наши границы будут уважать, и в дальнейшем это сделает жизнь легче, — высказалась Лиза.

Правила есть в нашей совести. Мы стараемся и решить нашу проблему, и не задеть чувства других, чтобы всем было удобно, подвели итоги ученики.

— Чтобы мы возвращались в школу после выпускного с чувством радости, давайте разработаем правила для нашего класса, чтобы всем-всем было хорошо, — посоветовала учительница.

После обсуждения в группах родились такие предложения: взаимная помощь; объективная критика; личное пространство; шутки, смешные для всех; уважение к чувствам других и отсутствие дискриминации. Из этих предложений в последующем выведут шесть главных правил, которые станут основой для поведения и общения в классе.

Поразмышляли в 8 «Б» и над последствиями нарушений правил, чтобы не наказать чрезмерно того, кто их нарушил. На третьих занятиях планируется создать стенгазету, где все это будет записано и станет для класса руководством к действию и жизни в коллективе.

Под свои реалии

В работе по внедрению модели против буллинга классным руководителям и волонтерам помогают менторы. Это, в основном, преподаватели из БГПУ, главная задача которых — координировать, информационно поддерживать, консультировать всех вовлеченных в программу. Апробация хорватской модели также происходила с помощью менторов, потому что невозможно без изменений перенять опыт одной страны для использования в другой.

— Мы даем оценку с точки зрения научного обоснования определенных процессов. Присутствуя на занятиях, можем посоветовать, как усовершенствовать те или иные вещи, какие методики использовать, когда идет диагностика, — рассказала Людмила ЯНЧУК, преподаватель БГПУ.

— С институтом психологии мы сотрудничаем пару лет. За это время адаптировали пособия по хорватской модели под наши реалии и особенности школьного процесса, натренировали 30–40 человек менторов, получили гриф Национального института образования на использование этого адаптированного пособия в учебном процессе, разработали информационное сопровождение, чтобы школьники понимали, что за проект проходит в их школе, — добавил Дмитрий Шилин.

— Наиболее острые проблемы у учеников наблюдаются в подростковом возрасте, как раз в пятых-девятых классах, на которые и рассчитана модель. Но со временем эти школьники будут учащимися старших классов, и таким образом мы получим преемственность модели, ее действие сохранится и в выпускных классах, — уверена Татьяна НИФОНТОВА, преподаватель Института психологии БГПУ.

Ирина СИДОРОК, фото автора

Выбор редакции

Общество

Что делать нашим домашним питомцам, у которых тоже бывают депрессии?

Что делать нашим домашним питомцам, у которых тоже бывают депрессии?

Ответ на эти и другие вопросы знает наша героиня.

Общество

От столетия к столетию. «Чырвонка. Чырвоная змена» празднует свой столетний юбилей

От столетия к столетию. «Чырвонка. Чырвоная змена» празднует свой столетний юбилей

Какой сегодня должна быть молодежная газета? О чем и как разговаривать с молодежью?