Вы здесь

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях


Доцент кафедры вспомогательных дисциплин и методики преподавания истории БГПУ им. М. Танка, кандидат исторических наук Инна Калечиц — первый и пока единственный специалист в Беларуси, занимающийся эпиграфикой. Вот уже почти 20 лет она изучает древние надписи на камнях, керамике, металлах и других материалах, которые использовали вместо бумаги в те далекие времена, когда ее еще не было.

О том, как неожиданно для себя увлеклась наукой, о «голосах» давно умерших предков, которые слышит из глубины веков, о радости, которую испытывает, пополняя копилку знаний о прошлом, мы и поговорили с моей собеседницей.


Найти свое призвание

— Наукой занялась неожиданно для себя, — признается Инна Леонидовна. — Я филолог по специальности, преподаватель русского языка и литературы. Вышла замуж, родила двух дочерей и была полностью собой довольна. Когда второй декретный отпуск подошел к концу, хотела вернуться в школу, но меня не взяли, посчитав, наверное, что от мамы двоих маленьких детей больше хлопот, чем толку. Тогда устроилась лаборанткой на кафедру вспомогательных дисциплин и методики преподавания истории БГПУ им. М. Танка. Археолог Леонид Владимирович Колядинский, зная о моем волонтерском опыте участия в археологических раскопках, посоветовал поступить в аспирантуру и заняться изучением эпиграфических источников.

Так начался ее «роман» с эпиграфикой. Тогда Инна Леонидовна даже не представляла, какие сложности ждут ее впереди. Может, поэтому и не испугалась осваивать научную «целину». А потом настолько увлеклась работой, что уже готова была преодолевать любые трудности. В прошлом году ей впервые выделили финансирование исследований. До этого Инна Калечиц сама зарабатывала на то, чтобы проводить их. В некоторые годы в Полоцке, где изучала граффити в Спасо-Преображенской церкви, проводила времени больше, чем в Минске. В том числе и свои отпуска. Хорошо, что разрешили жить при монастыре, да и питалась у него трапезной.

Инна Леонидовна Калечиц — автор монографии «Эпиграфика Беларуси X–XІV вв.». В этом году в московском издательстве выйдет «Корпус граффити Спасо-Преображенской церкви г. Полоцка» — каталог с фотографиями и прорисовками каждой надписи, объяснением его содержания и указанием времени и авторства.

Кто-то сверху, очевидно, способствовал тому, чтобы Инна Калечиц и эпиграфика нашли друг друга. Знание древнерусского, старославянского языков, истории, способности к рисованию, любовь к фотографии — все это очень помогло моей героине в ее научных исследованиях.

— Надписи важно не только прочитать, но и датировать, — отмечает Инна Калечиц. — Поскольку дат, особенно в раннем Средневековье, не указывали, приходится прибегать к палеографии, занимающейся графикой букв, и языкознанию, изучающему языковые особенности. Вообще наука сегодня междисциплинарная. Приходится постоянно пополнять знания. Очень помогают в работе новые технологии. Например, фотограмметрия дарит новые возможности фиксации надписей. Не всегда получается изучать граффити на месте. Тогда фотографируешь и исследуешь их дистанционно.

Украденные пряслицы

— Первые годы я анализировала надписи, сделанные на археологических артефактах (всего чуть более 100), хранящиеся в музеях, — рассказывает Инна Леонидовна. — Наши предки часто отмечали на предметах их принадлежность. Это доказывает: в ХІІ–XVІІ веках грамотными были представители разных сословий.

Например, имена встречаются на пряслицах — грузиках для веретена, которое употреблялось при ткачестве. Инструмент брали на посиделки и пряслицы подписывали, чтобы не перепутать с чужими. Запомнились пряслицы из Пинска с надписью «Бабина» и из Полоцка — «пататные», что на древнерусском означает «похищенные».

Встречаются имена и на амфорах — глиняных кувшинах, привезенных из Византии. Надписи на камнях — например, Борисовых или на Воротишином кресте — тоже пример эпиграфики.

Загадки на стенах храма

Исследовать граффити Спасо-Преображенской церкви в Полоцке Инна Калечиц начала в 2012 году, как только реставраторы сняли со стен храма масляную живопись, под которой они и прятались. Занимается Инна Леонидовна их изучением до сих пор.

Список из семи имен для поминовения (ХІІІ век).

— Очень кропотливая работа — каждая буква требует пристального внимания, - подчеркивает моя собеседница. — С момента постройки храма в XII веке и до 1842 года на его поверхностях оставили около 4 тысяч самых разных надписей. Иногда один накладывается на другой, трудно бывает разобрать содержание и смысл. Встречаются надписи в алтаре, на колоннах храма, стенах; есть на древнерусском языке, старобелорусском, латиницей. Вероятнее всего для их нанесения пользовались писалами (стилами) — специальными приспособлениями, с одной стороны острыми, с другой — в виде лопаточки.

Некоторые граффити выполнены, очевидно, ножом или чем-то вроде него. В ряде случаев буквы очень тонкие: иногда глубоко врезанные, а иногда очень поверхностные, скорее всего, в этих случаях использовали иглу.

Легко ли быть первопроходцем?

Церковные законы запрещали царапать на фресках в доме Божьем. Но эти табу нарушались. Что тут поделаешь — люди хотят оставить после себя след, память. Достаточно много на поверхностях церкви имен и фамилий. В XVIII веке территорию Спасо-Преображенской церкви передали иезуитскому коллегиуму. Самое большое количество (около 25) надписей на стенах и колоннах храма оставил школяр Гелиош Шевердец, причем, о своих грехах Гелиош слегка царапал, а вот автографы оставил очень четкие!

Эпиграфика — прикладная историческая и филологическая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твердых материалах (камнях, керамике, металлах) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом.

Встречаются в храме надписи из букв — А, Б, В. Этого в Средние века было достаточно, чтобы показать грамотность. Иногда попадаются строчки одной буквы, повторенные много раз, как в детских прописях. Самые древние надписи — поминальные. Среди них, например, об Ульяне Тверской, жене великого князя литовского Ольгерда, матери великого князя Литовского и короля польского Ягайло. До недавнего времени ничего не знали об игуменьях обители после Ефросиньи Полоцкой. А обнаруженные надписи позволили установить имена по меньшей мере трех ее преемниц — Екатерины, Анны, Акулины.

Находила Инна Калечиц и молитвенные обращения — «Господи, помоги рабу своему, Осию Пономареву», и признания во грехах — «Господи, помоги рабу своему, архимандриту Городецкому Иовану», а сверху: «а пил есмь». Есть другая подобная надпись, она принадлежит монахине, которая злоупотребляла вином в Лазареву субботу. Моралисты оставили потомкам свидетельство: «А Савка, пономарь Святого Спаса, служит чреву, работает телу» или другое: «Побейте (имя зачеркнуто) за злые играния чрева и хулен смех в келье». То есть чье-то ворчание в животе вызывает смех монахов в кельи. А как вам такое пожелание: «По чреву, по хребту Спирида-попа бейте плетьми, поел просфор один канун»? Надо полагать, поп съел все просфоры сам, не дав родственникам помянуть покойника.

— Запомнилась надпись-загадка: «Отец меня родил, я родил себе жену, жена родила мне детей». Несложно догадаться, что речь об Адаме, — продолжает Инна Леонидовна. — Встречала написанное в обратную сторону обращение «Господи, помоги!» Возможно, продемонстрировать способность владения зеркальным письмом.

Очень тронул меня «голос» из прошлого, принадлежащий, очевидно, какому-то священнику, который потерял жену: «Представилась раба Божья, моя Феврония». Будто через века слышишь боль человеческого сердца: «моя Феврония». Вообще, занимаясь эпиграфикой, я убедилась, как мало меняется человек. Мы сегодня так же любим, страдаем, работаем, каемся, как и наши далекие предки.

Счастье ученого

— Я часто испытываю радость, совершая маленькие открытия, составляя из разрозненных находок целостную картину, дополняя представление об историческом прошлом, — признается Инна Калечиц. — Конечно, очень хотелось бы подготовить учеников, сформировать в Беларуси свою научную эпиграфическую школу. Но пока желающих не находится: эпиграфика требует времени, терпения, энтузиазма. Держится она, как почти вся гуманитарная наука сегодня, в основном на подвижниках. Для достижения результата исследователям нужно многим пожертвовать, а в молодости это непросто.

Граффити о смерти игуменьи Анны (ХІV век).

И все-таки со временем последователи у Инны Калечиц, наверное, появятся. Самое трудное — положить начало, сделать первые шаги. Тем, кто пойдет следом, уверена, будет гораздо легче.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото Анастасии Дерван и из архива Инны Калечиц

Название в газете: Раман з эпіграфікай, або Галасы далёкіх продкаў

Выбор редакции

Общество

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

ВОДОЛЕЙ. На этой неделе добиться успеха сможете только с помощью личных организаторских умений и новых идей.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.

Общество

Кто рискует заболеть раком молочной железы?

Кто рискует заболеть раком молочной железы?

На первом месте — наследственный фактор.