Вы здесь

Как учительские инициативы находят поддержку и воплощаются в действительность


«Девушки, спасибо большое! Для меня было очень важно напоминание о том, что задача учителя — не только „дать ребенку информацию разными интересными способами“, но и работа с личностью и над личностью. А я периодически об этом забываю», «Вы смогли охватить необъятное и разложить по полочкам тонны информации. Теперь мой ход — переварить и определить, где я хочу применить то, о чем узнала, и сделать это», «Как важно помнить, что я должна видеть не класс, как одно целое, а каждого ученика как личность», «...Ушла в перезагрузку и переосмысление всей своей деятельности, более того, всей жизни». Так рефлексировали участники проекта «Нейропедагогика и педагогика в современной школе». Он стал одной из 37 инициатив, родившихся в результате мотивационно-учебного курса «От идеи — до проекта».


Феерверк идей

Организовала курс команда белорусских педагогов. Он был задуман как часть проекта «PROдвижение образовательных инициатив» с целью вдохновить и мотивировать учителей, дать им знания по проектному менеджменту, командообразованию, маркетингу и лидерству.

— Так случилось, что весной пандемия объединила нас всех в онлайне, и благодаря программе «Учитель для Беларуси», ассоциации «Образование для будущего», IT-компании Vіzor Games и неравнодушным учителям мы организовали пять наборов на бесплатный дистанционный экспресс-курс «Подготовлен к дистанционному обучению», где педагогов обучали использованию цифровых инструментов для организации онлайн-занятий, — рассказывает директор школы LuCh Евгений ЛУФЕРЧИК. — Курс пользовался большим спросом, например, во время второго набора, когда обучение учителей приходилось на школьные каникулы, заявки подали 2,5 тысячи человек. Но сложный учебный год закончился,начались летние каникулы и... все соскучились, правда, ненадолго. Отдыхать на каникулах — не для нас. Встретились, провели мозговой штурм, результатом которого стал проект «PROдвижение образовательных инициатив». Заручились поддержкой фонда «Новая школа», компании EPAM и стартовали в августе.

— Последние годы я активно общаюсь с учителями, поэтому знаю и вижу, что у них есть много очень крутых идей, задумок, инициатив, но для их реализации не хватает «волшебного толчка», а еще команды единомышленников, поддержки, немного экспертизы, и, главное, веры в себя и в то, что получится. Кстати, курс также был инициативой и творческим устремлением фантастической команды учителей, — подчеркивает координатор программы «Учитель для Беларуси», член правления фонда «Новая школа» Елена МЕЛЬЧЕНКО.

На летний интенсив «От идеи до проекта» подали заявки 320 педагогов, представлявших 120 школ. Из них смогли пригласить только половину: предпочтение отдавали региональным школам, четко определенной мотивации и командным заявкам. В начале августа курс стартовал. Перед участниками выступили 43 спикера из самых разных сфер. Глобальной задачей курса было представить учителям иной взгляд на проектирование, характерный для бизнеса, «зажечь» их и вдохновить.

В итоге 143 педагога объединились вокруг 37 проектов: среди них были «Лицейский медиацентр», «Новые технологии в музейной практике гимназического этнографического уголка „Пад страхою прадзеда“», «Живой музей: must see», «Оратор на каблуках», «Электронный образовательный ресурс „Лента памяти“», «Школа тинейджеров. Прокачай свои soft skіlls», «Самый умный. Учусь быть ученым», «Чтение в новом формате» и другие. В финал Эдутона (педагогического марафона. — Авт.) вышли из них 23. А грантовую поддержку получили пять, в том числе и проект Алины Толкач и Александры Глод.

Окно возможностей

Алина ТОЛКАЧ — психолог и учитель английского языка в частной школе «Альтернатива», Александра ГЛОД преподает в 115-й минской средней школе математику.

— Как понять, что происходит с ребенком и чем ему помочь? Эти вопросы задают себе ежедневно многие педагоги, — говорит Алина. — Сложности в обучении, отсутствие внимания, невозможность сконцентрироваться, отрицание, агрессия, конфликты... Что со всем этим делать? А эмоции? Как они влияют на обучение? Умеет ли педагог выражать свои эмоции и ресурсно восстанавливаться? Поверьте, что о космосе и жизни в океане мы знаем гораздо больше, чем о собственном мозге. Поэтому мы решили эти пробелы устранить. И не только вооружить учителей необходимыми знаниями по психологии, но и научить их нейропедагогическим приемам и играм при составлении уроков, а также научить оказывать первую психологическую помощь ребенку. Важно понять учеников, их трудности и возможности. Это, в свою очередь, открывает окно возможностей уже для нас...

Весь курс был разделен на пять блоков: «Психология развития» (развитие психики, кризисные периоды, формирование личности и запуск высших психических функций и процессов), «Эмоциональный интеллект» (связь разума и тела, принятие и управление своими эмоциями, рефлексия и эмпатия, распознавание эмоций и прогнозирование поведения), «Нейропедагогика» (основные этапы развития мозга человека, когнитивная психология и педагогика в образовании), «Учитель. Ученик. Первая психологическая помощь» и «Приемы и техники нейропедагогики на уроках». Курс читается онлайн. Было сформулировано десять идей: создать модель эффективного урока с точки зрения науки о мозге, собрать копилку приемов первой психологической помощи, создать инфографику-подсказку, как действовать в практических ситуациях, напомнить, что ребенок — тоже человек и другие.

В Telegram была создана группа онлайн-поддержки участников (в ней сейчас 57 человек из Беларуси, России, Украины и даже Испании), там происходит обмен важной информацией и новыми идеями по блокам проекта, обеспечивается обратная связь, предлагаются творческие домашние задания для саморазвития. Мы прошли уже три блока. Естественно, что блок, посвященный нейропедагогике, оказался пока самый сложным.

Нейропедагогика, или образовательная нейронаука, объединяет когнитивную нейронауку, нейробиологию развития, педагогическую психологию, образовательные технологии и педагогику. Она должна дать ответ на вопрос: как сделать образовательный процесс эффективным? Некоторые слушатели жаловались, что теоретической информации очень много, ее сложно воспринимать, но согласились, что без знания теории никак не обойтись.

И хотя курс еще преподается, Алина и Александра уже планируют после его завершения провести анализ и запустить второй набор. Говорят, что сейчас им требуется юридическая консультация по дальнейшему развитию проекта.

От экомониторынга до экоремесел

Среди победителей Эдутона оказался и проект по созданию на базе Бобруйской средней школы № 34 экологического центра «ЗАОДНО». В команду объединились четыре педагога этого учреждения: Людмила Крылова (учитель белорусского языка), Светлана Здоренкова (учитель физики), Ольга Кулаковская (учитель биологии) и заместитель директора по учебной работе Анна Клименкова.

— Для нас очень актуальна проблема воспитания выпускников с развитым экологически дружественным поведением. Природу нужно не просто любить, а осознанно уважать и ценить. Современная экологическая ситуация требует активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического воспитания. Экокультура начинается с каждого из нас, — рассуждает Людмила Крылова. — Благодаря нашему участию в курсе «От идеи — до проекта» в ноябре состоялось официальное открытие центра, но экологический сезон начался для нас гораздо раньше. Ученики школы стали участниками акций «Помогаю себе и реке», «Чистый лес», «Зеленая зона», «Вредные растения», поучаствовали в квест-игре «Экологическая кругосветка». Команда организовала экскурсии «Экосистемы Западного микрорайона», «Бобруйск заповедный. Красная книга», серию учебных викторин «Сегодня сбережешь — завтра пригодится», «Экология вокруг нас. Токсичные вещества», «Отходы в доходы». И младшие ученики, и старшеклассники, и даже сотрудники школы активно присоединились к акции «Новая жизнь взамен на крышки» — собрали большое их количество и передали волонтерам.

Параллельно с традиционными мероприятиями экологической направленности в экоцентры внедряются и новые направления, такие, например, как «Эко HAND MADE» . В рамках последнего уже прошли мастер-классы «Кукла-мотанка», «Ткачество», «Катание сретенской свечи». Надо заметить, что катание свечи из натурального воска — одна из ритуальных традиций праздника. Воск для Сретения собирали заранее, а изготавливали их в последнюю перед праздником субботу. Так вышло и у нас. Участники мастер-класса признались, что запах прополиса, теплота рук и плотный круг участников — именно то, чего так не хватало в студеные февральские дни.

Что впереди? Благодаря поддержке EPAM и ассоциации «Образование для будущего» в центре будут развиваться такие направления, как «„Эко STEAM“ (проектная деятельность: точные науки плюс экология)» и «Экомониторинг». В школе уже прошли каникулы «Эко STEAM. Источники энергии», впереди ждут каникулы «Эко STEAM. Измерительные приборы» и «Эко STEAM. Экологический мониторинг». Благодаря помощи Центра экологических решений в школе формируется соответствующая тематическая информационная среда. «Мы очень любим свой проект за его многовекторность. Если не работает одно направление, можно переключиться на другое», — констатирует Людмила Крылова.

Из учителя — в вожатые

Наверное, самым массовым проектом по количеству примкнувших педагогов стал лагерь «Englіsh BY camp». Его развивают 11 энтузиастов из Минска, Мозыря, Слуцка, Пружан, Гродно и Прилук. Английский язык — гораздо больше, чем учебный предмет, это важный инструмент для контактов, утверждают они, но, чтобы мотивировать учащихся, нужно создать языковую среду. Англоязычный лагерь как раз и помогает детям осознать, зачем они изучают на уроках английский язык. Последняя усваивается там не как предмет. Общение на иностранном языке наполнено смыслом. При погружении в языковую среду исчезает психологический барьер — страх сделать ошибку в беседе.

Авторы стремятся вдохновить и заразить своей идеей других педагогов. Чтобы лагерь не превратился в урок, стоит задача — изменить учительское мышление на вожацкое. Лингвистический лагерь — вовсе не школа, хотя и организуется в ее стенах.

Команда проекта занимается написанием готовых программ тематических лагерных смен, проведением вожацких тренингов для учителей и поддержкой коллег во время проведения лагерей. Грант было решено передать тем ее членам, которые работают в государственных учреждениях. Деньги были разделены поровну между четырьмя школами — в Слуцке, Гродно, Мозыре и Прилуках — и использованы на закупку принтеров, ламинаторов, бумаги и других материалов, которые понадобятся учителям при проведении школьных лагерей. В сентябре-октябре была написана тематическая программа Camp Travel, а в ноябре она была опробована в школах, где работают члены команды, получила хорошие отзывы. В декабре и январе кипела работа над новой тематической программой Camp Jobs. В марте и мае пройдут очередные вожацкие тренинги, чтобы подготовить кадры для лагерей на весенних и летних каникулах. Весной будут организованы как онлайн, так и оффлайн-лагеря. В более отдаленных планах — создание коллекции готовых программ для проведения лагерей, из которых каждый учитель сможет выбрать те, что подходят ему. Со временем модель английского школьного лагеря можно будет адаптировать и использовать для школьного лагеря на другом иностранном языке.

В рамках этого проекта родилась новая инициатива Pen Frіend Project. Учащиеся делают, подписывают и отправляют открытки своим сверстникам — такие своеобразные генераторы хорошего настроения, интересные и позитивные послания. Цель — поздравить на английском языке незнакомых парней и девушек с наступающими праздниками. Каждый месяц — новый раунд, новая тема и новая школа-партнер. Согласитесь, что в цифровом мире такой способ общения для детей, которые не привыкли бегать к почтовому ящику, — «экзотика», особенно приветствуются открытки, сделанные собственными руками. Уже прошло два раунда, в которых поучаствовали 390 учеников из 32 школ.

Основным критерием подбора партнеров был возраст детей. Также учитывались их места проживания (желательно, чтобы они были из разных регионов) и количество учеников, готовых переписываться. «Возможно, в чем-то подбор партнеров был не идеален, но что в нашей жизни идеальное? А попробуйте сделать лимонад из тех лимонов, которые у нас есть», — шутят организаторы и радуются, что таким образом им удалось вовлечь детей в деятельность на английском языке.

У проекта «Englіsh BY camp» есть свои страницы в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте». Там можно наблюдать за тем, что делают коллеги, задавать вопросы, делиться сомнениями и ожиданиями. Начинать новое — страшно, но если есть поддержка единомышленников, то все намного проще. Вместе все получится!

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из открытых источников

Название в газете: Нейрапедагогіка, «Эка STEAM», англійскі летнік...

Выбор редакции

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.