Вы здесь

Понимать, что такое буллинг и как с ним бороться, учат школьников


Проект по предупреждению буллинга, психологического и физического насилия «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования» продолжает работать на базе 26 школ Беларуси. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) реализовывает успешно зарекомендовавшую себя в Хорватии, Сербии, Черногории и Болгарии модель в партнерстве с Институтом психологии Белорусского государственного педагогического университета. Нужно ли это нам, выясняла корреспондент «СГ».


Игра в «четыре угла»

Во время занятий.

Мы посетили открытый урок в 10 классе столичной школы № 197. У подростков это были первые занятия по теме, а сам класс примечателен тем, что его сформировали из всей параллели. Таким образом прошлогодние девятиклассники пока не очень хорошо знают о существующих друг у друга проблемах, выяснять которые придется фактически с нуля.

Вели занятия сразу три волонтера-старшеклассника этой же школы. Начался урок с просмотра небольшого ролика про буллинг, после чего ученики поделились историями с травлей и обидами как из собственной жизни, так и из наблюдений за знакомыми.

— Все, что мы обсуждаем на занятиях, остается в пределах класса. У нас существует правило «стоп», когда вы можете прервать вопросы, которые вам неприятны. Придерживаемся методики бесценочных соображений: не осуждаем чье-то отношение, а также говорим только за себя, не употребляя выражения вроде «по нашему мнению», «мы решили» и другие, — познакомил с правилами поведения на уроке Николай ЛАДУТЬКО, волонтер проекта.

Стресс, эмоциональная подавленность, страх, боль, страдания — все эти эмоции, по мнению учеников, вызывает насилие. Именно о нем: физическое (толчки и драки) и психологическое (травля и насмешки) шла речь на уроке.

Чтобы разобраться, чем отличаются физическое и эмоциональное насилие, шутка и буллинг, десятиклассникам предложили поиграть в «Четыре угла». Школьникам озвучивали разные ситуации, и подростки выбирали один из четырех вариантов, к которым те относятся. Обсудили старшеклассники и ситуации, которые касались издевательств по поводу внешнего вида, высмеивания вероисповедания и этнической принадлежности, полного игнорирования одноклассниками, отбирания вещей и денег и других негативных проявлений школьной жизни. Школьники высказали и свои мнения относительно того, что они могут сделать, чтобы не допускать буллинга. «Не быть эгоистом», «быть искренними с собой и другими», «уметь слушать», «уважать друг друга», «учитывать мнения других».

Одной из самых полезных вещей, которые ученики приобрели после урока, стало не только осознание того, насколько важно противостоять буллингу, но и то, что они выслушали мнения и мысли друг друга, считают сами участники проекта. А еще они поняли, что необходимо избегать замалчивания проблемы и обращаться за помощью.

В этом классе уже сформировался свой «противобуллинговый костяк» из нескольких девушек, отстаивающих справедливость. «У нас общие идеи, схожие взгляды и даже почти одинаковые пробивные характеры», — смеются они. Школьницы поделились своими мыслями и восприятием нынешней школьной жизни:

— Такие занятия помогают услышать людей и понять их. В дальнейшем это меняет мировоззрение.

— Со временем на многие вещи перестаешь обращать внимание. То, что казалось волнительным пару лет назад, сейчас воспринимается по принципу «ну и что?». Сегодня у молодежи свое понимание проблемных ситуаций.

— Тема буллинга раньше не поднималась, и сейчас важно, чтобы каждый о ней высказывался. Мы уже почти взрослые люди, налаживаем отношения, стараемся вести себя нейтрально, спокойно решать проблемы.

— Пока мы делаем так, как чувствуем. Тем более что младшие на нас ориентируются. Мы советуемся и со взрослыми, как сделать лучше.

После каждого тематического урока активных школьников поощряют небольшими преезентами: тетрадями, браслетиками и значками с логотипами проекта. И это для учеников не просто красивые вещицы, а знак принадлежности к большому делу.

«Веселая рутина»

Важно, что волонтеры проекта, которые проводят занятия, — ученики старших классов этой же школы. Возможно, поэтому и школьникам гораздо проще раскрываться и высказывать свои мысли, рассказывать об обидах, думать, как реагировать на ситуации, ведь общение происходит на одинаковых правах. Сами же волонтеры скромно отмечают, что они просто проводники информации, а настоящие специалисты — педагоги и менторы из числа преподавателей БГПУ.

— Я выбрала для себя преподавательскую сферу и буду поступать в БГПУ. Пару лет назад ходила еще на факультатив по психологии, а нынешняя волонтерская деятельность мне помогает обогатиться практическим опытом, — объяснила свое желание быть волонтером Екатерина Васькович.

О проекте, который происходит в школе, «рассказывают» даже на ступеньках.

Ее тезка Екатерина Гележа — тоже волонтер. Она учится в педагогическом классе, хотя призналась, что ее мать была от этого не в восторге:

— Моя мама — дефектолог в детском саду, и она не очень обрадовалась моему желанию стать педагогом. Она по себе знает, как много времени отбирает работа, в том числе и с множеством бумаг, поэтому меньше времени остается семье. Однако я воспринимаю все это как «веселую рутину», получаю энергию от того, что могу помочь другим людям.

В общем родители воспринимают участие своих детей в проекте положительно и спрашивают, что нового и полезного те узнали, поделились школьники.

— Жаль, что раньше не было такой программы. Если бы у детей был шанс не замалчивать проблему, а говорить о ней, то не было бы во взаимоотношениях столько вопросов. Этот проект позволил посмотреть на себя сбоку, помог подросткам раскрыться. Возможно, кому-то это спасет жизнь в прямом и переносном смысле, — высказалась Ирина ИГНАТОВИЧ, педагог и мама шестиклассника, который сейчас учится в школе. — Дети изучают проблему, участвуют в ролевых играх, проигрывают ситуации. А еще во время разговоров вспоминаются все обиды, что накопились за годы учебы и которые никто не озвучивал. С началом проекта даже стало тише в школе, зато у его участников просто глаза горят.

«Противобуллинговый костяк»: Алина БЛИЗНЮК, Алина Малиновская, Анна ДОБЖИНСКАЯ, Каталина ЛАЗАНЕНКО, Марья САВУЛЬЧИК, Анна ПОТЕХИНА.

— К сожалению, проблемы буллинга существуют, причем в школах в разных странах. Проект учит детей быть неравнодушными, рассказывает, как исправлять сложные ситуации. Часто взрослыми агрессорами становятся люди, которые в свое время пострадали от травли и насилия, и нужно прервать этот круг. По опыту стран, где проект уже состоялся, я вижу, что он работает, — поделилась мнением Габриела АКИМОВА, заместитель представителя ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.

Организаторы надеются, что со временем им удастся достичь поставленной цели: создать условия для того, чтобы все школы в Беларуси стали совершенно психологически безопасным местом.

О противостоянии буллингу в школе сразу предупреждают плакаты на входе.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Название в газете: Твой бяспечны асяродак

Выбор редакции

Общество

Птица счастья. Курица: «фабричная» или деревенская?

Птица счастья. Курица: «фабричная» или деревенская?

Курица — самое популярное и доступное сегодня по цене мясное блюдо.

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.