Вы здесь

Какие «лазейки» находят организаторы презентаций, чтобы избежать расторжения договора купли-продажи


Кажется, многие слышали и знают немало историй о нелепых покупателях. Приходит такой человек на презентацию какого-нибудь товара, покупает его, а потом жалеет об этом. Вот только вернуть товар становится все сложнее. Продавцы стараются предусмотреть все возможные риски, чтобы не оставить покупателю никаких шансов, даже в суде.


Пришел, увидел и купил...

В суде Октябрьского района Гродно немало таких историй, отмечает судья Сергей СЛАЩЕВ. И нельзя сказать, что их количество имеет тенденцию к снижению. Скорее, наоборот. Только за прошлый год по презентациям в районном суде областного центра было около двух десятов исков.

Вот один из них. Потенциальный покупатель, которому чуть более 50-назовем его Иваном Петровичем — пришел на презентацию одной брестской фирмы на арендуемой ими площади. Там он заинтересовался чудодейственными качествами товара, в частности электрической массажной накидкой, которая снимает целый круг болезней. И так ему этот товар понравился, что даже цена не испугала. А она ничего себе — четыре тысячи рублей. Но вот незадача! Не было у Ивана Петровича таких денег. Но в фирме пошли навстречу и оформили кредитный договор на три года.

Кажется, обе стороны удовлетворены. И все же дело это дошло до суда. Оказалось, что Ивану Петровичу массажная накидка вообще не нужна, тем более за такие деньги. Правда, он понял это позже, когда пришел домой, сел и подумал. Точнее, выслушал жену. Она и привела его к разуму. Бросился Иван Петрович искать ту фирму, пытался связаться по телефонам, что указаны в договоре. Но продавцы не пошли навстречу мужчине и деньги возвращать не собирались. Мол, товар технически сложный, поэтому его вернуть обратно нельзя. Он качественный, исправный. Продан по всем правилам. Кажется, у Ивана Петровича никаких шансов. Кому предъявлять претензии, если ты сам заключил договор...

«Тонкий» подход

Так почему многие ведутся на такие соблазны? Кажется, и товар продается по высоким ценам, и уверенности нет, что он нужен, а человек все равно покупает. Хотя в каком-нибудь магазине прошел бы мимо, и даже не остановился. Возможно, дело в контактной форме торговли.

Человека лично приглашают на презентацию. Как правило, по телефону, приятный голос не просто излагает информацию, а старается наладить диалог, обязательно интересуется, как зовут, и обращается потом исключительно по имени. При этом звонки могут поступать как на домашний, так и на мобильный телефон. И круг адресатов чрезвычайно широк. Неоднократно такие звонки поступали и на мой телефон, правда, только на домашний. А вот мой собеседник получал такие предложения по мобильнику.

— И ко мне тоже часто звонят, я уже устал отбиваться от этих звонков. Но сразу останавливаю этот монолог, — отмечает Сергей Слащев. — Возможно, не все так поступают, некоторые ведутся на перспективу получить подарки и бонусы, которые на том конце провода им предлагают.

В ходе судебного разбирательства становится очевидным, как человек попадает в зависимость от продавца. Акцент преимущественно делается на более возрастную категорию. Таких людей легче уговорить, заверить. Когда потом многие ситуацию анализируют, видят, что получили не бонус, а развод. Ведь такой же товар в других источниках значительно дешевле.

Вот только во время самой презентации такой мысли не возникает. И это понятно. Перед глазами — настоящее шоу, человек получает подарки, возникает ощущение заботы о покупателе. И он считает себя якобы обязан продавцу. Ну как же? Тебе отдали столько времени, все объяснили, показали и рассказали. Заверили, насколько этот товар нужен. Иллюзия еще и в том, что с человека не требуют всю сумму сразу, а предлагают оформить кредит, который будет погашаться частями. Обычно на несколько лет. Ну как тут не пойти навстречу и ничего не купить? Всегда находятся люди, которые этот товар купят.

— Когда потом в суде допытываешься, зачем вы покупали этот товар, если он вам не нужен, человек пожимает плечами и ничего не может объяснить. Это первая реакция. Мол, убедили. А некоторые утверждают, что заставили. Конечно, с помощью адвоката человек более обстоятельно объясняет свои действия, — рассказывает судья.

Во всяком случае, человек убежден, что товар не нужен и настаивает на том, чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги. Но всегда ли это удается сделать? Как оказалось, не так все просто.

Выход из лабиринта

Нашему Ивану Петровичу повезло: ему удалось расторгнуть договор купли-продажи. Помните, мужчина купил на презентации массажную накидку? Он обратился в суд с правильно составленным исковым заявлением. Ссылка была на то, что товар продавали без указания даты производства, а закон требует, чтобы дата была указана. А поскольку такую информацию в фирме не смогли сообщить, Иван Петрович суд выиграл. Договор купли-продажи был расторгнут. Но это только полдела. Ведь остался кредитный договор, платежи по которому продолжались.

— Поскольку фирма была приезжая, мужчина отправил товар по почте. Фирма товар не получила и возвращать деньги по кредитному договору не стала. История длилась несколько месяцев. Был составлен новый иск о расторжении кредитного договора. И все же часть платежей пока не возвращена, и в этом суду еще предстоит разобраться.

Как видим, вернуть товар не так и просто. Для покупателя оказалось благоприятным, что на товаре не указана дата выпуска, и этот факт оказался решающим. А если бы такая была? Доказать свою правду было бы сложно. И суду осталось бы только одно — отказать в иске...

Это что касается массажных накидок или массажных матрасов, которые сейчас популярны на презентациях. С посудой проще, ведь этот товар можно вернуть в течение 14 дней. Но здесь важно уложиться в срок. Ведь если товар лежит долго, вернуть его сложно. Нужно искать какие-то другие мотивы. Например, качество товара. Либо производители не всегда обеспечивают то, что написано в договоре. И это тоже может стать основанием для его отмены.

— В суд обратилась женщина, которая хотела вернуть посуду, которая купила на презентации за четыре тысячи рублей. А поскольку срок прошел, фирма товар не брала. В судебном иске она сообщила, что под итальянским брендом не было сведений о реальном производителе. А поскольку фирма не дала доказательств, что информация доведена до покупателя, договор был расторгнут, — объяснил собеседник.

Стороны готовы к вызовам

Если товар был куплен на выездной торговле, у покупателя больше шансов его сдать. А некоторые товары вообще нельзя продавать на выезд. Это касается технически сложных товаров бытового назначения, включая массажных накидок и массажных матрасов. Именно по ним начало поступать наиболее заявлений и претензий.

В свою очередь, фирмы также ищут «лазейки», чтобы избежать судебных дел. После принятия закона об ограниченном ассортименте выездной торговли они начали оформлять аренду помещения под свое предприятие. Правда, через несколько дней уезжают. Но формально здесь не подкопаться, так как это уже и не выездная торговля. Нормативный пакет в полном порядке. И подписи покупателей стоят везде, где нужно, — найти какое-то несовершенство почти невозможно. В итоге — договоры, по которым плата в месяц за товар составляет и 50 рублей, и 100. Но встречаются и очень значительные суммы, доходящие до половины, а то и большей части пенсии покупателя. И люди в отчаянии: как им платить?

По словам собеседника, прошлый год был самым урожайным на такие судебные дела. Возможно, и потому, что многие фирмы перестали по первому требованию забирать товар обратно.

— Здесь нужно дать совет, чтобы люди относились к этому критически. Когда идешь на такую презентацию, нужно сделать себе установку: ты никому ничего не должен. Тебя пригласили, и ты пришел. Принял во внимание, и на этом все. И главное — не принимать поспешных решений. Сказать: «Я подумаю, оставьте контактный номер, я посоветуюсь с родными». Не надо вестись на уговоры, даже если предлагают большие скидки. Или вообще не идти на презентацию, если человек не уверен в своей прочности. Нужно помнить, что задача таких продавцов — продать товар, который на самом деле можно купить гораздо дешевле. По крайней мере, в суд обращались именно тогда, когда такой же товар видели за счет в 3–4 раза меньше. И надо знать, что не все иски удовлетворяются, — подытожил собеседник.

Кстати, практически половина дел в суде не доходит до вынесения решения. Продавцы предлагают решить вопрос мировым соглашением. Некоторые вопросы не доходят даже до суда, а решаются в общественном объединении потребителей. Кстати, ровно год назад было создано объединение, которое так и называется: «Общество защиты прав потребителей, обманутых на презентации». И это одна из первых инстанций, куда чаще всего обращаются такие покупатели.

Дмитрий КОСЕНКОВ, председатель Гродненского общества защиты прав потребителей, обманутых на презентации:

— Потребитель имеет право в течение 14 дней вернуть товар либо обменять его на аналогичный других размеров, формы, габарита либо комплектации. В этом случае продавец может сделать перерасчет. Общество прав потребителей бесплатно подготовит юридически правильную претензию продавцу и бесплатно будет представлять его интересы в суде. Например, услуги адвоката за такую помощь могут обойтись не в одну сотню рублей. Мы всегда придем на помощь, чтобы вернуть ненужный товар.

К сожалению, такой обман не предусмотрен на законодательном уровне, и действия фирм квалифицируются как маркетинговый ход или рекламная акция. Тем не менее общественное объединение не проиграло ни одного суда. Продавец либо возвращал всю сумму за товар, либо снижал цену и возвращал остальные деньги.

Наибольшая сложность в предъявлении претензии связана с презентационной работой интернет-магазинов. Покупатель не видит товар во время приобретения и часто получает недостоверную информацию, что потом трудно доказать. При этом интернет-магазины существуют короткий срок, поэтому покупать там товар — все равно, что кота в мешке.

Маргарита УШКЕВИЧ


Покупки через интернет, на презентациях и «золотые» услуги

Среди жалоб, попадающих в Белорусское общество защиты прав потребителей, это, пожалуй, основные направления проблем, с которыми сталкиваются белорусы. Получив некачественный товар или вещь, которая ненужно, граждане часто не могут ни избавиться от них, ни вернуть деньги. Председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША обозначила основные ошибки, которых следует не допускать, когда приобретаешь товары через интернет, в том числе опасную электротехническую продукцию:

— Покупатели не всегда смотрят, на какой площадке (домене) куплен товар. А это важно, ведь если они купили некачественный товар или качественный, но который по каким-то причинам не подошел, и его можно было бы вернуть в течение 14 дней, то это в определенных случаях будет трудно сделать. Еще одна проблема — при доставке часто не проверяют работоспособность товара, не требуют документа, подтверждающего факт покупки.

Существуют вызовы и для уязвимых групп населения. К престарелым часто приходят специалисты и предлагают, например, почистить вытяжные вентиляционные каналы. Эта услуга стоит рублей 30. Однако компания, зарегистрированная под названием, которое очень похоже по своему звучанию к названию государственных организаций, может ввести этим в заблуждение. Еще осенью встречались жалобы, где люди платили за такие «золотые» услуги, стоимость которых завышена в десятки раз, по 135 рублей, а сейчас есть случаи и 170, уточнила председатель.

Есть еще разные презентации, куда приглашают людей и где они приобретают одеяла-подушки-белье-посуду. Вернуть потом этот товар очень трудно, особенно если презентация была в Минске, а продавец, например, в Гродно, заметила Анна Суша:

— Почтовое отделение, обслуживающее организации — поставщиков постельного белья, загружено посылками, которые возвращают потребители. Поэтому, если товар не подошел покупателю, он должен поехать в тот город, где находится продавец.

Ирина СИДОРОК

Фото: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

В Будславе из-за пожара обрушилась крыша одного из красивейших костелов страны

В Будславе из-за пожара обрушилась крыша одного из красивейших костелов страны

Величайшая святыня — икона Матери Божьей Будславской — перевезена в безопасное место.

Общество

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев

Война — одна из тех тем, которые никого не оставляют равнодушными.

Спорт

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю

Черный пояс по таэквондо и светлый путь по жизни пловца-паралимпийца.