Вы здесь

Электронные сервисы ЖКХ. Экопроекты, умный дом для расчета себестоимости услуг и картография


Заказать домой сантехника в удобное для жильца время. Узнать через вайбер, когда специалисты справятся с аварией. Проконтролировать, где находится мусоровоз. Все это и многое другое, предполагается, смогут вскоре делать минчане через удобные сервисы. О системе электронных услуг в Минске, расширении их функциональных возможностей и перспективных проектах рассказали специалисты Центра информационных технологий Мингорисполкома.


Полная оцифровка и управление пространством

С точки зрения информатизации в Минске, наверное, самое интересное и житейское для людей — это система ЖКХ, а точнее — служба 115 — единый центр принятия заявлений от граждан и координации всех услуг в этой сфере, считает Иван БУТУК, ведущий бизнес-аналитик Центра информационных технологий (ЦИТ) Мингорисполкома:

— Для улучшения системы многое делается в технической, организационной и координационной части. Служба 115 эволюционирует, развиваясь в платформу, общую для всей системы ЖКХ страны. Задача — создать государственную информационную систему ЖКХ, которая не только объединит службу 115 с ее внутренними сервисами, но и начнет расширять свои сервисы за счет геоинформационных систем (картографии), а также создавать условия для разумного управления домами на уровне ЖЭУ и каждого района, причем не только в столице, но и по всей стране.

К службе 115 всегда много вопросов. В частности, относительно качества оказания услуг водоснабжения. Специалисты рассуждают, как можно автоматизировать систему информирования граждан, чтобы как можно быстрее они получали информацию, что на определенном участке случилась авария и когда ее планируют устранить. Предполагают создать многоканальную систему информирования через все средства коммуникаций: телеграмм, вайбер, мобильные программы, сайт.

Одна из функциональных изменений-создание платформы для граждан, на которой они смогут заказать не только услуги ЖКХ, но и побочные услуги, которые оказывают представители малого и среднего бизнеса. Предполагается, они все будут помещены на этом ресурсе. Таким образом предприятия частного сектора и предприниматели присоединятся к обслуживанию, и, соответственно, улучшится сервис ЖКХ, считает эксперт:

— Каждый горожанин сможет заказать домой слесаря, сантехника, электрика в удобное для себя время, даже после работы. Таким образом осуществится расширение услуг для населения и они будут более качественно и оперативно оказываться. Задача — дать транспарентный комплексный анализ того, что связано с формированием себестоимости за оказанные услуги в ЖКХ. Это большая комплексная работа, так как существует много нормативно-правовых актов, формирующих правила, как складывается эта себестоимость.

Этой работой специалисты занимаются с помощью специализированных программ. Так АИС «Домоучет» будет полностью оцифровывать дом с точки зрения эксплуатирующей его организации и создавать реальный инструмент, который позволит контролировать формирование себестоимости услуг на уровне дома, где они оказываются, и даже подъезда. Это касается, в частности, учета электричества для освещения подъезда, уборки придомовой территории.

Еще одна задача — создать удобное управление пространством. Это все картографические геоинформационные сервисы, которые позволят гражданам контролировать происходящее рядом с их домом и в городе. В частности, это касается вывоза твердых коммунальных отходов, раздельного сбора мусора с системой контроля за транспортом, который их забирает.

Новая платформа ГИС ЖКХ

— Проблемный момент в том, что каждый, не до конца разбираясь в сфере госуправления, которое связано с ЖКХ, стремится делать что-то свое. Это контрпродуктивно, так как создается парк решений, которые не скоординированы и не регламентированы общими целями. Самый простой пример — большое количество мобильных приложений у пользователя. Сейчас существуют десятки тысяч различных приложений, и каждый хочет привнести свою идею на уровень общего решения. В результате начинаются спорадические усилия у разных пунктов. В одном районе одна программа, в другом — вторая, но в принципе она об одном, — обозначил Иван Бутук.

Специалисты Мингорисполкома совместно с Министерством связи и информатизации, «Белтелекомом» и другими участниками структуры Минсвязи планируют создать координационный совет по развитию платформы ГИС ЖКХ в рамках программы «Умные города Беларуси». Соответствующий пилотный проект в 2022-м будет проведен в Заводском районе столицы и Орши. Всех, кто имеет определенные инициативы, специалисты призывают обращаться в центр координации, где будет создаваться каталог решений, чтобы избежать создания множества вариантов одного решения.

Жировки по е-мэйлу и приз за фото

Центр информационных технологий Мингорисполкома — IТ-лицо Минска. Центр имеет большой опыт в работе с жильцами и их проблемами, которые касаются ЖКХ и благоустройства. Его сотрудники заинтересованы в эковоспитании общества и в этом плане имеют два уже действующих проекта, сообщила Оксана ГОЛОВАЦКАЯ, начальник отдела маркетинга Центра информационных технологий Мингорисполкома:

— Еще в 2014-м минчанам, чтобы получать электронные платежные извещения, нужно было идти в расчетно-справочный центр (РСЦ), писать заявление, и в следующем месяце получать электронное извещение об оплате, начисленную за коммунальные услуги. Тем самым экономилась бумага и спасались деревья. Электронные жировки, кстати, приходят раньше бумажных, посмотреть их можно даже если ты находишься за границей, и плюс не надо хранить их где-то стопкой бумаг.

В 2019-м специалисты ЦИТ создали на сайте Единого расчетно-справочного центра личный кабинет, в котором каждый минчанин может заполнить регистрационную форму и оставить заявку на получение жировки в электронном виде. В 2019-м таким образом было отправлено 232 337 электронных извещений, а в прошлом году — 493 839. Это, между прочим, около 75 деревьев, которые не стали бумагой.

Второй проект — «Зеленый двор вместе!». Он функционирует ежегодно осенью и весной. В его пределах каждый житель может выбрать растение, место и время, когда он хотел бы посадить дерево или куст. В прошлом году в Минске высадили свыше 15 тысяч деревьев и 34,5 тысячи кустов.

— В этом году мы решили два проекта объединить вместе. На главной странице сайта РСЦ находится активный баннер перехода на электронные платежные извещения. Каждый житель может перейти по ссылке и отказаться от бумажных извещений об оплате коммунальных услуг. Через три рабочих дня после заполнения заявки специалисты центра проверят оставленную человеком информацию и подтвердят, что сообщения будут приходить на электронную почту. Еще в личный кабинет добавили активный баннер, нажав на который человек может перейти на страницу, где оставить заявление на посадку растений.

В личном кабинете можно будет также поместить фотоотчет: как было во дворе до посадки и как стало после. Случайным образом будет выбран победитель, который получит приятный приз, пообещала специалист.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Птица счастья. Курица: «фабричная» или деревенская?

Птица счастья. Курица: «фабричная» или деревенская?

Курица — самое популярное и доступное сегодня по цене мясное блюдо.

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.