Заказать домой сантехника в удобное для жильца время. Узнать через вайбер, когда специалисты справятся с аварией. Проконтролировать, где находится мусоровоз. Все это и многое другое, предполагается, смогут вскоре делать минчане через удобные сервисы. О системе электронных услуг в Минске, расширении их функциональных возможностей и перспективных проектах рассказали специалисты Центра информационных технологий Мингорисполкома.
Полная оцифровка и управление пространством
С точки зрения информатизации в Минске, наверное, самое интересное и житейское для людей — это система ЖКХ, а точнее — служба 115 — единый центр принятия заявлений от граждан и координации всех услуг в этой сфере, считает Иван БУТУК, ведущий бизнес-аналитик Центра информационных технологий (ЦИТ) Мингорисполкома:
— Для улучшения системы многое делается в технической, организационной и координационной части. Служба 115 эволюционирует, развиваясь в платформу, общую для всей системы ЖКХ страны. Задача — создать государственную информационную систему ЖКХ, которая не только объединит службу 115 с ее внутренними сервисами, но и начнет расширять свои сервисы за счет геоинформационных систем (картографии), а также создавать условия для разумного управления домами на уровне ЖЭУ и каждого района, причем не только в столице, но и по всей стране.
К службе 115 всегда много вопросов. В частности, относительно качества оказания услуг водоснабжения. Специалисты рассуждают, как можно автоматизировать систему информирования граждан, чтобы как можно быстрее они получали информацию, что на определенном участке случилась авария и когда ее планируют устранить. Предполагают создать многоканальную систему информирования через все средства коммуникаций: телеграмм, вайбер, мобильные программы, сайт.
Одна из функциональных изменений-создание платформы для граждан, на которой они смогут заказать не только услуги ЖКХ, но и побочные услуги, которые оказывают представители малого и среднего бизнеса. Предполагается, они все будут помещены на этом ресурсе. Таким образом предприятия частного сектора и предприниматели присоединятся к обслуживанию, и, соответственно, улучшится сервис ЖКХ, считает эксперт:
— Каждый горожанин сможет заказать домой слесаря, сантехника, электрика в удобное для себя время, даже после работы. Таким образом осуществится расширение услуг для населения и они будут более качественно и оперативно оказываться. Задача — дать транспарентный комплексный анализ того, что связано с формированием себестоимости за оказанные услуги в ЖКХ. Это большая комплексная работа, так как существует много нормативно-правовых актов, формирующих правила, как складывается эта себестоимость.
Этой работой специалисты занимаются с помощью специализированных программ. Так АИС «Домоучет» будет полностью оцифровывать дом с точки зрения эксплуатирующей его организации и создавать реальный инструмент, который позволит контролировать формирование себестоимости услуг на уровне дома, где они оказываются, и даже подъезда. Это касается, в частности, учета электричества для освещения подъезда, уборки придомовой территории.
Еще одна задача — создать удобное управление пространством. Это все картографические геоинформационные сервисы, которые позволят гражданам контролировать происходящее рядом с их домом и в городе. В частности, это касается вывоза твердых коммунальных отходов, раздельного сбора мусора с системой контроля за транспортом, который их забирает.
Новая платформа ГИС ЖКХ
— Проблемный момент в том, что каждый, не до конца разбираясь в сфере госуправления, которое связано с ЖКХ, стремится делать что-то свое. Это контрпродуктивно, так как создается парк решений, которые не скоординированы и не регламентированы общими целями. Самый простой пример — большое количество мобильных приложений у пользователя. Сейчас существуют десятки тысяч различных приложений, и каждый хочет привнести свою идею на уровень общего решения. В результате начинаются спорадические усилия у разных пунктов. В одном районе одна программа, в другом — вторая, но в принципе она об одном, — обозначил Иван Бутук.
Специалисты Мингорисполкома совместно с Министерством связи и информатизации, «Белтелекомом» и другими участниками структуры Минсвязи планируют создать координационный совет по развитию платформы ГИС ЖКХ в рамках программы «Умные города Беларуси». Соответствующий пилотный проект в 2022-м будет проведен в Заводском районе столицы и Орши. Всех, кто имеет определенные инициативы, специалисты призывают обращаться в центр координации, где будет создаваться каталог решений, чтобы избежать создания множества вариантов одного решения.
Жировки по е-мэйлу и приз за фото
Центр информационных технологий Мингорисполкома — IТ-лицо Минска. Центр имеет большой опыт в работе с жильцами и их проблемами, которые касаются ЖКХ и благоустройства. Его сотрудники заинтересованы в эковоспитании общества и в этом плане имеют два уже действующих проекта, сообщила Оксана ГОЛОВАЦКАЯ, начальник отдела маркетинга Центра информационных технологий Мингорисполкома:
— Еще в 2014-м минчанам, чтобы получать электронные платежные извещения, нужно было идти в расчетно-справочный центр (РСЦ), писать заявление, и в следующем месяце получать электронное извещение об оплате, начисленную за коммунальные услуги. Тем самым экономилась бумага и спасались деревья. Электронные жировки, кстати, приходят раньше бумажных, посмотреть их можно даже если ты находишься за границей, и плюс не надо хранить их где-то стопкой бумаг.
В 2019-м специалисты ЦИТ создали на сайте Единого расчетно-справочного центра личный кабинет, в котором каждый минчанин может заполнить регистрационную форму и оставить заявку на получение жировки в электронном виде. В 2019-м таким образом было отправлено 232 337 электронных извещений, а в прошлом году — 493 839. Это, между прочим, около 75 деревьев, которые не стали бумагой.
Второй проект — «Зеленый двор вместе!». Он функционирует ежегодно осенью и весной. В его пределах каждый житель может выбрать растение, место и время, когда он хотел бы посадить дерево или куст. В прошлом году в Минске высадили свыше 15 тысяч деревьев и 34,5 тысячи кустов.
— В этом году мы решили два проекта объединить вместе. На главной странице сайта РСЦ находится активный баннер перехода на электронные платежные извещения. Каждый житель может перейти по ссылке и отказаться от бумажных извещений об оплате коммунальных услуг. Через три рабочих дня после заполнения заявки специалисты центра проверят оставленную человеком информацию и подтвердят, что сообщения будут приходить на электронную почту. Еще в личный кабинет добавили активный баннер, нажав на который человек может перейти на страницу, где оставить заявление на посадку растений.
В личном кабинете можно будет также поместить фотоотчет: как было во дворе до посадки и как стало после. Случайным образом будет выбран победитель, который получит приятный приз, пообещала специалист.
Ирина СИДОРОК
Фото автора
Мероприятие проводится на добровольной основе.
Не обнаружить ни секунды равнодушия.
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.