Вы здесь

Почему от взаимного обучения педагогов выигрывают прежде всего их ученики?


Примерно в 60–70-х годах ХХ века исследователи наблюдали за действиями большого количества терапевтов: смотрели, какое лечение назначается больным и как врач принимает то или иное решение. Выяснилось, что огромное количество врачей ставят диагноз практически произвольно, потому что им «так кажется». А иногда их предписания вообще противоречили тому, что требовалось в конкретной ситуации. Тогда врачей решили вооружить точными инструкциями (протоколами лечения), которые опирались на опыт проведенных в медицине исследований. Самый простой пример: когда врач назначает аспирин, он должен предварительно поинтересоваться, есть ли у пациента проблемы с желудком, иначе можно навредить, а не помочь. Конечно, далеко не все медики обрадовались тому, что их интуиция была признана ненадежным инструментом, однако смертность пациентов после введения протоколов лечения существенно снизилась...


pixabay.com

В образовании дела с управлением на основе данных обстоят пока хуже, чем в медицине, так как отследить результаты ошибочных действий педагогов гораздо сложнее. Многие учителя по-прежнему находятся в плену определенных стереотипов, учат так, как их самих когда-то учили. Часто педагогу довольно сложно выйти за пределы типичных моделей поведения, он не всегда знает, какие приемы и методы могли бы сделать его уроки более эффективными. Между прочим, совсем не нужно изобретать велосипед, достаточно лишь обратиться к результатам педагогических исследований...

Точки для профессионального роста

— Как лучше учить? Что представляет собой модель успешного обучения? Какие факторы помогают успеху учеников, а какие имеют нулевой эффект? Ответы на все эти критически важные для системы образования вопросы можно найти у профессора Мельбурнского университета Джона Хетти, — подчеркивает начальник Центра профессионального развития и инновационного образования Академии последипломного образования Елена РАДЕВИЧ. — Проанализировав за 15 лет результаты более чем 50 тысяч исследований во всем мире с суммарным охватом более 86 миллионов школьников, Джон Хетти разработал своеобразный «барометр», показывающий влияние конкретных факторов на обучение. Чем выше значение показателя — тем большее влияние...

Профессор, в частности, утверждает, что сотрудничество между учителями имеет самый сильный эффект среди факторов, влияющих на качество обучения, он втрое больше, чем социальный статус учащегося или создание элитных школ и специальных программ. Также одним из самых влиятельных факторов эффективного обучения он считает позитивное взаимодействие между учителем и учеником, ну и, конечно, учительские ожидания. Педагог должен верить, что все дети могут учиться и развиваться, что учебные результаты любого из них могут измениться к лучшему, так как не являются раз и навсегда заданной величиной.

«Рефлексия собственной педагогической практики — главный ключ к ее улучшению. Педагог может заниматься рефлексией как индивидуально, так и вместе с коллегами, — рассуждает Елена Радевич. — Совместное обсуждение проблем и вопросов, планирование уроков, наблюдение и фиксация результатов, оценка урока с точки зрения ученика, изменения подходов к ведению уроков под влиянием наблюдений и собственных мини-исследований очень помогают профессиональному росту. Именно поэтому в 2019 году в нашей стране стартовал инновационный проект по совершенствованию методической работы в школе. К нему присоединились пятнадцать учреждений общего среднего образования из разных регионов. Кто-то остановил свой выбор на кураторской методике, а кто-то — на технологии «Исследование урока в действии» (Lesson Study). Обе программы направлены на совершенствование профессиональной практики педагогов. Также в Академии последипломного образования разработана и успешно реализовывается программа образовательных курсов для директоров, заместителей директоров и методистов «Исследование урока (Lesson study) и кураторская методика в контексте методической работы в школе: перезагрузка».

Профессиональная «кухня»

— Как свидетельствует исследование, проведенное в нескольких сотнях российских школ, между педагогами там очень мало качественных взаимных профессиональных связей. Это значит, что учителя в своем большинстве профессионально одиноки и редко учатся друг у друга, — говорит руководитель проекта «Академия директории» (Москва), кандидат педагогических наук, эксперт по Lesson Study и кураторской методике Екатерина КУКСО. — В этой связи возникает вопрос: как решить эти проблемы и построить профессиональные связи? Как воспитать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом для улучшения качества профессиональной деятельности?

Профессор кафедры педагогики и менеджмента образования АПО Николай ЗАПРУДСКИЙ сообщил, что в академии проводили опрос 200 учителей, директоров школ и их заместителей:

— Им было предложено проранжировать различные формы повышения квалификации, среди которых упоминались курсы, семинары, взаимное обучение учителей, открытые уроки, посещение уроков заместителем директора и самообразование. Нас интересовало, что имеет наибольший эффект для профессионального и личностного роста педагогов? На первом месте оказалась самообразование, а на втором — курсы. Это наша действительность. 10–11 лет в школе, потом 4–5 лет в университете нас обучали одинаково. И у учителей сложились определенные ментальные модели: нужно учить или индивидуально, или фронтально. Они индивидуально писали курсовые и дипломные работы. В команде ничего не делалось. В частности, зарубежные коллеги провели основательные исследования, свидетельствующие, что наибольший эффект для профессионального развития имеет взаимное обучение. А наши учителя боятся и не хотят делиться секретами своей «кухни», не приглашают к себе на урок. Мы привыкли показывать на открытом уроке безупречную картинку, но, чтобы происходил процесс взаимного обучения педагогов, нужно приглашать коллег к себе, если что-то у вас не получается.

pixabay.com

На расстоянии вытянутой руки

— Почему учителя не рады видеть посторонних людей на своем уроке, можно понять. Обычно кто приходит на урок, особенно к педагогам, которые еще находятся в зоне профессионального роста? Человек с большим педагогическим опытом, чаще всего это заместитель директора по учебной работе. В 80 процентах случаев посещение урока администрацией не влечет за собой ничего хорошего — отсюда и тревога. А кураторская методика — совсем другая история, — подчеркивает Екатерина Куксо. — В коллективе подбираются равные по статусу и педагогическому опыту пары педагогов, причем необязательно, чтобы учителя преподавали один предмет. Это могут быть пары из молодых специалистов или пары из более опытных педагогов. Они посещают уроки друг друга с протоколами наблюдения. И для пары подбирается куратор — человек, который не участвует в наблюдении за уроками, но помогает организовать обсуждение. Главная функция куратора — умение слушать, а не давать советы, он задает открытые вопросы, которые стимулируют коллег высказываться и принимать решения. Это человек, умеющий гасить конфликты и направляющий обсуждение в конструктивное русло.

Во время посещения урока во внимание берется только один аспект. Например, видит ли учитель весь класс или только короткую диагональ? Наблюдатель фиксирует все вербальное или невербальное общение педагога и ученика в протоколе наблюдения: на схеме класса заранее указаны сильные, средние и слабые ученики. Кстати, взаимодействие в большей степени происходит на невербальном уровне. Считается, что для того, чтобы ученик чувствовал внимание учителя, нужно несколько раз за урок быть от него на расстоянии вытянутой руки, особенно это важно в младших классах. У всех учителей есть так называемые любимчики и ученики, которым удается вообще не привлекать к себе внимание. Может действовать негласная договоренность: ты меня не трогаешь — я тебе не мешаю.

Замечено, что ученики с невысокой успеваемостью взаимодействуют с учителем максимум на одном-двух уроках в день из шести и таким образом могут «выпадать» из процесса обучения. В классе есть так называемые зоны нулевого обучения. А учитель работает с теми детьми, которые, по его мнению, имеют в этом большую потребность.

Предметом наблюдения может стать, например, время, даваемое на раздумья с момента постановки вопроса. Обычно между вопросом учителя и ответом из класса проходит максимум полторы секунды, а для того, чтобы не только сильные ученики успели сообразить, о чем спрашивает учитель, требуется шесть секунд, а кому-то и пяти минут будет мало. Однако активное мышление прекращается сразу, как прозвучал ответ одноклассника, пусть и неправильный. К тому же скорость ответов зависит в том числе и от характера поставленного вопроса. Над репродуктивными вопросами долго думать не надо, но какой у них смысл?

Екатерина Куксо обращает внимание на следующие обстоятельства: «Обычно тот, кто приходит на урок, говорит: „Делай, как я“. А куратор говорит: „Делай так, чтобы дети учились“. В кураторской методике в центре внимания находится ученик с его интересами. Когда в паре оказываются учителя, которые в одном классе преподают различные предметы, посещение урока коллеги позволяет им посмотреть на детей с другой стороны. Ведь на одном предмете ученик может определяться успехом, а на другом — старается не привлекать к себе внимание, „сидит в окопе“. Очень важно, что кураторская методика позволяет избежать сильного сопротивления, так как учитель не испытывает угрозы своему статусу, и даже позволяет возродить интерес к профессии. К тому же кураторство-это прекрасная возможность воспитать в коллективе лидеров, так как мало кого интересует работа в школьной администрации, а возможностей для карьерного роста в школе не так и много».

Совместная «тренировка»

Технология «Исследование урока (Lesson Study)» была разработана в Японии еще в ХІХ веке, а сегодня она успешно используется в США, Великобритании, Швеции, Канаде, России, Казахстане, Сингапуре, Гонконге и Китае. Кстати, международные исследования подтверждают высокий уровень образовательных достижений японских учеников, что напрямую связано с профессиональным мастерством их педагогов.

Lesson Study задействует мастерство разных учителей, дает лучшее понимание урока и развивает у педагогов навыки наблюдения. Даже успешные учителя не обращают внимание на большую часть происходящего в классе. Тридцать или более учащихся становятся носителями огромного объема информации. Скорость, с которой эта информация поступает учителю, такая же большая, что делает урок похожим, по выражению японцев, на «стремительно текущую реку». И как в ней не утонуть?

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и молодым учителям. В коллективе подбираются группы — оптимально из трех человек (максимум пять). Они согласовывают общие правила и ценности. Учителя выбирают конкретную проблему, которую важно решить для школы. Например, как не допустить отставания слабых учеников, как внедрить групповую работу и так далее. Вместе планируют урок, ставят цели для разных учащихся (выбираются три типичных ученика: «успешный», «средний» и «слабый»). Наблюдают за тем, как дети учатся на занятии: не за тем, что делает учитель, а как его действия сказываются на учениках. Команда проводит исследование актуальной проблемы в обучении в определенном классе в течение трех циклов уроков-исследований. Такие уроки позволяют принять во внимание самых разных детей в коллективе и не допустить того, что какая-либо группа выпадет из поля зрения.

— Во время совместного планирования и анализа педагоги получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга. После такой совместной «тренировки» новые педагогические приемы оказываются в «личном арсенале» каждого участника группы, — подчеркивает Екатерина Куксо. — К тому же совместное с коллегами взаимодействие помогает найти наилучшие решения профессиональных проблем. Постепенно меняется и мышление педагога...

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Школьны ўрок: перазагрузка

Выбор редакции

Президент

Как белорусы встречали президентский кортеж в день инаугурации?

Как белорусы встречали президентский кортеж в день инаугурации?

«Пока у нас такой сильный лидер, все у нас будет хорошо!».

Общество

«Мы, граждане Беларуси, с гордостью и уверенностью смотрим в завтрашний день»

«Мы, граждане Беларуси, с гордостью и уверенностью смотрим в завтрашний день»

Впечатления тех, кто наблюдал за торжеством в регионах.