Вы здесь

Маленькими шагами — к школе без буллинга, или Почему мы толерантны к травле?


Начало учебного года. В минской школе появляется новичок, который приехал в столицу из райцентра. Буквально с первых минут он становится объектом насмешек и издевательств со стороны своих одноклассников... Знакомая ситуация, правда? Особенно для тех, кому в школьные годы пришлось сменить учебное заведение. Кто-то из взрослых сам был когда-то жертвой школьного буллинга, кто-то — агрессором, но большинство занимали место в «зрительном зале» и были пассивными наблюдателями. Сочувствовали, но вмешиваться не решались, так как была угроза самим оказаться на месте жертвы. Если бы можно было вернуться назад и все изменить... Но машину времени пока не изобрели, поэтому наши моральные страдания мало кого сегодня интересуют. Или все-таки можно что-то изменить?


pixabay.com

Сделай свой выбор

Во время конференции «Школа без буллинга» состоялась презентация интерактивного фильма «Изгой», снятого киношколой-студией Андрея Полупанова по заказу информационно-консультационного учреждения поддержки учительских инициатив «ЭдКэмп». В аннотации к фильму зрителей предупреждают: «Разумно подходите к выбору действий. Помните, что от каждого вашего шага будет зависеть жизнь человека». На протяжении фильма они неоднократно будут стоять перед выбором и голосовать. Сюжет далее развивается в зависимости от того, какой из предложенных вариантов был выбран. Поэтому у фильма три разных финала. Сумеет ли новичок влиться в новый коллектив и какой ценой? Это решать зрителям...

Конечно, у каждого, кто сталкивался с буллингом, своя история и своя психическая травма. Раньше считалось, что травля начинается, когда приходит ученик, который резко отличается от всей остальной группы, и та, чтобы сохранить свою целостность, начинает его выгонять. Но травить могут и активных, общительных детей. Особенно достается отличникам-«ботаникам». Проблема не в конкретном ученике, а в том, что так вести себя с одноклассниками считается допустимым. А еще есть мнение, что булинг, как и кризисные ситуации, является неотъемлемой частью взросления, что это «школа жизни», поэтому подросткам необходимо справляться с этим самостоятельно. В реальности только для очень сильной личности булинг может стать причиной для роста, от которой он оттолкнется и пойдет дальше. А большинство из тех, кого в детстве травили, в будущем не раскрывают свой потенциал, у них занижена самооценка, они более склонны в молодом возрасте к суицидам, тревожным расстройствам и депрессиям.

— Я постоянно занимаюсь последствиями буллинга и хочу заметить, что в каждом агрессивном ребенке есть большое количество нереализованных нужд, — рассуждает Андрей ШАБАНОВ, психолог, тренер, руководитель развивающего центра для детей и подростков «Смелее». — На мой взгляд, стремление школы к стандартизации не дает детям возможности полностью себя реализовать и толкает их к «неэкологическому поведению». Еще одно мое наблюдение: жертвы агрессии — это, как правило, хорошо воспитанные дети, которых родители с раннего детства делали «удобными». Приходит ко мне 16-летний подросток, который знает два иностранных языка, играет в шахматы, занимается плаванием, а ты видишь перед собой «выдрессированную модель», без собственных устремлений. Задача родителей — создание условий для воспитания личности, а мы стараемся защитить их от всего, что только возможно, и все решаем за них.

Пример такой матери, которая также поспособствовала буллингу своего ребенка, как раз и был продемонстрирован в интерактивном фильме «Изгой».

Различные «оттенки»

— Не стоит путать агрессию с буллингом, — предупреждает старший преподаватель БГПУ им. М. Танка, научный сотрудник РНПЦ психического здоровья Наталья ГРЕБЕНЬ. — Агрессия — не всегда булинг. Это очень важный механизм защиты человека, отстаивания им своей позиции, своего «я», и она жизненно необходима. Нельзя относить все защитные реакции, которые не касаются травли другого человека, к буллингу. Агрессия — непреднамеренная реакция, например, на то, что кто-то нарушил твои личные границы, а булинг — всегда умышленное причинение вреда другому человеку, причем это не одноразовое явление, а регулярное и может длиться месяцами.

Наталья Гребень около шести лет изучает ситуацию с буллингом в белорусских школах. Она поделилась результатами своего исследования, которое охватило около 150 учеников минских школ. Исследование реализовывалось с позиции жертвы, а не агрессора или наблюдателя, потому что если человеку плохо, то он будет об этом говорить. Совсем небольшое количество отбракованных анкет свидетельствует как раз о том, что эта тема небезразлична школьникам.

После обработки данных получились следующие результаты: 68 процентов подростков испытывают булинг время от времени, 17 процентов — никогда, а 14 процентов — постоянно. Кстати, мальчиков чаще подвергают социальной изоляции и исключению из группы.

— Изучались наиболее распространенные признаки буллинга, — говорит Наталья Гребень. — «Когда я иду в школу, мне неспокойно», — так ответили 75 процентов школьников. «Были случаи, когда одноклассники портили мои личные вещи» (71 процент). «Перед школой у меня что-то болит, я чувствую себя плохо» (67 процентов). «В классе я чувствую себя напряженно» (65 процентов). «Были ситуации, когда я чувствовал ненависть со стороны одноклассников» (64 процента). «Некоторые одноклассники обращаются ко мне, используя прозвище» (63,5 процента), «....могут меня пнуть или ударить» (58 процентов).

— В буллинге много оттенков, — замечает Наталья Гребень. — Подросток может испытывать отвращение, презрительность по отношению к однокласснику. Это другая эмоция, но она — тоже проявление буллинга. А вот использование прозвища может быть и не оскорблением, а только элементом субкультуры: все зависит от того, как относится к ней подросток, вызывает ли она у него эмоциональные переживания.

pixabay.com

Молчаливые свидетели

Учительница белорусского языка и литературы Юлия НЕКРАШ поделилась одним из приемов, который она использует в работе со своими учениками. Призналась, что когда взяла классное руководство, то сама непосредственно на практике столкнулась с буллингом:

— Я приношу на классный час корзину с яблоками. Их ровно столько, сколько учеников в классе, плюс один «сверху». Выбираю произвольно яблоко, предлагаю детям найти в нем недостатки (ты слишком кислое, не имеешь аромата, у тебя много пятнышек и так далее) и сказать ему об этом. Можно не только сказать, но и тыкнуть карандашом или сжать. После того как яблоко возвращается ко мне, кладу его в корзину. Благодарю учеников за игру и угощаю их фруктами из корзины, давая возможность самим выбирать. Практика показывает, что «раненое» яблоко остается последним (все его игнорируют), и это служит основой для дальнейших разговоров на тему буллинга. А если бы на месте яблока оказался человек? В частности, буллинг в этой ситуации фактически запустил учитель. Но мало кто из детей отказывается «обидеть» того, кто ничего плохого тебе не сделал. Все или участвуют в травле, или являются молчаливыми свидетелями...

«Надо перестать говорить о буллинге как об аномальных единичных случаях. Травля — очень распространенное явление в школе, просто многие умалчивают эту проблему, — говорит учительница. — По оценкам европейских исследователей, в роли жертв трав в разные периоды своей жизни побывали 50 процентов детей, а 10–15 процентов школьников находятся в этой ситуации в данный момент. Каждый день они идут в школу как на наказание. А мы хотим их чему-то научить в то время, как они заняты выживанием. Чаще всего, если приходится все-таки как-то реагировать на факты буллинга, мы ищем виновного, готовим отчет о принятых мерах (как и кого наказали) И... закрываем вопрос. Наше общество очень толерантно к травле...»

Кстати, как вы думаете, кто знает больше всех в школе о том, что кого-то из детей травят? Это технические работники: они видят детей вне уроков, в столовой, гардеробе, на коридорах и так далее, но педагоги редко интересуются их мнением.

Новые лидеры

— Если школьник, которого травят, ищет помощи у учителя, это можно считать большой удачей, потому что дети не склонны обращаться за помощью к взрослым, рисковать своим авторитетом — ты вроде бы расписываешься в собственной беспомощности, — подчеркивает руководитель Городского научного общества учащихся на базе Минского государственного Дворца детей и молодежи Александр СТЕПУЛЕНОК. — Но, к сожалению, учителя часто сами не знают, как выйти из ситуации. А дети, как правило, транслируют в школьном коллективе те модели поведения, что есть в их семье. Много зависит от стиля воспитания: авторитарный он или демократический? Замечено, что часто объектами травли становятся мальчики, матери которых проявляют гиперопеку, и девушки, у которых, наоборот, холодные отношения с матерью. Когда отец в семье — агрессор, дети повторяют его роль в школе. Социальное неравенство также, к сожалению, имеет место и является причиной травли.

Александр Степуленок рассказал, что существуют мобильные программы, направленные на предупреждение буллинга. Одна из самых известных и отмеченных наградами — ReThink. Это инновационная, ненавязчивая, запатентованная технология, которая эффективно обнаруживает и останавливает ненависть в интернете, прежде чем будет причинен вред. Заменив собой клавиатуру на мобильном устройстве, Rethink «присутствует» во всех приложениях (от текстовых программ и почты до мессенджеров и социальных сетей) для обнаружения там оскорбительных сообщений в режиме реального времени. Фактически это приложение помогает обуздать импульсивное поведение подростков и страхует владельца гаджета от поступка, о котором он может позже пожалеть. Если кто-то начинает писать что-то оскорбительное (а в программе содержится «архив» всяких оскорблений), на экране появляется окошко с предложением «Погоди! Ты уверен, что хочешь отправить это сообщение?» Как показало исследование, более 93 процентов авторов останавливаются на этапе модерации.

Разработала мобильную программу 13-летняя Триша Прабху (сегодня изобретатель и социальный предприниматель уже обучается в Гарвардском колледже). Как и многие современные молодые люди, Триша также стала жертвой киберзапугивания. А когда она прочитала в СМИ трагическую историю молодой девушки, погибшей в результате самоубийства после кибердечений, взялась за дело-начала искать эффективное предупредительное решение проблемы онлайн-ненависти. Так появилась мобильная программа ReThink, охватившая 5,5 миллиона учащихся из 1,5 тысячи школ по всему миру. Ее скачали более 500 тысяч раз. Сейчас программа доступна на шести языках, но, к сожалению, русского языка пока нет. Александр Степуленок предлагает создать команду, чтобы сделать ее русскоязычную версию.

Триша Прабху разработала одну из самых известных мобильных программ против кибербулинга ReThink. Фото: trishaprabhu.com

Сегодня ReThink — больше, чем просто технологический продукт. Это движение, призыв к действию, толчок к прекращению ненависти в интернете и воспитания ответственных цифровых граждан. А Триша Прабху является послом движения против запугивания в сети и провела более 50 выступлений в 30 городах.

Кстати, американский журнал Тіmе, который ежегодно выбирает «Человека года», в 2020-м создал новую категорию «Ребенок года». В общей сложности за это звание боролись более пяти тысяч претендентов, из которых отобрали пять финалистов, а победила 15-летняя исследовательница в сфере высоких технологий Гитанджали Рао из штата Колорадо. Этой чести девушка удостоилась за умение применять инновационные научные идеи в решении реальных проблем и мотивацию других подростков. В частности, Гитанджали создала браузерное расширение Kіndly, способное распознать травлю в интернете, а также технологию обнаружения свинца в питьевой воде. По мнению Time, номинация «Ребенок года» должна служить «барометром для оценивания новых лидеров самого молодого поколения Америки».

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Регионы

Самый продолжительный урок исторической правды и дружбы

Самый продолжительный урок исторической правды и дружбы

Участники «Поезда памяти» предыдущих лет делятся своими впечатлениями от проекта.

Жилье

По каким критериям дамы входят в программу по капремонту?

По каким критериям дамы входят в программу по капремонту?

Обо всех тонкостях проведения капитального ремонта рассказали специалисты.