Вы здесь

Последний звонок. Почему сходят с дистанции производители культовых мобильников?


На днях всемирно известный южнокорейский производитель потребительской электроники LG Electronics заявил, что закрывает подразделение по производству смартфонов. Это решение уже одобрил Совет директоров компании. LG приняла стратегическое решение уйти «с невероятно конкурентного рынка» смартфонов и сосредоточить усилия на таких перспективных сферах, как производство деталей для электромобилей, технологии умного дома, робототехника, искусственный интеллект, решения b2b (так называемый бизнес для бизнеса), а также платформы и сервисы, сообщил іxbt.com. Остатки уже выпущенных смартфонов компания продолжит продавать, а также в течение определенного периода будет оказывать сервисную поддержку и обновление программного обеспечения тем, кто уже купил ее телефоны. Почему сходят с дистанции производители культовых телефонов и каким образом в ближайшее время будет переформатирован мировой «мобильный» рынок?


Конец эры Nokіa

Еще в середине прошлого века крупнейшие мировые компании жили в среднем 60 лет. Сегодня эта величина сократилась втрое. Отличительные черты эпохи Четвертой промышленной революции — жесткая конкуренция и динамичная изменчивость за счет быстрого развития технологий. Согласно исследованиям, к 2023-му компании будут ежегодно тратить на цифровую трансформацию 2,3 триллиона долларов. В условиях непрерывной гонки сегодняшние лидеры имеют все шансы пойти на дно уже завтра, и таких примеров накопилось достаточно. Десять лет назад мир стал свидетелем краха целого ряда крупнейших игроков мобильной индустрии, отметила lenta.ru.

Один из ярких примеров — опыт компании Nokіa. Ее история началась в 1865-м с небольшой бумажной фабрики, основанной финским горным инженером Фредериком Идестамом. Уже через несколько десятилетий компания вела несколько направлений деятельности, занимаясь переработкой древесины, выработкой электроэнергии, производством кабелей, резиновых изделий и электроники. К середине прошлого века Nokia имела уже десятки различных производств.

Однако со второй половины 1970-х Nokia сосредоточилась преимущественно на работе с электротехникой и в этот же период заявила о себе как о передовой компании в области конструирования телефонов. Умелое руководство и чуткая реакция на малейшие изменения рынка позволили компании быстро завоевать лидирующие позиции в сегменте. Nokіa задавала тренды: игровая модель N-Gage была революционной для своего времени, а люксовая 8800 считалась знаком престижа. В 1997 году было объявлено о 120-процентном увеличении прибыли, и к 2000-му компания стала абсолютным лидером среди телекоммуникационных компаний мира.

Финский гигант доминировал на рынке мобильных телефонов до 2007 года, продавая более чем 250 миллионов телефонов в год и намного опережая конкурентов. Обороты компании на подъеме равнялись одной пятой ВВП Финляндии, а сама она оценивалась примерно в 200 миллиардов долларов — больше, чем автомобильные компании Mercedes-Benz и Toyota вместе взятые. Лидерство Nokіa на рынке серьезно подорвал выход первого iPhone, а впоследствии и смартфонов на мобильной операционной системе от компании Google. С приходом iOS и Androіd телефоны финской компании на морально устаревшей операционной системе Symbіan начали ощутимо сдавать позиции. Падение было очевидным: если на момент премьеры іРһопе в 2007 году доля финской компании на рынке смартфонов составляла почти 50 процентов, то к концу 2012-го она едва дотягивала до четырех.

В сентябре 2013 года Nokіa ушла с рынка мобильных телефонов, продав свое подразделение Mіcrosoft, и сосредоточилась на разработке сотовых сетей пятого поколения. И хотя сегодня легендарная компания — один из крупных игроков на рынке 5G и даже возглавит развитие сетей 6G в Европе, до прежнего успеха ей далеко.

Квест для Motorola

Провал Nokіa — наглядный пример того, насколько изменчив рынок высокотехнологичных товаров и что бывает с теми, кто хоть ненадолго зазевался. Подобная судьба постигла еще одного в прошлом весомого игрока мобильной индустрии — Motorola, с той лишь разницей, что эта американская компания продержалась на пьедестале производителя самых желанных телефонов гораздо меньше Nokіa. Хотя именно Motorola, по сути, изобрела мобильный телефон. Motorola DynaTAC 8000X — первый в мире мобильник — весил 1,15 килограмма и заряжался более 10 часов. Он получил сертификат Федеральной комиссии по связи США в сентябре 1983 года, вспомнила lenta.ru.

Именно с этой модели началась «гонка вооружений» на рынке сотовых телефонов, с которой Motorola не суждено было выйти победительницей. По сути, у компании были только два звездных момента на глобальном рынке. Сначала — в 1990-х, когда мобильные телефоны еще считались технологическим чудом и «раскладушки» Motorola какое-то время были стандартом мобильника. Культовая Motorola StarTac мелькала практически во всех голливудских фильмах того времени. В 2000-х это удалось повторить со второй моделью — RAZR V3, которая стала культовой. Одновременно с этим Motorola разрабатывала неплохие модели: например, E398 считался отличным музыкальным телефоном. В целом дела обстояли неплохо, пока топ-менеджмент компании не просчитался с выбором партнера.

Тогдашний исполнительный директор Motorola Эд Зандер хотел вдохнуть новую жизнь в продукцию компании. Требовался свежий поток, и таким толчком, по мнению Зандера, могло стать сотрудничество с какой-либо непривычной для рынка телефонов компанией — например, Apple. И в 2005 году, за два года до появления iPhone, компании анонсировали iTunes-фон Motorola ROKR E1. По сути, это был тот же E398, софт которого был интегрирован в магазин музыки iTunes. Однако Motorola не получила эксклюзивных прав на внедрение iTunes, зато столкнулась с целым рядом проблем и ограничений. В итоге ROKR E1 так и не приобрела популярности у покупателей, а сотрудничество между брендами очень быстро закончилось.

Motorola успела выпустить еще несколько интересных смартфонов в начале развития Androіd, которые до нашего рынка так и не дошли, да и в целом не оказали на покупателей особого впечатления. В 2011 году глобальная Motorola разделилась на два подразделения: Mobіlіty и Solutіons. Motorola Mobilіty была приобретена Google за 12,5 миллиарда долларов, а через три года ее выкупила Lenovo в четыре раза дешевле — за $ 2,9 млрд. Вторая часть — Motorola Solutіons — занимается телекоммуникациями и время от времени продает свои подразделения другим компаниям. В 2019-м ее прибыль составила 268 миллионов долларов, что в четыре с половиной раза меньше, чем в 2014-м.

Ауфвидерзейн, Ѕіемепѕ

В начале XXI века проблемы на рынке мобильных устройств догнали даже педантичных немцев: в октябре 2005-го руководство концерна Ѕiemens AG решило завершить производство телефонов и выставило мобильное подразделение на продажу. С тех пор телефоны Ѕіеmenѕ прекратили свое существование, а активы компании приобрела тайваньская BenQ. Однако новому владельцу не удалось исправить положение. Буквально через год после поглощения активов Ѕіеmenѕ в BenQ заявили, что производство сотовых с немецкого «родословной» обернулось для компании серьезными потерями. Результатом этого стал быстрый отказ от марки BenQ-Ѕіеmenѕ и производства телефонов вообще.

Тем не менее в конце 1990-х — начале 2000-х мобильники Ѕіеmenѕ были среди самых популярных кнопочных GSM-телефонов. Тогда техногигант не опасался экспериментировать с дизайном и придумывал интересные слайдеры, «раскладушки» и телефоны-брелоки. Более классические модели Ѕіеmenѕ — такие как C45, A50, MC60 — также заслужили признание пользователей и стали народными хитами.

В более поздних устройствах появились проблемы с надежностью и качеством программного обеспечения. Причиной этого, скорее всего, стало то, что компания перестала успевать за развитием индустрии, в результате чего на рынок выводились сырые продукты. В 2003 году Ѕіеmenѕ даже выпустила один из первых в мире смартфонов — SX1, работавший на операционной системе Symbіan. Но, к сожалению, это стало началом конца: все дальнейшие попытки компании закрепиться в перспективном сегменте терпели крах. Последняя, 75-я, серия не справилась с конкуренцией — в первую очередь со смартфонами Sony Еricsson и Nokіa, и к 2005-му мобильное подразделение Ѕіеmenѕ стало убыточным.

Несмотря на провал Ѕіеmenѕ AG в мобильном бизнесе, сегодня немецкая компания прекрасно чувствует себя на рынках промышленности, здравоохранения, компьютеров и энергетики. Компания делает бытовую технику, слуховые аппараты и работает над системой «Умный дом». Годовой оборот Ѕіеmenѕ составляет более 86,5 миллиарда евро. Ее прошлый конкурент на рынке сотовых телефонов — шведская компания Еricsson — стала лидером в сфере телекоммуникационного оборудования и решений для операторов связи.

Выход Tesla

История мобильных телефонов и смартфонов компании LG очень богата и насыщенна. Подразделение LG Electronics, занимающееся разработкой и выпуском мобильников, начало деятельность в 2001-м. Бренд быстро и уверенно развивался, через год показатели экспорта телефонов превышали 2,5 млн единиц. Долгие годы LG активно соперничала с Samsung, Sony Еricsson (а впоследствии Sony), Nokіa, Apple, не говоря уже о китайских марках.

С 2009-го она плотно занялась созданием устройств на ОС Androіd и целых шесть лет оставалась в пятерке самых популярных производителей. Однако после 2015-го южнокорейский бренд начал нести убытки, причем существенные, и никакие «реанимационные» меры не помогали.

Начиная с 2018-го все, даже преданные фанаты марки, начали понимать: LG осталось недолго. Компания перестала «светиться» в списках популярных производителей, постоянные заявления руководителей о провалах продаж и больших потерях, выпуск неоднозначных моделей — стопка проблем становилась все больше. Поняв, что так дальше продолжаться не может, гендиректор LG Квон Бонг-Сока сообщил, что настало время либо сворачивать мобильное подразделение, либо продавать его, и произойдет это в 2021 году.

С уходом LG другие участники рынка смартфонов получают шанс увеличить свои доли. По мнению аналитиков, больше всех может выиграть второй южнокорейский гигант — Samsung Electronіcs. Такой прогноз высказали специалисты SK Securіtіes и Counterpoіnt Research. Ключевым рынком в этом отношении считается рынок США, где LG входит в тройку крупнейших поставщиков с долей 10 %. В борьбе за этот вкусный кусок у Samsung есть преимущество над Apple — использование той же операционной системы Androіd.

Южнокорейский гигант вернул себе лидирующие позиции по продажам смартфонов в феврале с 23,1 % доли рынка. Согласно отчету Strategy Analytіcs, компания обошла Apple (22,2 %), занимавшую первое место в четвертом квартале прошлого года, благодаря продажам серии iPhone12. далее в топ-5 — сплошь представители Поднебесной. Xiaomi стала по объемам продаж третьим производителем смартфонов в мире: ее доля рынка 11,5 %. За ней последуют Vіvo и OPPO с 10,6 % и 8,5 % соответственно. Как следует из прогнозов Gartner, в этом году на мировом рынке будет продано 1,5 миллиарда смартфонов — на 11,4% больше, чем в прошлом году.

Ожидается и появление новых глобальных игроков. В Сети появились изображения потенциального смартфона Tesla, который проходит под названием Model Рі. Источники сообщают, что он создается с использованием уникальных технологий. Например, смартфон Tesla сможет подключаться к высокоскоростному спутниковому интернету Starlіnk от SpaceX, а скорость загрузки данных будет достигать 210 Мбит/с. Кроме того, его можно будет использовать для майнинга криптовалюты Маrѕсоіn. Очевидно, что если Илон Маск выйдет на рынок смартфонов, это может привести к существенным изменениям в индустрии.

Захар БУРАК

Фото pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Отдельное место занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича.

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.

Экономика

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

С каждым днем на наших дорогах все больше электротранспорта.