Вы здесь

Посмотрели самые интересные экспонаты юбилейной экспозиции «40/40»


Литературный музей Максима Богдановича 1 апреля отметил 40-летний юбилей со дня создания и начала своей деятельности. К этой дате приурочена и художественно-документальная выставка «40/40», где представлены знаковые предметы из фонда Богдановича за период существования с 1981 по 2021 год.


— Эта выставка — не только предметы, но еще и люди, которые причастны к ее собранию: родственники Максима Богдановича, друзья нашего музея, ученые и исследователи, которые большую часть жизни посвятили гениальному поэту и наследию, с ним связанной. Поэтому хотелось бы всем, кто работал в течение сорока лет в нашем музее, кто передавал предметы в наши фонды, кто участвовал в наших мероприятиях, искренне поблагодарить. Мы будем стараться и дальше работать так, чтобы не было стыдно смотреть в будущее, — отметил во время открытия выставки заведующий Литературным музеем Максима Богдановича Михаил БАРАНОВСКИЙ.

Особой изюминкой можно считать художественное воплощение выставочного проекта в виде календарных листков. Так, например, первый (он даже зарегистрирован под этим номером в книге поступлений) экспонат — это книга авторства Нины Ватаци «Песня Максима».

— Нина Борисовна была для музейных сотрудников, как и вообще для всех исследователей биографии, творчества, жизни Богдановича, великим советником. Она с 1957 года начала кропотливую работу по сбору информации и издала первые книги с перечнем публикаций по Богдановичу. А в книжке «Песня Максима» под одной обложкой собрано шесть статей Нины Борисовны, — рассказывает научный сотрудник научно-просветительского отдела Литературного музея Максима Богдановича Валентина КОРОТКИНА. — В книге есть дарственная надпись: «Литературному музею Максима Богдановича», и у нас эта вещь очень важна. С нее ведут отсчет наши фондовые сборы.

А вот с даты 1 апреля берет отсчет история деятельности музея, когда появился приказ за подписью Михаила Познякова, что он приступил к работе в Литературном музее Максима Богдановича в качестве директора.

Хотя выставка и задумывалась как презентация 40 предметов, но можно увидеть здесь и 41-й — альбом «Зарисовки города Ярославля», принадлежавший художнику Борису Аракчееву. Артефакт в фонды поступил 4 февраля 2021 года. А значит, история продолжается, и впереди — новые открытия. На сегодня общее собрание фонда Литературного музея Максима Богдановича составляет 20 777 предметов.

Отбирать из такого количества 40 экспонатов, конечно, было сложно, однако в итоге получились очень символичные и яркие акценты. Как пример, в прошлом году, в юбилейный год Владимира Короткевича, в фонды музея попала книга Николая Гринчика «Максим Богданович и народная поэзия» (1963) с автографом Владимира Семеновича. Можно найти на выставке также и вещи, которые передали в музейное учреждение родные поэта. Таким является рушник, принадлежавший родственникам Максима Богдановича по отцовской линии, переданный Ольгой Дашковской в 2012 году.

За каждым предметом — история. Например, можно увидеть рубанок отца поэта Адама Егоровича, поступление которого датируется 1988 годом. Либо рядом шкатулка (появилась в фонде в 1987 году), хранившая в свое время тайны семьи, так как в ней сберегали семейные документы. Она принадлежала тете Максима Богдановича Магдалине Егоровне, а после перешла к ее дочери Анне Гапанович, а в музей попала уже от ее дочери, Екатерины Силивановской.

Интересные подробности хранят и автографы самого Максима Богдановича (стоит уточнить, что автографом в музеях считается не только подпись человека, но все написанное рукой автора). На выставке представлены две такие вещи: сборник «Вянок» 1913 года с дарственной надписью тете (с 1991 года в фондах) и фотокарточка, которую в музей передали из Государственного мемориального музея Янки Купалы в 1992 году, по случаю празднования 100-летнего юбилея Богдановича. Фотография 1909 года, на нем поэт еще гимназист. Считается, что его Максим Богданович подарил Сергею Полуяну, с которым у него была заочная дружба. На фотографии даже указана дата «3 февраля, 1910 года» и одно из стихотворений «Я нядужы, бяскрылы паэт...»

Правда, исследователям известна еще одна история с таким же портретом и тем самым стихотворением. По воспоминаниям отца поэта, это было посвящение барышне Китицыной, с которой Максим познакомился во время каникул в Крыму. Однако тот фотоснимок Адам Егорович в свое время отдал вместе с архивом сына в Академию наук, и там его след потерялся.

Если говорить о женщинах, причастных к жизни классика, то на выставке, например, помещен блокнот Зоськи Верас, датированный 1908–1917 годами. Зоська Верас в свое время был как живой источник памяти: к ней ездили литераторы, ученые, журналисты, так как она много знала и могла рассказать о Максиме Богдановиче, хотя и была щедрой на критику в адрес исследователей и своих современников. Благодаря ей исследователи имеют достаточно подробное представление о быте поэта в Минске. В самом блокнотике есть рисунки, стихи, метки — свидетели времени и мыслей.

Можно среди экспонатов заметить и несколько живописных работ, где картина Сулковского «Комната в доме на улице Малогеоргиевской» (там Богданович квартировал зимой 1916–1917 года) либо работа Агуновича «Ярославль. Дом Максима Богдановича». Одна из интересных вещей — книга «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», изданная в Петербурге под редакцией этнографа Павла Шейна, с которым вел переписку Адам Егорович Богданович, присылая собранные им сказки, обряды, частушки. Второй том вышел в Петербурге в 1893 году, и в музей его передал внук Янки Брыля в 2019 году...

Кстати, в планах организаторов — устроить несколько экскурсий, общих либо тематических, в рамках выставки. Поэтому спешите посетить и следите за новостями на сайте учреждения, чтобы составить для себя образ своего Максима Богдановича.

Елена ДРАПКО

Фото Яна ХВЕДЧИНА

Название в газете: Адшукаць вобраз свайго Багдановіча

Выбор редакции

Общество

В Будславе из-за пожара обрушилась крыша одного из красивейших костелов страны

В Будславе из-за пожара обрушилась крыша одного из красивейших костелов страны

Величайшая святыня — икона Матери Божьей Будславской — перевезена в безопасное место.

Общество

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев

Война — одна из тех тем, которые никого не оставляют равнодушными.

Спорт

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю

Черный пояс по таэквондо и светлый путь по жизни пловца-паралимпийца.