Вы здесь

О чем болит «сердце страны»? Путешествие в деревню Антоново, географический центр Беларуси


Если местоположение центра Европы неоднозначное и вызывает споры (границы Европы до известной степени условны, и по разным системам вычислений ее центр приходится на Беларусь, Украину, Литву, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию и т. д. — на право «владеть» центром Европы сейчас претендует 11 стран), то с центром Беларуси все проще. Хотя и здесь не обошлось без споров.


Деревня Антоново, центр Беларуси.

Вычислить географический центр республики в 1995 году взялись специалисты 82-й экспедиции объединения «Белгеодезия» и компании «Аэрогеокарт». Вычисления велись по карте масштаба 1:200 000, полученной с искусственного спутника Земли. По результатам измерений первоначальных вариантов было 18. но в конце концов ученые сошлись на том, что центр нашей страны находится в деревне Антоново Новоселковского сельсовета Пуховичского района, всего лишь в 67 километрах к юго-востоку от Минска, совсем недалеко от Марьиной Горки.

Антоново

В деревеньку Антоново (ударение на предпоследнем слоге) ведет тряская грунтовка. Съезжаешь с трассы и попадаешь на «стиральную доску» протяженностью километров семь-восемь. На въезде стоит указатель, на котором написано «Антонава».

— Да, там неправильно написано. Правильно — «Антанова». Надо знак поменять, — говорит мне по телефону и. о. председателя Новоселковского сельсовета Ольга Комаровская. — Вы приехали туда, куда вам нужно.

Навигатор согласен с Ольгой. Он подтвердил «Вы приехали» как раз посреди деревенской улицы. На звук мотора из калитки выходит местный житель Александр — узнать, с чем пожаловали. Александр рад пообщаться с новым человеком.

— Сельсовет в Новоселках, вон там деревня. А это Антоново, центр Беларуси, — говорит он. — А знак во-он стоит, это надо круг объезжать и по полю пилить.

— Ну, как жизнь в центре Беларуси?

— Да так... — разводит руками собеседник.

Географический центр Беларуси — это точка с конкретными координатами: широта 53° 31′ 50,76″; долгота 28° 2′ 38,00″. Приходится эта точка на один из домов. Хозяйки, правда, уже нет в живых.

— Старушка была трактористкой в колхозе, четверо детей вырастила. Такая была чудесная старушечка — аккуратнистка, вышивальщица! Гостя никогда никуда не упустит, пока не накормит и рюмку не нальет. Лет шесть, как умерла, — вспоминают о ней местные женщины.

Геодезический знак отнесли от дома метров на пятьсот и поставили в чистом поле. Установка знака состоялась 31 мая 1996 года.

Туристы любят красивые пейзажи, архитектурные необычности и «обломки старины». Но есть и еще «заманухи»: например, интересные географические точки (всякие нулевые километры, границы материков, центры того или иного). Там ставят соответствующие знаки, возле которых удобно фотографироваться, и вокруг, по идее, должны возникнуть объекты туристического сервиса. Этого в деревне Антоново не произошло. Хотя знак стоит. Стандартный геодезический знак: пирамида из четырех металлических брусьев высотой в несколько метров. А внутри полой конструкции — каменная плита, где, собственно, и написано о центре Беларуси.

Установка геодезического знака «Центр Беларуси» состоялась 31 мая 1996 года.

Прошлое и настоящее

Антоново нельзя назвать древним населенным пунктом: деревне чуть более 90 лет. Точнее никто не скажет.

— В прошлом году мы делали праздник деревни Хатешево, — рассказывает директор Борского сельского Дома культуры Татьяна Мазаник. — Хатешеву в прошлом году 90 лет было. А Антоново чуть старше.

Деревня Бор — в полутора километрах от Антоново. Там и дорога лучшая (есть даже участок асфальта), и блага цивилизации — магазин, баня, Дом культуры. Кто был в Антонове помоложе и не уехал в город, перебрались в Бор.

— Прописано в Антонове много, но люди там не живут. Отживает деревня, — говорит Татьяна.

По воспоминаниям старожилов, когда-то в этих местах был большой поселок. Жили очень плотно: все постройки, разумеется, были деревянными, и когда случался пожар, огонь быстро перебрасывался на соседние дома. Перед колхозами поселок решили расселять. Наделали девять новых поселений, одно из которых получило названием Антоново.

Версий происхождения названия две. Согласно одной, в старину этими землями владел пан Антоновский — отсюда и название. По другой, название деревни происходит от названия яблок — антоновки. Здесь всегда был яблочный край — дом без сада представить было невозможно. По дороге из Минска в Антоново переезжаешь речку Титовка — также названную в честь знаменитого народного сорта яблок. А в этих местах особенно хорошо плодоносит как раз антоновка. В 1940-х напротив деревни студенты Марьиногорского техникума высадили 40 саженцев яблонь, рассказывают местные жители. Особенно вкусным уродился не белый налив, а антоновка.

Еще лет 10–15 назад осенью деревня утопала в сочных огромных яблоках. Сейчас яблони постарели вместе с хозяевами. А в деревне, где на 1.01.2002 было 32 двора и 60 жителей, в 2009 — 43 жителя, сегодня вряд ли наберется 20 человек.

Расцвет деревушка переживала в составе колхоза «Искра», рассказали мне. Была здесь свиноферма и молочно-товарная ферма. Свиноферма осталась, она сейчас «у частника».

— Сейчас это свинокомплекс, там почти все местные работают.

Кое-кто из жителей окрестных деревень работает и «у сирийцев». Есть здесь неподалеку маленькое производство — печенье пекут. Собственники — граждане Сирии, а работники — местные.

— Человек семь наших там работает, из окрестных деревень. Большинство работников приезжают из Марьиной Горки. Там нужны молодые работники, а у нас молодежи мало, не хочет оставаться. Печенье вкусное, если у кого здоровый желудок. Продается и в Марьиной Горке в магазинах.

В деревне Бор есть школа-девятилетка, где учится детвора из всех окрестных деревень, — всего 65 человек.

— Дети уезжают поступать и не возвращаются. Если бы было какое-то производство... Людям работа нужна. Говорили: географический центр Беларуси сделают — санаторий построят, вот была бы людям работа.

Впрочем, кто-то в Антоново все же возвращается.

— Даже покупают дома, ведь здесь электричка недалеко.

Но обычно это люди, которые вступили в наследство и живут здесь только в теплый сезон, а зимовать уезжают в город. Их здесь называют дачниками. Александр также вернулся в родные места из Минска, но он не дачник — в Антонове живет и зимой.

— Я уже пенсионер, 66 лет мне. Работал в Минске: Дорожник. Кольцевую мы делали, обслуживали дороги по всей Беларуси. Это дом моей тещи. Вышел на пенсию — решил здесь жить.

Подходит сосед моего собеседника и молча протягивает мне печенье — угощает гостя. Представляется: «Виктор». Печенье, пожалуй, местного производства-то же, что «сирийцы пекут».

— Здесь раньше неподалеку ягодник был, из Минска в ягоды люди ехали. А теперь боятся сюда и ехать: как ехать без дорог? Вы в сельсовете будете, я слышал, так спросите их про дорогу.

Дорога

Она в Антонове и окрестностях — боль местных жителей.

— До соседней деревни два километра, ну, может, три, и не добраться ни осенью, ни весной. Центр Беларуси, а дорогу два километра высыпать не могут. Если нужно ехать в ту деревню — надо круг давать, на Марьину Горку, на Руденск и сюда только в деревню приехать. В сельсовете спросили — они говорят, у вас гравийка есть...

Гравийка, как оказалось, идет в сторону, на Хатешева. А прямая дорога на деревню Горки, на Дричин от Антонова была раньше, но сейчас ее нет — из-за этого и проблема.

— Пути уже нет лет тридцать. Тридцать лет мы страдаем и постоянно обращаемся, и все нам идут отказы. Сказали, это не по плану, это раньше дорога была, а сейчас ее нет и не будет, — рассказывает Фаина Григорьевна.

Ее дом последний на деревенской улице, и женщина предлагает провести и показать, где была дорога и где ее сейчас нет.

— Я здесь замужем 43 года и постоянно езжу этим направлением. Вот смотрите, сейчас гравийка повернет на Хатешево, она нам не интересна. А та дорога, что была раньше, она прямо шла, буквально несколько километров — и выезжаешь на трассу. Нам когда на Минск ехать, надо объезжать через Новоселки, а так прямая дорога была на Дричин.

— А когда она была, эта дорога?

— Когда я замуж шла, по ней ездила. Лет 30, как она заросла. В 1980-е была, а в 1990-е ее не стало. Мы с соседями подписи собирали, чтобы дорогу вернуть, но ничего не вышло. Так что теперь мои дети, когда ездят к нам, объезжают лишние километры через Марьину Горку.

— По той дороге в 1990-е танки прошли, — говорит Александр. — Учения были, марш-бросок из Марьиной Горки на Печи. Остались одни ямы. После того дорогу так и забросили.

По краю поля бегут вдаль колеи от колес. Это самодельная дорога местных жителей.

— Хозяйство пашет и ее запахивает. Зимой и весной мы здесь не ездим. Потом кто-то один колею сделает, тогда и все остальные едут. И так мучаемся всю жизнь. Моя родная деревня — Морги, и я только через Новоселки, кругом, в нее попадаю, когда на машине. Кладбище там, родители мои лежат, — объясняет Фаина Григорьевна.

— Это сельхозугодья, там не положено быть дороге, — комментирует ситуацию и. о. председателя Новоселковского сельсовета Ольга Комаровская. — Был об этом вопрос, посмотрели, что не должна быть там дорога. Есть границы сельхозугодий, мы же их не перепрыгнем.

— Но ведь люди жалуются и на качество гравийки...

— Мы же в деревне живем. Делаем заявки постоянно, когда люди обращаются, пишем письма в ДРСУ либо ЖКХ, на чьем балансе дорога, они приезжают, подсыпают, ремонт делают. Конечно, зимой и когда половодье, такого хватает, даже в Марьиной Горке: асфальт же везде не положишь, это все финансирование. Я тоже подвеску раз в полгода в машине меняю.

Знак

— Ой, вы туда не доедете, идти надо. Внук на каникулы приезжал, хотел знак этот сфотографировать, так я забыла спросить, добрался ли он до него.

Разговор снова сворачивает на тему дорог. Но в вопросе целесообразности дороги к знаку «Центр Беларуси» у местных жителей нет единодушия:

— Путь сделали бы к знаку этому: каждый год все равно кто-нибудь приезжает.

— Ой, да кто там будет ездить, о чем ты говоришь...

Проводить до центра Беларуси («Сами вы вряд ли найдете!») соглашаются директор Борского сельского Дома культуры Татьяна Мазаник и художественный руководитель Наталья Кривошей.

Чтобы добраться до знака, сворачиваешь с гравийки и идешь пешком — долго, минут двадцать — прямиком по засеянному полю. Зимой дойти до знака проблематично: помешают снежные сугробы. Весной — можно, если не боишься вымазаться по колено. Лучше всего для путешествия в центр Беларуси выбирать лето.

— Вы, конечно, не в то время приехали. Здесь летом хорошо.

— Но летом по ржи пришлось бы идти до знака — путались бы в колосках.

Далеко впереди из тумана выныривают стремительные тени. Оказалось, бродячие собаки. «Может, волки?» — вглядываются женщины. «Нет, собаки».

Знак выглядит невесело: черная металлическая конструкция и черная гранитная плита под ней, напоминающая надгробие. Местные жители рассказали, что это уже третья плита — ее, в первые годы как поставили, два раза воровали...

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.