Вы здесь

Возвращение Наполеона Орды: он сохранил «остатки прошлого и цивилизации»


В Национальной библиотеке состоялась презентация альбома, представляющего человека с чрезвычайно интересной жизненной судьбой и богатым творческим наследием. Композитора, художника, педагога, общественного деятеля, благодаря которому мы знаем, как выглядела Беларусь ХІХ века. В издании содержится полное собрание литографий Наполеона Орды из фонда главной книжной сокровищницы. А в библиотеке хранится аж 190 таких единиц (189 видовых и один портрет художника)! Это почти все работы Орды, на которых были запечатлены белорусские места.


И хобби, и бизнес

Во время своих бесконечных путешествий Наполеон Орда обошел сотни городов и местечек, усадеб и деревень Гродненской, Виленской, Витебской, Минской, Могилевской губерний и зарисовывал пропавшее наследие. Ему тогда было уже более 60 лет. Он не имел профессионального художественного образования. И тем не менее его авантюрный проект (дело в том, что все предыдущие попытки других художников с изданием пейзажей были финансово провальны) оказался чрезвычайно востребован.

Из книжного собрания Наполеона Орды в Пинске его работы по подписке или индивидуально выкупались жителями со всей Российской империи, Австро-Венгрии, Пруссии и других стран. Рисунки часто использовались для иллюстраций исторических работ. Правда, художник-любитель не забывал о «маркетинге»: давал рекламу в различных периодических изданиях, культурные и общественные деятели писали для него рекомендации.

Кстати, не совсем корректно говорить «гравюры Наполеона Орды». Сам художник в путешествиях делал рисунки карандашом, иногда раскрашивал их акварелью. А чтобы запустить свои произведения в тираж, обратился за помощью к варшавскому печатнику Максимилиану Фаянсу. Литографии создавались благодаря мастеру Алоизию Мисеровичу в довольно сложной технике — гравюра на камне. Работы объединялись в альбомы...

Наполеон Орда сам контролировал процесс превращения рисунков в гравюры, постоянно наведывался в Варшаву, при этом не переставал создавать и новые зарисовки. Собственно говоря, и умер он, работая над последней, восьмой, серией (всего вышло 260 гравюр). Ему тогда шел восьмой десяток.

В общем мастером было создано около 1000 рисунков. В основном оригиналы хранятся в польских музеях, одиночные есть и в Вильно. В Беларуси рисунков Орды, сделанных с натуры, к сожалению, нет. Зато сохранилось большое количество литографий, есть книги с автографами художника. Созданная им грамматика музыки в свое время считалась одним из лучших учебников. Почти сто лет назад, когда образовывалась главная белорусская книжная сокровищница, в нее были переданы и книги из библиотеки Наполеона Орды.

В фондах Национальной библиотеки хранится много книг.

Нарисованная история

Как заметил генеральный директор Национальной библиотеки Роман МОТУЛЬСКИЙ, Наполеон Орда оказался тем человеком, который с дофотографической эпохи фактически донес фотографию тех времен. С документальной точностью он передавал изображения замков, дворцов, усадеб, храмов, пейзажей. Сегодня его наследие-интересный и ценный источник для реставраторов, историков, искусствоведов, краеведов, других исследователей из Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, Украины — стран-обладательниц всех тех территорий, изображения которых успел оставить неутомимый путешественник.

Директор издательства «Беларусь» Сергей ПЕШИН очень рад, что книга вышла в Год народного единства: «Сегодня мы ищем определенные символы, которые могли бы иллюстрировать этот год. И, бесспорно, творчество Наполеона Орды — как раз один из таких символов. Географический охват тех мест, которые показывал Наполеон Орда, касается и современных территорий соседних стран, что свидетельствует о наших культурных и исторических традициях, это невозможно разделить, растянуть по кускам, и это нас объединяет».

Одной из причин успеха издательского проекта Наполеона Орды, по-видимому, было то, что современники почувствовали, за какое исторически важное дело взялся художник. Да, его работа была очень патриотична. В письме к Игнатию Домейко Орда напишет, что решил рисовать остатки «нашего прошлого и цивилизации». Он спешит запечатлеть в картинках все то, что исчезает. После подавления восстания 1863 года царские власти активно «зачищают» территорию и стараются стереть все то, что напоминает об особенностях и бывшем расцвете земель ВКЛ и Речи Посполитой. Изъятые усадьбы и дворцы передаются имперским чиновникам, переделываются храмы.

Объекты, изображенные Наполеоном Ордой, особенно переведенные на гравюры, были специально выбраны — они были знаковые для прошлого. Рисунки художник сопровождает комментариями, где рассказывает, какие личности или исторические события связаны с теми или иными местами, памятниками. Фактически он рисует историю своего Отечества. И это в то время, когда прямо нельзя было заявить ни об уничтожении наследия, ни о богатой культуре региона. В поле зрения художника попадают в том числе и объекты, которые на то время не имели художественного достоинства, но за ними скрыта культурная информация, например усадьбы, где родились Костюшко и Мицкевич.

Каждый рисунок имел исторический комментарий.

Находка для драматургов

Сегодня имя Наполеона Орды уже стало брендом. Его рисунки висят в кафе и магазинах, восстановлена усадьба художника, о нем рассказывают в музеях и на экскурсиях. Но еще лет двадцать назад этого художника в Беларуси мало кто знал. Возвращение имени началось с празднования 200-летия со дня рождения Наполеона Орды, которое отмечалось в 2007-м.

Составитель альбома «Наполеон Орда» заместитель генерального директора Национальной библиотеки Алесь СУША заметил, что культурное наследие — это не просто высказанная творцом мысль или идея, важно, как ее оценивают и через века. Постепенно мы возвращаем чрезвычайно богатое наследие Наполеона Орды, причем не только физически. Мы возвращаем ее в общественную память, в сознание белорусов.

Но сегодня важно открывать не только материальные достояния, но и лиц, на судьбах которых можно воспитывать следующие поколения. Жизнь Наполеона Орды будет интересна любому драматургу: восстания, тюрьмы, эмиграция, искусство, музыка, живопись, странные бизнес-инициативы. Он искал себя в разных сферах. И не опускал руки в самых сложных ситуациях, даже когда терял все. Например, после восстания он не мог наследовать родовые земли и поместье, а позже даже лишился возможности арендовать собственность. Но и в уважаемом возрасте этот человек продолжал генерировать идеи и реализовывать их.

Новый альбом, посвященный Наполеону Орде, — еще один шаг к возвращению и осмыслению его наследия, призыв не только к ученым, но и к широкой общественности привести к такому важному делу.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции