Вы здесь

Пасха, Величка... или, кто такие «велочерники» и как водить «танки»?


Великий день, Пасха, Паска — главное событие церковного календаря, древнейший и важнейший христианский праздник. Неделя Святой Пасхи называется пасхальной, великой и радостной. Первый день Пасхи у белорусов называется Пасха, либо, как его еще называют, Величка.


Пасха не имеет постоянной даты празднования, несмотря на то, что целый ряд таких годичных праздников, как Вербное воскресенье, Радуница, Вознесение, Троица, зависят от него. Отмечается он в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия.

В дохристианские времена в этот день отмечали праздник в честь Солнца, пробуждения природы, ведь начинались «великие дни» полевых работ. Отсюда и первоначальное название — Великий день, на которую происходили магические обряды для обеспечения плодовитости скота, плодородия земли.

Страстная неделя — подготовка к празднику

Подготовка на Пасхе происходит на протяжении всего Великого поста, но наиболее активно среди большинства населения — в последнюю неделю, начиная с Вербного воскресенья.

В Чистый четверг обязательно наводили чистоту, чтобы весь год было чисто: убирали в доме и во дворе, мыли домашний скот, чтобы он был крепким.

Людям тоже нужно было обязательно к солнечному востоку вымыться в бане, чтобы не болеть. Считалось, что это омовение помогало исцелению и оберегало от кожных болезней. Существовала примета: если в пятницу девушка встанет раненько и умоется холодной водой, то она сохранит свою кожу летом белой и чистой, ведь «загар» не пристанет.

В Чистый четверг ночью замешивали тесто для пирогов. В Великую субботу готовили печенья, соленья, варенья и другие блюда на все три первых дня праздника, ведь варить в праздничные дни грешно. Обязательно в Чистый четверг, Страстную Пятницу или субботу утром пекли пироги, в субботу поутру красили лучником и расписывали узорами (чаще воском) яйца. Если в доме кто-то умер в течение последнего года, то яйца не красят. В Столбцовском районе Минщины, например, не красят, если умер кто-то из рода, в общем.

Вечером в субботу шли в церковь на всенощную службу. Еще с древних времен сложилась традиция проводить Пасхальное богослужение ночью. С собой брали корзинку с блюдами, которые святились после службы: пасхальный кулич, крашеные яйца, что-то молочное (сыр, творожная пасха), соль, мясо.

Первый день Пасхи

Когда возвращались из церкви домой, то разговлялись яйцом. Потом завтракали другой праздничной едой, которой придавалось большое ритуальное значение. Так, красное яйцо является одним из главных атрибутов праздничного стола: им всегда начинается застолье. Символика его древняя: яйцо считается олицетворением начала жизни. Крашение пасхальных яиц в красный цвет имеет целью усилить это начало, выделить его. Употребление красных яиц является символом приобщения к радости в связи с Воскрешением Христа. Каждое утро на протяжении всей Светлой недели принято было прежде всего кушать свячёную пищу, после завтрака или обеда ее нельзя было пробовать — это считалось грехом. Остатки пасхального стола принято было закапывать на загонах с надеждой, что это спасет посевы от града.

Свяченую пищу обязательно оставляли к Радунице, чтобы с ней идти на кладбище.

В первый день Пасхи нельзя делать ничего по хозяйству: рубить, пилить, жарить, особенно до обеда. Считалось, что в этот день нельзя одалживать огонь, иначе все богатство будет перенесено в дом нуждающегося в огне.

На первый день Пасхи не разрешалось никаких особых веселений, и все старались быть дома. Говорили, «весь год будешь таскаться, когда на первый день потягаешься». Разговевшись у себя дома, хозяева не посещали в первый день соседей еще и потому, что кто-то из последних мог подумать, что такие гости «побираются», то есть, не имея у себя «свячёного», желают поесть его у состоятельных соседей. Вся семья, за исключением детей, сидела у себя дома, одев праздничную одежду.

Начиная с пасхальной ночи и в течение сорока следующих дней принято было «христосоваться»: друг друга приветствовали словами «Христос воскрес!». В ответ говорили: «Воистину воскрес». И три раза целовались.

Волочебники и волочебничество

Главный праздничный ритуал Пасхи, который присущ только белорусам, а потому является нашей специфической фольклорной изюминкой — волочебничество.

Волочебники обходили дворы, славили Бога, поздравляли хозяев дома и их детей, желали им здоровья и хорошего урожая, пели в их честь волочобные песни. За это хозяева угощали их булками, яйцами, колбасами.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

Сабіраліся валачобнікі,

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

Сабіраліся — рыхтаваліся.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

— Ой, пойдзем мы ды іграючы,

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

Іграючы — спяваючы,

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

Слаўнага гаспадара шукаючы.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

— Ой, ці дома, пане гаспадару?

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

— Няма дома, паехаў на поле.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

— Паехаў на поле на далёкае,

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

На далёкае, на шырокае.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

— Па чым пазнаць пана гаспадара?

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

Ці па яго конях, ці па яго волах?

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

— У яго коні ды ўсе вараныя,

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

У яго волы ды ўсе палавыя.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

У яго дварочку, як у вяночку.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

У пана гаспадара жана малада.

Хрыстос васкрэс на ўвесь свет!

На Столбцовщине, например, их называют «велочерники», а песни — «велочерные», поскольку они ходили вечерами.

Игры, развлечения и признаки Пасхи

На первый день Пасхи ходили следить «игру» солнца. Ради этого взбирались на холмы, колокольни, чтобы первыми встретить его восход. Появление солнца на чистом небе и его игру считали за хороший знак на будущее: теплое плодородное лето, счастливые свадьбы. При восходе солнца принято было мыться из сосуда, в которую ложились золото, серебро и красное яйцо. Считалось, что это поможет быть здоровым и разбогатеть.

Одним из расширенных народных обычаев Пасхи было устраивание молодежью качелей. Поскольку обычно на Пасху еще прохладно, качели подвешивали в гумне.

На Пасху была расширена игра в битки и валяние яиц с горки. В игре в битки выигрывал тот, чье яйцо разбивало другие. В качании яиц с горки — тот, чье яйцо катилось дальше. Победитель забирал яйца остальных участников игры.

Пасхальные веселения начинаются на второй день Пасхи. Пасхальный обычай — хождение в гости. На Пасху считалось обязательным проведать родню, близких и соседей. Со второго дня Пасхи начинали водить хороводы — «танки». Одним из главных развлечений для белорусов является игрища — это так называемый танцевальный вечер, который устраивали обычно в таверне. На игрище собирались не только вся молодежь, но и старики, чтобы посмотреть, как их дети играют, да и поговорить со знакомыми. Обычно находили какого-нибудь скрипача и под его музыку выплясывали иногда далеко за полночь. Водки на игрищах пили мало, больше употребляли пиво.

Празднование Пасхи продолжалось только три дня, а остальные дни Пасхальной недели у белорусов не принято было считать праздником, хотя и воздерживались от работы, но по-своему прихотливо. Так, в среду не проводили полевых работ, чтобы град не побил хлебов. Этот день называется Градовой средой. В пятницу не работали ради церкви, ведь каждая первая пятница после великого праздника считалась каким-то особенным днем.

Следующее воскресенье после Пасхи называлось на Столбцовщине «проводное воскресенье» и по значению равнялось Пасхе.

А во вторник уже отмечали Радуницу.

Татьяна ВОРОНИЧ, Людмила КОМАРОВСКАЯ

Иллюстрации из фондов Национальной библиотеки Беларуси и из архива «Звязды»

Выбор редакции