Вы здесь

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев


Война — одна из тех тем, которые никого не оставляют равнодушными. С одной стороны, разговоры о ней помогают освободиться от боли воспоминаний тем, кто был ее непосредственным участником, с другой — все произведения в литературе, кино, изобразительном искусстве дают возможность сохранить память о героях, событиях, которые нельзя забывать. Если обратиться к творчеству белорусских художников, то они говорят о Великой Отечественной войне правдиво, с позиции цены, которой досталась нашему народу Победа.

Вместе с заведующим отделом белорусского искусства ХХ—ХХІ в. Национального художественного музея Республики Беларусь Екатериной Изофатовой мы упомянули работы и имена творцов, которые являлись новаторами своего времени в военной теме и рассказывали о ней так, как подсказывало сердце и совесть, даже когда приходилось идти против правил и канонов.


1. Май Данциг «О Великой Отечественной...», 1968 год

 

— Композиция картины позволяет нам оказаться в рабочем кабинете человека, которого мы не знаем, однако ощущаем его присутствие и историю в деталях... Будущий художник, которому было одиннадцать лет, со своей семьей эвакуировался в 1941 году. Однако удалось это только благодаря авторитету его отца. Когда пришли на железную дорогу, то поезда уже не забирали людей. И те просто ложились на рельсы, чтобы остановить локомотивы. И тогда один из учеников, увидев на станции своего учителя( отец художника был учителем физкультуры), воскликнул его из вагона, и Данциги забрались туда. Если бы этого не произошло, то неизвестно, что было бы с будущим художником, который являлся евреем по национальности, возможно, как и многие, погиб бы в Минском гетто... Поэтому тема войны стала одной из знаковых в его творчестве. И картина «О Великой Отечественной...» передает нам особое восприятие этой темы. Мы видим рабочее место, где типографская машинка с чистым листом бумаги, а рядом тлеет сигарета. На полу скомканные письма, вроде бы человек хочет рассказать что-то, но мысли не складываются, и его это беспокоит. А вверху замечаем вазу, которая на самом деле является разорванной артиллерийской гильзой, напоминающей ему о прошлом. И в ней ветка рябины, а за окном — дома, укрытые снегом, — совсем другая жизнь. Истекают десятилетия, а память остается и по-прежнему болит... Если подойти совсем близко к картине, то получается почувствовать себя на месте героя. Особым акцентом, который обращает на себя внимание, является красный пол и занавески с красными квадратами — они словно говорят, как трудно человеку жить со своими воспоминаниями, как они держат его. То есть нет конкретных событий, но во всем чувствуется боль, печаль, страдания и зашифрованный посыл о том, что время не лечит. Возможно, это полотно можно считать и своеобразным посвящением художника всем нашим белорусским писателям, которые писали о войне.


2. Михаил Савицкого «Витебскее ворота», 1967 год 

— Михаил Савицкий как никто другой умел передавать ужас фашистских лагерей, так как сам был узником в нескольких из них. Его работа «Витебские ворота», с которой он вошел в белорусское искусство как яркая персона, написана на основе реальных событий. Такой коридор существовал по линии фронта между Суражем, Велижем и Освятами в 1942 году. Там люди имели возможность спасти свою жизнь, оставив родные места. И художник в своей работе показывает два потока на фоне почти красного зарева. Оно как раз и символизирует зону боевых действий, землю и страну, которая горит. К нам выходят женщины с детьми, старики и раненые, а туда направляются новые бойцы с медикаментами и боеприпасами. Эта картина — своеобразная дань времени. По воспоминаниям сына художника, на первой экспозиции работа была заклеена газетами, так как считалось, что дает слишком символичное прочтение темы Великой Отечественной войны. Стоит обратить внимание на женщину в центре полотна в красном платке и с ружьем за плечами. Это разнится с представлением о том, что предназначение женское в том, чтобы растить детей и беречь дом. Простая крестьянка, словно сама Беларусь, сумела выстоять в той войне и спастись. Вместе с тем земля, по которой идут люди, имеет серый цвет, она сожжена дотла, что тоже символично. Поэтому произведение сегодня воспринимается как классика, которую должен знать каждый.


3. Валентин Волков «3 июля 1944 года...», 1946—1955 года

— Картину заказывали для Дома правительства, где она должна была стать украшением, однако тогдашний директор Художественного музея Елена Аладова сделала все возможное, чтобы произведение осталось в музейных фондах. На картине мы видим разрушенный Минск, площадь Свободы. Над ней художник работал около десяти лет, причем уже тогда он был в зрелом возрасте. На полотне можно увидеть более ста персонажей. Волков был из тех белорусских художников, что находились на оккупированной территории, поэтому с максимальной правдивостью и в тональности того времени отражал события. Перед нами въезд танкистов, освободивших Минск, и их радостная встреча. Полотно многими уже исследовалось, но до сих пор мы продолжаем узнавать, кто является реальными прототипами людей, которых можно увидеть на картине. Сам художник рассказывал, что писал там и своих родственников, и друзей, а наша сотрудница там даже свою бабушку признала. Несколько лет назад нам также позвонил человек, который вспомнил и свой опыт позирования для этой работы. Ему тогда было лет 5-6, но художник сумел уговорить его мать, чтобы малыш позировал. Думаю, картина вообще заслуживает того, чтобы занимать отдельный зал, поскольку является очень масштабным произведением. У нас в музее хранятся эскизы, где можно проследить и поиск композиции, и наброски персонажей картины. Интересным фактом, касающимся этого полотна, является то, что иностранный художник Сэндоу Бирк скопировал его композицию в своей работе «Освобождение Багдада».


4. Виктор Громыко «1941 год. Над Припятью», 1970 год

— Это пример сурового стиля во всех смыслах. На картине изображен весь трагизм войны. Плюс перед нами абсолютно новая композиция. У самого края полотна — убитый солдат. Возле него склонилась мать, а сзади в душераздирающем крике девушка, его невеста, смотрит в небо. Абсолютно непривычный ракурс в освещении Великой Отечественной войны, который в послевоенное время был под запретом. Но вот она, цена войны — погибший человек, его мать, которая тоскует по нему, и девушка, потерявшая возлюбленного. Композиционно здесь принципиальный лаконизм и минимализм, когда есть только три фигуры и водное пространство (правда, с цветом воды, напоминающей кровь), но в этой немногословности вся правда жизни, где одни умирают, а другие остаются в живых, но с разоренными судьбами и с болью утраты...

5. Александр Соловьев Серия «Памяти погибших», 1980—1990-е года

— Есть среди наших художников и те, кто высказывался на военную тему с помощью абстракции. И, если говорить, например, о европейской традиции, то там военная травма как раз проживалась в такой форме. Композитор Теодор Адорно даже сказал как-то: «Писать стихи после Освенцима — это варварство», так как существует такой взгляд, что, пережив подобное, творить больно и невозможно. Александр Соловьев попал на войну 15-летним парнем. И его рассказы о войне ужасны, об этом он вообще не любит говорить. Его война абсолютно другая. Помню, когда курировала его выставку, то дала ей название «Реальность без сходства», потому что после знакомства с его рассказами о тех драматических событиях ты ощущаешь действительность, которую он показывает на холсте. Да, он упоминал, как они шли через болото и наткнулись на массовое захоронение людей, а совсем недавно это были 200 живых человек. Соловьев как художник относится к направлению нонконформизма, и о войне он рассказывает так, как чувствует. В нашей коллекции есть несколько его графических и живописных работ данной тематики. Работы «Метаморфозы» — это тот самый пример всевозможного смешения техники, что в итоге дает новый, непривычный взгляд художника. И его замыслы каждый чувствует и объясняет на уровне интуиции.

Записала Елена ДРАПКО

Фото из архива Национального художественного музея

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.