Вы здесь

Как раньше отмечали Радуницу?


Вопрос от Сергея П. из Жодино: «Скоро поминальный день — Радуница. Как правильно себя вести в этот день? Какие обряды выполняли на Радуницу наши предки?»


Похоронно-поминальные обряды создавали целостную систему и имели строгую упорядоченность и последовательность. После смерти человека обязательно отмечали определенные ритуальные дни: трети, девятины, сороковины, годовщину. После года наиболее значимыми вехами людской памяти становились Радуница и осенние Деды.

Утром на Радуницу хозяйка, как обычно, хлопотала возле печи, готовила специальные ритуальные блюда, управлялась, а уже потом семья начинала собираться на кладбище. Все одевались в праздничную одежду, брали с собой льняную скатерть, пасхальные яйца, блины, колбасу, сало, свенцоную соль, складывали все это в платочек и отправлялись в церковь на обедню. Приготовления проходили в обстановке комнаты и торжества, переполнявшей тишину торжества, с чувством достоинства, уважения друг к другу и к своему роду. После богослужения в храме, панихиды по усопшим все расходились к «своим» могилам.

Чаще всего могилы убирали накануне — в так называемую живую Радуницу (понедельник на второй неделе после Пасхи) или за несколько дней. Их обкладывали новым дерном, посыпали свежим желтым песком, поправляли крест, на который обычно повязывали белое полотенце, если там был похоронен мужчина, небольшой белый фартук — если женщина, прикрепляли белый венок — когда девушка. Еще раз напоминаем один из важнейших постулатов народной педагогики: копать землю до Радуницы было нельзя, так как на это предки еще не дали согласия. Сначала приведите в порядок могилы умерших родных и только потом беритесь устраивать дело в своем хозяйстве.

Если могилы родственников были в разных местах, то их убирало по несколько человек, а потом все собирались возле одной чьей-нибудь могилы и начинали заупокойную тризну.

Но прежде чем живые начнут обрядовую трапезу, нужно было на каждую могилу положить ритуальное пожертвование. Возле каждого креста или памятника ставили семь (!) ритуальных атрибутов: блюдце, рюмку, в которую наливали водку и которую закрывали-перекрывали ломтем хлеба, одно (!) красное пасхальное яйцо (только не свенцоное), кусочек сала или домашней колбасы, одно (!) домашнее печенье, одну (!) конфетку, цветы. Именно непарное количество, потому что в поминальной обрядности, характеризующейся «разрывом», «разъединением», определяющим символом является нечетность. Свадьба, наоборот, символизировала создание пары. Как парадоксально звучит современная традиция ходить на кладбище с парным (!) количеством живых (!) цветов!

Обязательным был обряд «христосования с мертвыми». Для этого хозяйка брала пасхальное яйцо и катала его крест-накрест по насыпи. Затем подготавливали «поминальный» стол (столик и небольшие скамейки рядом с могилой умершего напоминают модель домашнего застолья): «левой» стороной расстилалась скатерть, на нее ставилась кутья с зажженной свечой и все остальные блюда, каждой из которых нужно было понемножку отложить в блюдце покойному.

После этого по доброй славянской традиции по кругу пускали поминальную рюмку с питьем. До середины ХІХ века это была медовуха, специально сделанные для пасхальных празднований пива или квас, позже водка. В рюмку наливалось питье и передавалось самому старшему среди присутствующих. Третью часть питья тот сначала отливал на могилу (опять-таки: прежде чем себе — предкам), среднюю (тоже третью часть) выпивал сам, последнюю часть — «слезу» — обязательно оставлял на дне. Затем рюмку наполняли питьем и передавали следующему по возрасту родственнику (от старших до более молодых, но только женатых людей!). И этот человек точно повторял основной принцип упомянутого этикетного правила. Так стопка-рюмка ходила по кругу трижды. Если же за третий раз она доходила до последнего, кому можно было пригубить ритуальный напиток, то то, что оставалось на дне, — так называемые «слезы» — опять-таки выливалось на могилу. Что стояло за «слезой», оставленной каждым на дне рюмки? Род собирался возле могил тех, кто пошел в «тот» мир, «разорвав» (в символическом плане) эстафету жизни. Хождение рюмки по кругу с «переходной слезой» было направлено на то, чтобы восстановить, замкнуть, соединить ветви родословного дерева.

В эстафету родовой памяти обязательно включался и еще один атрибут — освященное в храме яйцо. Ритуальная трапеза начиналась тем, что одно свенцонное яйцо делилось на столько кусочков, сколько человек собралось вокруг могилы, и каждый из присутствующих брал свою долю.

Вот он — фундаментальный принцип славянской культуры, который постоянно подкрепляется неугасимой традицией: работать, так группой, толокой, праздновать-родом-хороводом, петь — хором, делить беду — между всеми. Фактически на всех семейно-родовых праздниках белорусов присутствовало главное обрядовое блюдо, которое делилось между всеми присутствующими и являлось символом родово-общинного единства. На родинах делили «бабью кашу», на свадьбе — каравай, на похоронах — кутью, на поминках — рюмку «с горестной слезой».

На кладбище сидели долго, но больше не выпивали. Добрым словом вспоминали умерших родных, рассказывали интересные истории из их жизни, приглашали присесть за траурный «стол» близких, знакомых, соседей.

В этом году медики советуют воздержаться от посещения кладбища в этот день. Помолитесь за своих почивших дома. А соберетесь возле родных могил позже. Умершие вам это простят: они же со своей дали опекуются, чтобы мы были живы и здоровы.

Владимир Б. из Речицкого района спрашивает: «Что делать со старой оградой на кладбище?» Вопрос как раз кстати к Радунице, когда многие убираются на могилах. На него мы давали ответ в прошлом году перед днем поминовения. Основной постулат той публикации — С КЛАДБИЩА НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫНОСИТЬ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕСТИ НА СВОЮ УСАДЬБУ.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Превью: politeka.net

Выбор редакции

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на четверг

Кризис на границе. Вся оперативная информация на четверг

Оперативная информация с белорусско-польской границы.

Общество

Ольга Чемоданова: «Если случилась беда — идите туда, если можете помогать — помогайте»

Ольга Чемоданова: «Если случилась беда — идите туда, если можете помогать — помогайте»

Еще недавно Ольга Чемоданова считалась лицом белорусской милиции.

Общество

«Красная линия» для двух женщин. Могут ли свекрови и невестки жить дружно?

«Красная линия» для двух женщин. Могут ли свекрови и невестки жить дружно?

Отношения со своей матерью и свекровью — это две совершенно разные истории.

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду

Оперативная информация с белорусско-польской границы.