Вы здесь

Полное погружение в профессию


Во время урока математики учитель выставляет в журнал отметки за контрольную работу. Ученики по очереди озвучивают свои баллы. И тут одна из учениц (Ира) понимает, что ее соседка по парте (Маша) назвала учителю не ту отметку: «семь» баллов вместо «пяти». «У тебя же „пятерка“!» — толкает Ира Машу. Та мгновенно реагирует:»не твое дело". Учитель продолжает по очереди опрашивать учеников и заносить отметки в журнал. Ира сидит как на иголках. Что делать: сказать учителю правду или промолчать? Весь класс уже приступил к выполнению работы над ошибками. Если кто-то поднимает руку, к нему подходит учитель и помогает. Ира также подняла руку. Учитель видит, что девочка чем-то озабочена, спрашивает: «Чем я могу тебе помочь?» «Она вас обманула», — говорит ученица. И как в этой ситуации должен повести себя учитель?


Забег на длинную дистанцию

Такую «задачку» во время кейс-марафона лучших педагогических решений предложили учащиеся Гресской средней школы. Приглашать для участия в декаде студенческой науки в БГПУ учеников педклассов стало уже доброй традицией. Каждый раз Центр развития педагогического образования университета придумывает для них новый интересный формат. В предыдущие годы были форсайт-дискуссия и научный стендап, а в этом году будущим педагогам предложили объединить науку и практику.

Педагогический кейс — это описание конкретной ситуации или случая из педагогической практики, что содержит какую-то проблему или противоречие и опирается на реальные факты. Решить кейс — значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Почему марафон? Потому что это был «забег на длинную дистанцию»: на первом этапе кейс разрабатывался командой на базе школы. Затем в БГПУ происходили экспертиза и отбор лучших кейсов. Далее отобранные экспертами педагогические ситуации проходили этап оформления. А в финале командам предстояло презентовать свой кейс и найти решение для кейса, предложенного другими конкурсантами.

— Всего для участия в марафоне «Лучшее педагогическое решение» было прислано более 70 кейсов от учащихся педагогических классов школ из Беларуси и России, — сообщила проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор Анна ТОРХОВА. — Это была очень сложная задача-отобрать из них только 10 лучших. Некоторые идеи получили одинаковое количество баллов, поэтому наши эксперты рекомендовали для участия в финале 12 кейсов, в том числе и от команды из Ярославля.

По словам участников марафона (и учащихся, и педагогов), идея кейсов сразу вызвала живой интерес в учебных заведениях, «задела» каждого, потому что решение профессиональных задач — это не только увлекательно, но и максимально полезно для развития педагогических компетенций. Вся педагогическая деятельность, по сути, состоит из кейсов в самых разных координатах взаимодействия: «педагог — педагог», «педагог — учащиеся», «педагог — педагогический коллектив», «педагог — родители учащихся», «педагог — администрация учреждения образования», «учащийся — учащийся или группа учащихся» и так далее.

В финале на презентацию кейса отводилось не более пяти минут. В форме подачи никто не был ограничен: это могли быть слайды, инсценировка, комикс, видеоролик, анимация, эссе, антреприза... На обсуждение давали три минуты, столько же — на представление решения командой, которой этот кейс достался методом жеребьевки. Авторы могли делиться своим «рецептом» решения проблемы в течение четырех минут.

Родительские амбиции

Одним из победителей кейс-марафона стала команда девушек из Витебской средней школы № 4, представивших кейс «Покорение вершины лидерства». В центре внимания — две одноклассницы, которые делят между собой лидерство и в классе, и в школе. Но, возможно, лидерская позиция важна не только для них?

Настя очень активная, в свободное от учебы время занимается баскетболом. Легко поддается на уговоры взрослых людей, имеет мягкий характер. Девочка не всегда хочет быть во всем первой, особо не хочет участвовать в таких мероприятиях, которые ей совсем не по нраву. Светлана, ее мать, работает бухгалтером. Все свободное время посвящает своей дочке. Очень часто принимает решения за нее, даже не считает нужным посоветоваться. Света — лидер во всех сферах жизни и воспитывает такую же дочь, как она сама.

Таня любит общаться с ровесниками, хорошо учиться. Она очень отзывчива, никому не откажет в помощи. У девочки тоже мягкий характер и она находится под сильным влиянием своей матери. Евгения — мама Тани — нигде не работает и свою жизнь полностью посвящает любимой дочке. В детстве она не смогла реализовать свой потенциал полностью и теперь хочет, чтобы ее дочь сделала это за нее. Отношения между матерью и дочерью достаточно сложные.

Девочки между собой не дружат. А вот и повод для нового конфликта. В школе проходит конкурс эссе. Два лидера в классе заявляют, что будут в нем участвовать. Каждая из матерей настаивает на том, чтобы эссе именно ее дочери попало на общешкольный этап. Классный руководитель говорит, что будет отобрана только одна работа. Он прекрасно понимает, как же трудно будет то сделать, ведь при любом решении кто-то обидится. Девочки конфликтуют, а их мамы постоянно звонят учительнице, давят на нее, говорят, что победить и выйти на школьный уровень должно эссе именно ее дочери. Как учительнице решить сложный конфликт в классе? Кстати, свое решение данной ситуации девушки из витебской школы № 4 представили в форме рэпа.

Доносчица в классе

Еще один из победителей марафона педагогических решений-команда средней школы № 2 из Глубокого — презентовала кейс под названием «Охотники на справедливость». Ситуация хорошо всем знакома. Во время контрольной работы по математике одноклассники пытаются списать друг у друга, обмениваются шпаргалками. Но находится девочка, которая решает «открыть глаза» учителю на происходящее в классе: «Они списывают!» Далее в ее адрес со стороны одноклассников летят обидные слова: «Предательница!", «Шестерка!». У нее — истерика. Она пытается перетащить на свою сторону как можно большее количество взрослых. А вопрос от учащихся педклассов был сформулирован следующим образом: «Как профессионально обоснованно нужно поступить учителю и классному руководителю, чтобы разногласия на уроке не переросли в конфликтную ситуацию?»

Авторское решение этого кейса все встретили аплодисментами. Учащиеся из Глубокого набросали педагогам много подсказок и лайфхаков: посоветовали им выслушать позицию всех сторон, используя прием «Поставь себя на место другого», собрать предложения по урегулированию ситуации и провести «мозговой штурм», выбрать из общего списка решение, которое устроит всех, использовать на уроке разноуровневые задания и несколько вариантов, чтобы не создавать условия для списывания, провести цикл занятий «Конфликт и пути его решения», педагогический эксперимент «Списывать или решать?», написать послание классу «Разгоним тучи в нашем саду», запечатать его и прочитать в конце года, поиграть в игру с приемом «Скажи комплимент однокласснику» и другие.

«ПРОфиль+» — в гости к вам!

Во время марафона у каждой команды была возможность заработать дополнительные «марафонские бонусы», заявив свое оригинальное решение кейса и доказав, чем оно лучше предложенных ранее. Скорость в марафоне, как известно, имеет значение, поэтому командам важно было мгновенно «ухватить» суть и детали кейса, обсудить и подать заявку в «марафонский бонусный комитет», чтобы опередить конкурентов.

В качестве экспертов, которые оценивали презентацию и решение кейсов, выступили не только опытные педагоги. В жюри была приглашена также
студентка 4 курса Института психологии БГПУ, участница студенческого клуба выпускников педагогических классов «ПРОфиль+» Юлия Коваль.

Эксперты отметили огромный объем проделанной работы, энтузиазм и любовь к будущей профессии, а также то обстоятельство, что разработка кейсов и их решений конкретно «прокачивают» умения и навыки будущих специалистов сразу по нескольким направлениям. А еще честно признались — они порадовались тому, что не им приходилось искать решения из сложных педагогических ситуаций.

Председатель жюри, начальник Центра развития педагогического образования БГПУ, доктор педагогических наук Александра ПОЗНЯК отметила, что для педагогической подготовки такие «живые» кейсы имеют огромную методическую ценность.

— Ребята, вы прекрасно влились в нашу команду, — констатировала она, обращаясь к участникам кейс-марафона. — Учащиеся педагогических классов всегда удивляли нас своим потенциалом, креативными способностями, эмоциональным интеллектом и умом. А в этом году мы познакомились с новыми школами, педклассами и их педагогами. Вы принесли большую пользу. Мы получили много прекрасных кейсов: с ними будут работать студенты педагогических специальностей, ведь без погружения в реальность невозможно подготовить хорошего педагога. Придумать такие кейсы, что вы предложили, невозможно: я уверена, что это реальные жизненные ситуации, которые были вами прожиты или где-то подсмотрены. Поэтому мы планируем издать сборник кейсов с указанием их авторов и учреждений образования. А если вы станете нашими студентами, то сами будете по этому пособию учиться...

Кстати, сегодня каждый пятый студент БГПУ-выпускник педклассов. В октябре прошлого года они создали студенческий клуб выпускников педагогических классов «ПРОфиль+». За время существования клуба его участникам удалось реализовать много успешных инициатив, проектов, оказать реальную помощь и поддержку нынешним учащимся педагогических классов в их профессиональном самоопределении.

Участники клуба разработали формы обратной связи, их можно найти на сайте «педагогические классы». Любой школьник, который уже обучается в педагогическом классе или готовится к поступлению, может адресовать свой вопрос и получить на него ответ от старших друзей. «Приглашайте, и мы обязательно приедем к вам в гости, — пообещала Юлия Коваль. — А „ПРОфиль+“ очень ждет мотивированных студентов».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Выбор редакции