Вы здесь

Молодая учительница: Современные ученики разительно отличаются от прежних


В переводе с греческого языка педагог — «ведущий ребенка». Испокон веков педагог был примером для ученика, имел богатый багаж знаний, к которым стремилось юное поколение. Однако сейчас все изменились: и дети, и учителя. Об этом мы поговорили с молодым специалистом, преподавателем английского языка Сморгонской СШ № 1 Татьяной Илюкович.


Она окончила МГЛУ, получила диплом учительницы иностранных языков. Первые месяцы работы в школе не то чтобы разочаровали ее, но заставили усомниться в некоторых методиках преподавания.

Татьяна Сергеевна считает, что современные ученики разительно отличаются от прежних, в частности, даже от представителей ее поколения. Например, из-за большого объема информации, полученного за день, учащиеся порой просто не в состоянии в полной мере воспринять знания, которые им дают в школе. Молодые специалисты, в большей степени вовлеченные в современные информационные технологии, лучше понимают потребности и особенности нынешнего ученика.

Готовясь к очередному уроку, Татьяна Сергеевна тщательно прорабатывает тему, ищет актуальный материал, стремится внедрять в образовательный процесс новые эффективные методики. Скажем, внимание учеников она привлекает, используя познавательные игры, отрывки из популярных фильмов, музыкальные клипы. Также проводит своеобразные социальные эксперименты, которые сейчас так любит смотреть молодежь на YouTube.

Особый подход ищет молодой педагог к тем детям, которые попали в категорию «трудных учащихся».

— Когда я замечаю, что любая словесная помощь может только усугубить ситуацию, — говорит Татьяна Сергеевна, — тогда не навязываю ученику свое мнение, так как понимаю, что иногда лучше не трогать его. Можно лишь постепенно включать такого учащегося в жизнь урока.

На мой вопрос, всегда ли удается удерживать внимание детей, особенно гиперактивных, моя собеседница ответила:

— За более чем полгода своей работы в школе я убедилась, что одна из главных проблем, которая непосредственно влияет на учебный процесс, — это недостаток воспитания. Сейчас многие родители озабочены в большей степени своей личной жизнью, работой, увлечениями, чем ребенком. Поэтому некоторым из них не хватает внимания и они всячески ее к себе привлекают, часто очень возмутительным поведением. На учителя перекладывают обязанности по воспитанию, прививанию элементарных правил поведения, то есть, — он становится еще одним «отцом», чтобы воспитывать в ребенке те качества, которые то не получила в семье. Но вместе с тем, учитель-это не челядь, которой были гувернантки в дворянских семьях. Поэтому отношение некоторых чрезмерно требовательных родителей вызывает у многих педагогов не самые положительные эмоции.

Сейчас в разных социальных сетях поднимаются темы, о которых раньше молчали. Буллинг (проще говоря, травля) — актуальная во все времена проблема. Но сегодня, с приходом в нашу жизнь интернета, она приобрела еще более широкое распространение. Поводом для унижения человеческого достоинства и оскорблений может стать что угодно: высокий рост, особенности телосложения, цвет волос, отличительное поведение и многое другое. «Учитель обязан помочь в таких ситуациях!» — считает Татьяна.

Теперь как никогда дети страдают от комплексов, которые не дают им в полной мере наслаждаться жизни. Роль педагога в таких случаях очень важна. Он должен объяснить им, что это ненормально-оскорблять и унижать других. Нужно найти подход, не упускать ситуацию из-под контроля, не оправдывать такие случаи трудностями переходного возраста.

Отношения между преподавателем и учеником, по мнению Татьяны Сергеевны, должны быть одновременно деловые и доверительные. Нужно только знать меру. «Если только доверчивы, тогда учащийся будет воспринимать тебя не как учителя, а как подругу. Если только деловые, то ученик может „закрыться“ и ты не увидишь его потенциала».

Свое мнение у молодой учительницы и насчет системы оценивания знаний и оглашения оценок. Да, бывают исключения, когда весь класс отлично справился с заданием. Однако такое случается нечасто. И, чтобы не отбить у детей желание учиться, чтобы не задеть их самолюбие, лучше оставить неозвученными не самые лучшие оценки.

Общение с детьми — это самое прекрасное, что есть в профессии учителя. Никто так не сможет порадовать, как ребенок. Татьяна Сергеевна с улыбкой вспомнила своих «третьеклассников»: «Они бегут к тебе навстречу по коридору, чтобы сказать заветное „hello“, и сердце переполняется радостью и гордостью за то, что ты им нужен».

Антон АНТОНОВ, студент и курса факультета журналистики БГУ

Название в газете: Упісаць вучня ў жыццё ўрока, або Не адбіць у дзіцяці жаданне вучыцца

Выбор редакции