Вы здесь

Веретено путешествующей памяти: Казахстанцы в изобразительном искусстве Беларуси


Невозможно представить искусство, творчество закрытым со всех сторон сосудом. Даже гениальный художник, обогащенный на национальной почве, тянется к высотам инородным, привносящим в обыденную и знакомую жизнь новые эстетические идеалы, новые художественные категории, позволяющие двигаться, идти вперед. Постсоветское пространство тем и интересно, что позволяло в предыдущие десятилетия соединить в себе многообразие национальных культур. Случалось, правда, что имперские, великодержавные амбиции брали верх — и тогда угроза разрушения нависала над хрупким национальным состоянием. Но правда жизни, выпестованная столетиями, брала верх. И всё становилось на свои места.


pixabay.com

...Много размышляя над тем, чем же является Казахстан в сознании белорусов, я прихожу к следующему выводу. Далекая азиатская республика, а теперь еще более далекая восточная страна представлялась как океан, поглощающий человеческие и экономические ресурсы. Помогают такому представлению и многие факты межнациональных, межгосударственных отношений, помогает статистика, сложившаяся во второй половине двадцатого столетия. В Республике Казахстан проживает около 200 тысяч этнических белорусов. И это не может не волновать, не тревожить...

Но и к судьбе Беларуси сопричастны казахи, сопричастны уроженцы Казахстана. Давайте обратимся к изобразительному искусству Беларуси. В составе большого отряда живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов, мастеров декоративно-прикладного жанра, работавших, работающих на родине Марка Шагала и Михаила Савицкого, есть мастера, чье вдохновение, чьи творческие истоки — из казахской земли, казахстанских просторов.

25 ноября 1911 года в городском поселке Джусулы (Кзыл-Ординская область) родился Евгений Николаевич Тихонович. Вероятно, поселок был местом военной службы белоруса Николая Тихоновича. Мне не удалось найти воспоминаний художника о жизни в Казахстане, но вот незадолго перед смертью Евгений Тихонович писал в одной из минских газет: " ...В Вильно, в Окружном инженерном управлении, проходил военную службу мой отец, белорус, Николай Сергеев сын Тихонович. Здесь родился мой старший брат Валентин. Отец был родом из Речицы..." Валентин Тихонович, старший брат, родился в 1909-м, в сентябре...Значит, семья переехала в Казахстан где-то в 1910 — начале 1911 —го года. В 1920-е гг. Тихоновичи — в Беларуси. Евгений в 1932 году окончил Витебский художественный техникум. С 1932 г. и участвовал в выставках. Автор картин «Рассказ бойца», «Партизаны в засаде», «В рабстве», графических листов «Переправа через реку Белая», «Декрет о земле». Написал портреты Ф. Скорины, Ф. Богушевича, Я. Коласа и Я. Купалы. Создал более 400 экслибрисов. Произведения Евгения Тихоновича находятся в Национальном Художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в Минске, литературных музеях М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, Белорусском музее истории Великой Отечественной войны, Витебском краеведческом музее. Умер художник в 2005 году.

Лениногорск — родина известного белорусского скульптора Геннадия Васильевича Буралкина (родился в 1942 году). В 1976 году он окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. Учился у А. Аникейчика, А. Бембеля, Г. Муромцева, А. Артимовича. Участвует в художественных выставках с 1976 года. Работает в монументальной и станковой скульптуре, графике. Кстати, творческая судьба одного из учителей Буралкина тесно связана с Казахстаном: Анатолий Артимович — автор комплекса Славы, посвященного гвардейцам-панфиловцам, в Алма-Ате. Геннадий Васильевич — из художников достаточно активных, работоспособных. В Солигорске стоит его монумент Шахтерской славы, в Лиде — мемориал «Пламя», в Гродно — архитектурно-скультптурный знак в честь 850-летия со дня рождения города. Кстати, в этом же городе для Гродненского драматического театра Геннадий Буралкин создал пространственную композицию из стекла и металла. Художник — автор композиций «Весна Победы», «Эмансипация», «Лесное озеро», графических листов «Славянские мотивы», «В ночь на Ивана Купалу», «Утро». В 1990 — е годы Геннадий Васильевич Буралкин возглавлял Белорусский союз художников.

Алматы — родина мастера декоративно-прикладного искусства Александры Евгеньевны Дятловой (родилась 25 июня 1954 года). В 1976 окончила Белорусский театрально-художественный институт. С 1975 года участвует в выставках. Занимается керамикой. С 1979 года преподает в Белорусской Академии искусств. Основные произведения: рельеф «Минск» в гостинице «Октябрьская» в белорусской столице, рельеф и пластика в гостинице «Планета», горельеф «Добровест» в Епархиальном управлении в Минске, пластика для магазина «Стекло. Форфор», роспись и пластика для аптеки в Троицком предместье — старинном уголке Минска. Станковым работам Александры Дятловой присущи образность, метафоричность. Не могут не удивлять композиции «Полнолуние I», «Полнолуние II», «Каприччио», "Дутые авторитеты«...Любуешься открытиями мастера керамики — и невольно начинаешь усмехаться, поднимается хорошее настроение. Искусствовед Татьяна Бембель, рассказывая о выставке современных мастеров белорусского декоративно-прикладного искусства, пишет следующее: «...Экспозиция дала повод вспомнить времена и имена прямо-таки легендарные для истории современного белорусского искусства...Материал вторичен, идея первична: без этого стекло или керамика остаются всего лишь стеклом или керамикой, попросту ДПИ (декоративно-прикладным искусством, в артистическом просторечье — прикладухой). Подтверждением этой установки — дерзкие керамические опусы Тамары Соколовой и Александры Дятловой». Открывая для себя декоративно-прикладное искусство Казахстана, прочитал в статье Любови Черники о мастере Артеме Гориславце похожую мысль: «Керамика должна удивлять, поражать воображение, нести в себе, кроме эстетики, еще и некий философский смысл».

Село Яковлевка в Казахстане — родина белорусского искусствоведа Людмилы Георгиевны Лапцевич (родилась в 1938 году). В 1960-м, после окончания Белорусского государственного университета, пришла на работу в Национальный художественный музей Беларуси. С 1968 года Людмила Лапцевич — в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной Академии наук Беларуси. Активно работает в составе авторских коллективов многотомного «Свода памятников истории и культуры Беларуси», «Истории белорусского искусства» в шести томах. Напечатала немало статей в журналах «творчество», «Декоратвиное искусство СССР», «Строительство и архитектура Беларуси», «Мастацтва Беларусі» (сейчас — «Мастацтва»), «Нёман», «Помнікі гісторыі і культуры Беларусі» . Основные, монографического характера исследования кандидата искусствоведения Л. Г. Лапцевич: «Роль художника в формировании современного художественного интерьера», «Ленинский план монументальной пропаганды», «Роль художника в формировании и развитии советского образа жизни» и другие многоплановые работы.

В деревне Суворов Павлодарской области в июле 1962 года родился Антон Антонович Лещинский. В 1988 окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института (сегодня — Витебский государственный университет имени П. М. Машерова). Не стоит забывать, что Витебск — особенный город в истории белорусского искусства 20 столетия. «В конце 1890- гг. происходит процесс формирования собственно витебской живописной школы. Его начало главным образом связано с именем И.Л. Асканазия (1856 — 1903) и Юрия (Юдоля) Моисеевича Пэна (1854 — 1937)...Уже в 1898 г. Пэн получил разрешение на открытие в Витебске частной школы рисования и живописи. По сути, эта школа была первым и долгое время единственным учебным художественным заведением в Беларуси...». И Витебск, начиная с конца 19 столетия — первых лет 20 столетия, был художественным пространством , принимающим и развивающим самые разные течения. «В школе Пэна учились такие разные по творческой индивидуальности художники, как М. Шагал (поступил в школу в 1906 г.), С.Б. Юдовин (учился в 1906-1910 гг.) , Л. Шульман, Е. С. Минин , М. Кунин, Е. Кабищер и др. Одни из них устремлялись на поиски новой, небывалой гармонии и красоты, видя ее в совершенстве формы, другие тяготели к аллегориям, к символам; третьи видели свое предназначение в приближении изобразительного искусства к народу, его доступности и понимании». Из поколения в поколение в Витебске, в его художественной образовательной школе хватало места всем. Антон Лещинский, начав участвовать в выставках с 1988 года, запомнился зрителям графическими листами «Между небом и землей», «ночь», «Вечер», «Перед грозой», «Остров мечты», «Бесконечность», «Действие», "Портрет жены«...Сейчас уроженец Павлодарской области работает в Гродненском государственном университете. С 1995 года А. Лещинский — член Белорусского союза художников.

Павлодар — родина художницы Ольги Дмитриевны Тихоновой (родилась в сентябре 1956 года). Окончила Ставропольское художественное театрально-художественное училище в 1975 году. Затем — Белорусский театрально-художественный институт (в 1982). Учителя — народные художники Беларуси Виктор Громыко и Май Данциг. Мастера известные не только в Беларуси, но и на постсоветском пространстве, в Европе. Среди хорошо известных работ Ольги Тихоновой — полотна «Ровесники», «Женщины», «Сентябрь», «Ферма», «Бобры», «Клюква», «Портрет сына», «Полевые цветы»... Произведения уроженки Павлодара находятся в фондах Национального художественного музея Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в Минске. Если говорить о красках, цветах, то в работах Ольги Тихоновой — очень много солнца, желтого, лучиками играющего, стреляющего прямо в глаза цвета. Вероятно, с тех, казахстанских, ставропольских уроков художественного мировосприятия эта привязанность к солнцу..?

Сравнительно недавно в Могилёве самый широкий резонанс среди любителей живописи вызвала выставка Бориса Ивановича Первунинских (родился 27 апреля 1941 в селе Райгородок Щучинского района Акмолинской области). Белорусский театрально-художественный институт он окончил в зрелом возрасте — в 1972 году. За плечами уже была учеба в Уральском училище прикладного искусства. Борис Первунинских — мастер пейзажа. Потому с большим удовольствием участвует в пленэрах. Мне довелось быть зрителем в Могилёве выставки, открывшейся по итогам Международного пленэра «Образ Родины в изоброазительном искусстве». Первая его часть прошла в Тверской области на Академической даче Союза художников России. Вторая — в Беларуси, на Могилёвщине, в Белыничском районе, на родине замечательного художника Витольда Каэтановича Белыницкого-Бирули. Участвовали живописцы из России , Украины, Германии...И когда выставили созданные ими на пленэре работы в Могилевской картинной галерее имени П. Масленникова, картины Бориса Первунинских притягивали к себе теплыми красками. Казалось, что ты и сам именно такими глазами смотришь на необозримые родные просторы...В белорусском изобразительном искусстве уроженец Акмолинской области известен и как талантливый график. Многие работы Бориса Ивановича находятся в коллекциях выставочного объединения «Центральный Дом художника» в Москве, Могилевского областного краеведческого музея, Национального художественного музея Беларуси...

В Семипалатинске в феврале 1944 года родился белорусский живописец Виктор Кондратьевич Евсеев. В 1967 году окончил Белорусский театрально-художественный институт. С 1973 участвует в самых разных жанрах станковой живописи, графики. Основные произведения, получившие известность у зрителей и критик: картины «Диспетчеры неба», «Мать», «Воспоминание», «Художник в деревне», «Окна детства», «Яблоки», «В автобусе», «Стеклодувы», графические листы «Мелодии родного края», «размышления», «Татьяна и Ольга», серия гравюр «Студенты».

...Вероятно, разговор о белорусско-казахских художественных связях мог бы быть гораздо шире, чем только обращение к творчеству белорусских художников, родившихся в Казахстане. Один из памятников В.И. Ленину, расположенных в республике, сделан народным художником СССР и Беларуси, Героем Социалистического Труда Заиром Азгуром. В Алмаатинском художественном музее хранятся работы графика народного художника Беларуси Гавриила Ващенко, белорусской художницы Светланы Катковой. Алмаатинское художественное училище окончил живописец из Гомеля Виктор Жихарев. И из этих скупых фрагментов, историко-культурных фресок и складывается мост, соединяющий две культуры, два народа, две далекие, но вместе с тем и духовно близкие страны — Казахстан и Беларусь.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ

Выбор редакции