За последнее десятилетие количество сердечно-сосудистых болезней и заболеваний органов зрения у подростков снизилось. Но выросло число отклонений в психическом развитии, нарушений речевого развития, растет число детей с аутизмом и расстройствами аутичного спектра. Специалисты связывают это с интернет-зависимостью как малышей, так и взрослых. Как компьютеры и гаджеты влияют на здоровье и психику детей, чем опасно «зависание» родителей в интернете, рассказала заведующий лабораторией проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская.
Мозг нужно постоянно тренировать
— Показатели, которые нас радуют — количество заболеваний сердечно-сосудистой системы у подростков по сравнению с 2010 годом снизилось на 11,9 %, заболеваний глаз и органов чувств — на 51 %. Но в то же время наблюдается изменение структуры заболеваемости, — привела статистику специалист.
Она отметила, что сегодня даже процесс обучения невозможен без компьютеров и других гаджетов. Но особенностью детского возраста является формирование зависимости от них.
— Интернет-зависимость — то состояние, при котором человек самостоятельно не может контролировать свои взаимоотношения со Всемирной паутиной. Получив необходимую информацию, ребенок «зависает» в интернете или за игрой. К нам обращаются, когда у малышей появляются головная боль, рассеянность, нарушения сна, покраснение глаз.
Интернет может влиять и на интеллект, в частности, снижать его коэффициент. Маргарита Девялтовская пояснила, что мозг, как и все остальные органы и системы, нужно постоянно тренировать:
— Для того чтобы мышцы были в тонусе, мы должны ходить в тренажерный зал. Так же и мозг должен постоянно работать, чтобы быть продуктивным. Если человек путем простого нажатия кнопки получает информацию, тот работает минимально. Более того, когда заключения и выводы человек также получает из интернета, мозг работает еще меньше. Для детей и подростков с незрелой психикой это, конечно, очень удобно. Но они отвыкают от активных действий, не учатся самостоятельно мыслить и делать выводы.
Также специалист обратила внимание на то, что в интернете подростки обычно создают свой образ, который красивее и лучше, чем на самом деле. А вот когда нужно справиться с реальной задачей — сдать экзамен, наладить отношения с ровесниками, возникает стресс.
В интернете дети привыкают воспринимать все с экрана — видеть образы и слышать звуки. Остальные чувства — тактильные, осязательные, сенсорные, обонятельные из-за невостребованности уходят. И такая проблема актуальна с раннего детства.
— В первый год жизни голос матери, ее прикосновения очень важны для ребенка. Если же мама углублена в интернет, малышу ее не хватает. Почему проявляется все больше отклонений в психическом развитии? Почему так много нарушений речевого развития? Почему увеличивается количество детей с аутизмом и расстройствами аутичного спектра? На все это большое влияние оказывают интернет-технологии. Какие-то функции мозга развиваются недостаточно, отсюда и проблемы у детей с контактированием. Все, что происходит с ребенком и внутриутробно, и в первый год, экстраполируется на всю оставшуюся жизнь. Доказано, что дети, родившиеся с недостаточным весом, с задержкой развития, недоношенными, в подростковом возрасте имеют больший риск развития артериальной гипертензии, сахарного диабета, метаболических нарушений, — говорит специалист.
Как заметить компьютерную зависимость?
Первым критерием того, что ребенок в опасности, является непосредственная зависимость настроения подростка от того, в интернете он находится или в реальной жизни. Если нужно выйти из компьютера или гаджета, это вызывает большое недовольство. Сам ребенок не контролирует свое время, недосыпает, у него появляется рассеянность, краснеют глаза.
Сколько можно?
— Есть четкие рекомендации по времени занятий ребенка на компьютере. До десяти лет — только школьные занятия. И до получаса в сутки с другим гаджетом — телефоном, планшетом. После 10 лет время может увеличиваться, так как растет учебная нагрузка, — говорит Маргарита Девялтовская.
Профилактика
Она должна начинаться с первого года жизни.
— В первые три года ребенок видит преимущественно свою семью. И модель поведения берет именно оттуда. Когда родители активно общаются между собой, ведут активный способ жизни, ездят на велосипедах, играют пешком, ребенок моделирует такое поведение. Если родители сидят в одной комнате — каждый со своим гаджетом, и так же общаются, ребенок будет копировать это, — обращает внимание врач.
Если у ребенка сформировалась зависимость, родители должны посвятить много времени и приложить усилия, чтобы с ней справиться:
— Если малышу нравятся живые лошади, родители должны это заметить и отдать на занятия конным спортом. Если нравится кружок пения, нужно обеспечить такое занятие. Важно, чтобы ребенок ходил туда, где ему интересно, а не на тот кружок, который важен по мнению родителей. Все поведение ребенка и стереотипы формируются до семи лет. До десяти их можно корректировать. В 14 лет переформатировать личность уже сложно. В любом случае, следует постараться организовать хобби, занятия, которые были бы более интересны, чем интернетная жизнь.
Куда обращаться с проблемами?
Среди новых форм работы с подростками по формированию мотивации к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний эксперт выделила центры, дружественные к подросткам. На сегодня в стране их 55, которые работают при поликлиниках в столице, областных центрах и крупных городах. Индивидуальное консультирование — ведущее направление их деятельности. Оно анонимное и построено на доверии к подростку. Кроме психолога, парни и девушки могут получить консультацию гинеколога, уролога, андролога.
Из тех, кто обращается к специалистам, больше девушек (30,8 % — юношей и 69,2 % — девушек). За 2020 год в центрах проконсультировали 65 693 подростков, что на 31,9 % меньше, чем в 2019 году (96 440). Снижение количества обращений произошло вследствие эпидемической ситуации.
Больше всего подростков интересуют вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем, и психологические проблемы. Консультацию гинеколога получили 33,6 % подростков, психолога — 32,9 %. Подростков интересовали такие вопросы психического здоровья, как внутренние негативные переживания (32,8 %), трудности коммуникации в семье (24,7 %), трудности коммуникации со сверстниками (17,4 %), трудности коммуникации со взрослыми (17 %). Также много вопросов по поведению, рискованным для здоровья: в первую очередь употребление алкоголя (28,4 %), употребление продуктов никотина (24,9 %), рискованное сексуальное поведение (17 %), экранная и интернет-зависимость (9,8 %), рискованное пищевое поведение (7,7 %), употребление наркотиков (3,6 %).
Елена КРАВЕЦ
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.