Вы здесь

Отчизна-печальница, глушь вековая…


Путешествуя по Гродненщине, всегда стараюсь побывать в новогрудской сторонке. Легендарный край! Легендарный во все времена… В минувшую Отечественную — Новогрудский котел. Жаль, что нет этому событию, его героям и жертвам достойного памятника. А стоит заглянуть на несколько веков вглубь — и откроются богатейшие пласты истории белорусской государственности.


Уникальность Новогрудского края и в том, конечно же, что здесь сошлись, как будто на перепутье, дети разных народов, люди самых разных вероисповеданий. Белорусы, поляки, русские, евреи, татары… Православные, католики, иудеи, мусульмане… Есть и зримое свидетельство всего этого — идет, тянется куполами, крестами из далекого и близкого, из дней вчерашних наше прошлое. Костелы, церкви, старинные парки, кладбищенские каплицы, мечеть — все это белорусская минувщина.

Память — и старые «клады», «магілкі», кладбищенские территории. К слову, в самом Новогрудке можно провести отдельную экскурсию по старым кладбищам. Знаток и летописец их истории — известный на Гродненщине краевед Микола Гайба. Вместе с ним и я отправился в путешествие по местным достопримечательностям.

— Со времени своего основания и до конца одиннадцатого столетия Новогрудок был языческим городом, — начал рассказ краевед. — Это также проявлялось в обрядах захоронения местных жителей в те времена. Таким местом тогда был курганный могильник, который находился возле современной деревни Братямка... Когда появились христиане, произошел и переход от захоронений в курганах к грунтовым могилам. Первое христианское кладбище появилось, вероятно, в начале XII века. Археологи на южной части Малого замка нашли 83 могилы: 61 принадлежала взрослым и 22 — детям. Что характерно, могилы не перекрывали друг друга. Значит, кладбище существовало недолго. В начале XIII века христианское кладбище появилось в центральной части Малого замка и просуществовало до 1270 года.

Кажется, Микола Гайба может рассказывать о новогрудских кладбищах до бесконечности. Слушая краеведа, невольно понимаешь, что культура — это уважение к умершим и к их могилам.

Вместе с Миколой направляемся на старое христианское кладбище. Со стороны улицы Советской оно ограждено деревянным забором, а от улицы имени Волчецкого — бетонными плитами высотой в два метра. Вплотную к кладбищу подходят огороды. Кладбище разделено на две части — католическую и православную. В центре католической части возвышается каплица — построена в 1896 году. На православной стороне кладбища находим целый ряд уникальных, о многом об истории Новогрудка рассказывающих могил. Среди других — и захоронение, в котором покоится «младенец Петр Пушкин» (внук великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В Новогрудке служил сын поэта).

...И если в Новогрудке немало таких древних захоронений, то возникает резонный вопрос: сохранились ли они в окрестных деревнях и местечках?.. К примеру, во Вселюбе? С моим спутником направились на север от древней столицы Великого Княжества Литовского. Минут двадцать езды — и мы во Вселюбе. Из истории известно, что это поселение берет свое начало в XV веке, возраст, согласитесь, существенный. Первые хозяева — Немировичи (с 1438-го). Кстати, этот род особенный. Родоначальник — Ян Намира (?—1420), в 1412-м наместник полоцкий. В 1413 году вместе с братьями получил герб «Ястребец». Младший сын Немира — Николай Янович (умер в 1471-м), наместник витебский с 1466-го, смоленский — с 1469-го. Владелец Вселюба, Ишколди и Куховичей в Новогрудском уезде, Лунина и Лунинца на Полесье. В XVI веке хозяевами Вселюба стали Девойны. Затем — Патеи (с XVII века). Кстати, они едва ли не самый яркий (может быть, не такой богатый, как Радзивилловский) княжеский род в истории Беларуси, Великого Княжества Литовского. Но это — отдельная тема.

В 1433 году во Вселюбе был построен костел. В 1546-м его переделали в кальвинистский собор. В 1795-м и 1879 году он перестроен. Частично сохранился.

А в 1884 году во Вселюбе была построена православная церковь. Словом, здесь, в 15 километрах от Новогрудка, тоже есть своя примечательная, яркая историческая память. Она — и во вселюбском парке, который находится на окраине деревни. Она — и в старом вселюбском кладбище. Внимательное знакомство, чтение надгробных эпитафий убеждают: истории здесь хватает. Расшифровать бы все! Увы, местные старожилы помнят все меньше. Даты, имена для них не всегда самое главное. Если про что-либо близкое спросить...

Кстати, в Минске и Гродно уже и не помнят яркого, самобытного литератора Андрея Петкевича (а родился он во Вселюбе в 1966 году, умер совсем недавно — в 1996-м). Думаю, может, хорошо знают его во Вселюбе. В ответ на расспросы: «Это которых Петкевичей?..» А жил Андрей в родном местечке до последних своих дней. Короткая, выходит, у нас память. А ведь самобытный поэт Андрей Петкевич, чья книга стихотворений так пока и лежит в рукописи, достоин большего почитания.

Короткая память... Заметно это и по неухоженности местного кладбища. Конечно же, привести в порядок захоронения — дело архисложное. Как правило, у старых могил уже нет связи с миром живых. С миром родственников. На Дзяды или Радуницу никто не приходит на эти «клады». Но разве мы, люди, — не родственники, не родичи по своему общему предназначению в этом мире?! И разве одна только братская могила воинов и партизан (есть такая и во Вселюбе) — предмет почтения и уважительного отношения?..

Возможно, если не местные власти (сельсовет, правление сельскохозяйственного кооператива), то какие-нибудь общественные организации заметят кладбище во Вселюбе? Так случилось со старым христианским кладбищем в Новогрудке. Приехали волонтеры из Бельгии, Голландии, Франции и Польши. Местные власти организовали волонтерский лагерь. А молодые люди занялись санитарной очисткой старинного кладбища. Сказать, что там сделано все, нельзя. Но и сделано много. Может быть, снова на Новогрудский край обратит свое внимание Лига добровольного труда молодежи?.. Тогда, возможно, потянутся сюда и сами жители Вселюба? Например, школьники...

Вселюб. По-белорусски — Уселюб. Богатое на историю и людей местечко. Кстати, во Вселюбе в 1911 году родилась известная актриса театра, артистка балета, хореографический педагог Клавдия Калитовская. Она танцевала на сцене Белорусского театра оперы и балета в 1933—1937-м и в 1945—1951-м... С 1951-го по 1975 год работала директором Белорусского хореографического училища в Минске. Из Вселюба — и известный белорусский языковед Ольга Лещинская (кандидат филологических наук, работала в Гомельском государственном университете).

Достойное любого времени, любых наследников местечко Вселюб. А вот всегда ли достойны его, древнего поселения, сами наследники... Недавно прочитал у гомельского поэта Феликса Мыслицкого:

Зачем я теперь возвращаюсь

к началу,

Зову голоса,

что играли в саду?

Я взращивал думы здесь

тихо, помалу,

Оставил свое отраженье

в пруду.

Отчизна-печальница,

глушь вековая.

Здесь ветер-бездомник

ночует порой...

Богатая мы страна. Богатая у нас и история. Но вот ведем мы себя часто как люди бедные. Бедные духовно... Вот и в случае со вселюбским кладбищем тоже нечем похвалиться.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ

Превью — pixabay.com

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.