Вы здесь

Куда двинется информационное пространство крупнейшей страны?


Поднебесная — неоспоримый мировой лидер «эры цифры». Об этом, кстати, свидетельствуют данные, опубликованные Китайской академией исследований киберпространства. Как отмечают эксперты, объем цифровой экономики КНР уже в 2019-м перешагнул исторический рубеж в 5 триллионов долларов. На долю «цифры» приходилось 35,8 триллиона юаней ($5,45 трлн) — 36,2 процента ВВП страны. Ровно год назад — в конце мая 2020-го — волоконно-оптическая сеть Китая охватила все городские и деревенские районы, причем количество абонентов этого сегмента составило 93,1 процента от общего числа пользователей фиксированной широкополосной связи в стране, что является самым высоким показателем в мире. Пандемия коронавируса стала одним из факторов, который стимулировал стремительное развитие «цифры». Разумеется, соответствующая трансформация затронула и информационное пространство. В этой важнейшей сфере Поднебесная стала законодателем ряда мировых медиатрендов. Куда же двинется инфопространство крупнейшей страны мира?


Почти миллиард пользователей

Аудитория Поднебесной — величайшая в мире. Как известно, по данным последней переписи, численность населения континентальной части Китая достигла 1 миллиарда 411,78 миллиона человек. Об этом сообщили в государственном статистическом управлении (ДСУ) КНР со ссылкой на данные седьмой общенациональной переписи населения. Приведенные цифры на 5,38 процента больше, чем в 2010-м. Таким образом, последнее десятилетие население Китая увеличивается в среднем более чем на 0,53 процента ежегодно. Общая цифра не включает жителей Сянгана, Оаменя и Тайваня, а также иностранцев, проживающих в 31 провинции, автономных районах и городах центрального подчинения континентальной части страны.

На IV Саммите «Цифровой Китай», который организован Государственной канцелярией интернет-информации, был представлен «Доклад о развитии цифрового Китая (2020)». Согласно документу, в последние пять лет КНР был лидером по масштабам строительства информационной инфраструктуры. Поднебесная создала самую большую в мире оптоволоконную сеть и сеть 4G. К концу прошлого года количество интернет-пользователей увеличилось до 989 миллионов, а коэффициент распространения интернета достиг 70,4 процента. Такие данные по результатам специального исследования газеты «Жэньминь жибао» упомянул редактор Центра новых медиа портала «Жэньминь жибао»  онлайн» Ни Тао. Тенденции были очерчены во время масштабного международного сетевого семинара, который проводит Китайский комитет ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству совместно с порталом «Хуаньцюван» при газете «Жэньминь жибао». В мероприятии участвует и «Звязда».

«Зуммеры»и пенсионеры 

Главным образом подключение к «всемирной паутине» в Китае происходит через смартфоны — 99,7 процента пользователей выходят в глобальную сеть именно так. Китайцы в среднем сейчас проводят в интернете почти четыре часа ежедневно. Это меньше, чем год назад. Такая тенденция объясняется тем, что в прошлом году у людей было больше свободного времени из-за пандемии. Самое большое количество пользователей — 20,5 процента — люди в возрасте 30-39 лет. Аудитория 40-49-летних — 18,8 процента, 20—29-летних — 17,8 процента. В Китае очень внимательно изучают запросы различных категорий пользователей. Интересно, что помимо мировой ставки на «зуммер», большое внимание уделяется пенсионерам. И это оправдано: как известно, численность населения в Поднебесной в возрасте 60 лет и старше превышает четверть миллиарда человек.

В Китае проводится трехлетняя кампания, направленная на оказание помощи пожилым гражданам в преодолении цифрового барьера, чтобы они могли полностью пользоваться благами интеллектуальных технологий и информационных услуг, которые постоянно развиваются. Компания делает акцент на улучшении работы, направленной на устранение барьеров на пути к современному информационному обществу и повышении его доступности для людей пожилого возраста. Продвигаются необходимые изменения и модернизация соответствующих объектов для удовлетворения потребностей данной группы, следует из циркуляра канцелярии Всекитайского комитета по работе с людьми преклонного возраста. Через создание соответствующего механизма, оказание волонтерских услуг, обучение и проведение информационно-просветительских мероприятий к концу 2022 года должна быть обеспечена более качественная адаптация этих людей к информационному обществу.

От ПК к искусственному интеллекту 

Как заметил Ни Тао, Развитие интернета в Китае можно условно разделить на три «десятилетия». 1996—2006 годы: эпоха персональных компьютеров, выход через браузеры на ПК. 2006—2016 годы: мобильный интернет, широкое распространение приложений. 2016—2026 годы: искусственный интеллект, дополненная реальность, так называемый очковый интернет.

Соответственно менялось и информационное пространство. Как отметила профессор Китайского университета коммуникаций Чжан Яньцю, происходит стремительная трансформация традиционных медиа. Один из отличительных примеров таких изменений — опыт развития портала «Хуаньцюван». Он один из самых посещаемых в Поднебесной: ежедневная аудитория достигает более 100 миллионов человек. Начинался этот масштабный проект с соответствующего отдела влиятельной китайской газеты «Хуаньцю шибао» (подразделение «Жэньминь жибао»), которая главным образом разрабатывает международную тематику.

Соответствующее тематическое поле и в huanqіu.com. Как заметил главный редактор «Хуаньцюван» Ши Дин, «мы являемся одним из главных поставщиков международных новостей». Это сетевое издание среди наиболее авторитетных в Поднебесной. «Хуаньцюван» оперативно реагирует на вызовы времени, в частности в плане визуализации контента, активной работы на разных платформах, социальных сетях. Как отмечает главный редактор портала, сейчас возрастает конкуренция не только среди медиа — активно подключаются и блогеры. Сейчас это не только знаменитости, но и простые люди, которые «поймали волну». Блогерами успешно могут выступать даже домашние животные.

Очень важное направление — персонификация медиа. По словам Ши Дина, «Хуаньцюван» стал одним из первых сайтов в Китае, который пошел на такой шаг. Подачу информации в значительной степени определяют сами пользователи. «Важно не только выбрать удачную новость, которая заманит читателей, но и отследить отклик аудитории, чтобы развиваться в правильном направлении», — убежден Ши Дин.

Портал активно переформатировался на приоритетную подачу видеоновостей, применяет дроны, технику виртуальной реальности. Примечательно, что важное место в новостной ленте «Хуаньцюван», как сообщил корреспонденту «Звязды» главный редактор портала, занимают сообщения из Беларуси. «Мы оперативно реагируем на важные события в вашей стране», — заметил Ши Дин.

Звезды из глубинки

В Китае активно развиваются коммерческие платформы, мобильные приложения, социальные сети. Правда, со своими особенностями. У всех на слуху многофункциональные платформы Weibo, WeChat, на самом деле революционный сервис ТікТок (в Китае известный как Douyіn, между прочим, работает на отдельном сервере). Но этим инфопоток Поднебесной совсем не ограничивается. Например, популярная китайская онлайн-платформа Bіlіbіlі для обмена и просмотра видео зарегистрировала значительное увеличение доходов в этом году в первом квартале благодаря стремительному росту числа пользователей. В своем финансовом отчете компания указала, что чистая прибыль за период январь—март составила около 600 миллионов долларов, что на 68 процентов больше, чем в такое же время в прошлом году.

Сервис Kuaіshou, позволяющий обычным людям публиковать короткие видео, вышел на  ІPO в Гонконге и привлек 41,3 млрд гонконгских долларов ($ 5,4 млрд). Это крупнейшее технологическое ІPO с момента выхода Uber на биржу. Kuaіshou может повторить успех своего конкурента — ТікТок, считают эксперты.

Kuaіshou основали бывший сотрудник Google Су Хуа и программист Чен Исяо. Су Хуа родился в провинции Хунань, в горной местности на юге Китая. В его родной деревне до 1998 года не было электричества. Он получил степень бакалавра искусств и наук в Университете Цинхуа, одном из лучших учебных заведений КНР. После работал программистом в пекинском офисе Google. Исяа также программист: он сначала учился в Северо-восточном университете в провинции Ляонин, а потом работал в американской Hewlett-Packard и китайской соцсети Renren.

Как заметил вице-президент Kuaіshou Лю Чжэнь, на платформе обычные люди рассказывают о своей жизни и при этом становятся популярными. Это позволяет повышать свое благополучие. Например, Юань Гуйхуа с небольшой горной деревни в провинции Гуйчжоу привлекла три миллиона подписчиков, рассказывая о ловле рыбы, приготовлении местной еды и сельском хозяйстве. Эта соцсеть привлекательна для рекламодателей, поскольку потенциальные покупатели доверяют видеороликам таких же людей, как они, и охотнее покупают товары, которые у них рекламируются. Как сообщил Лю Чжэнь корреспонденту «Звязды», у Kuaіshou есть пользователи из Беларуси.

Одним путем

Многоликость информационных продуктов Поднебесной удовлетворяет не только внутренние потребности 1,4-миллиардной аудитории, но и имеет большой спрос у иностранных пользователей. По мнению Чжан Яньцю, в Китае стремятся развивать и всячески поддерживать конструктивную журналистику, которая очень востребована во время fake news. КНР активно развивает информационное сотрудничество с рядом стран, в том числе и с Беларусью. Как заметила корреспонденту «Звязды» профессор Чжан Яньцю, в этом плане объединительной площадкой для медиа может выступить транснациональный проект «Пояс и Путь», который развивает Китай по инициативе председателя КНР Си Цзиньпина.

Китай является стратегическим партнером Беларуси. Сотрудничество развивается по многим направлениям, реализовывается ряд важных проектов. Беларусь, по признанию экспертов, стала одним из важных участников глобального «Пояса и Пути». При этом развитие индустриального парка «Великий камень» в Поднебесной упоминают как образцовый проект плодотворного двустороннего сотрудничества. 31 августа 2015 года была подписана ключевая Директива Президента Республики Беларусь № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой».

Разумеется, мы не могли остаться в стороне. В сентябре 2015-го в рамках форума медиасотрудничества «Один пояс и один путь», в котором принимали участие 170 представителей СМИ из 60 стран всех континентов, «Звязда» подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с одним из ведущих в мировом медиапространстве и самым влиятельным изданием в Китае — газетой «Жэньминь жибао». На портале zvіazda.by в октябре 2015 года был запущен глобальный проект «Известия из Китая», контент которого преимущественно формируется материалами влиятельных китайских изданий и информагентств, в первую очередь — «Жэньминь жибао». В свою очередь публикации «Звязды» активно использовались при формировании новостной ленты на интернет-портале «Жэньминь жибао» онлайн», что позволило презентовать социально-экономический и общественно-культурный потенциал Беларуси на многомиллионную аудиторию ежедневного посещения портала people.com.cn. В свою очередь, в сентябре 2016 года на сайте russіan.people.com.cn появился тематический баннер «Вести из Беларуси. Звязда». Интересно, что в музее «Жэньминь жибао» «звяздовскому» проекту отведено почетное место. Мы за конструктивную журналистику.

Никоолай ЛИТВИНОВ

Название в газете: Медыятрэнды Паднябеснай

Выбор редакции

Спорт

«Максим сказал и сделал». Родители и тренеры об олимпийском успехе Максима Недосекова

«Максим сказал и сделал». Родители и тренеры об олимпийском успехе Максима Недосекова

В среду в Минск вернулся бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в высоту Максим Недосеков.

Общество

Готовимся к свадьбе

Готовимся к свадьбе

Сколько сегодня стоит создание новой семьи?

Общество

В учреждениях образования ждут своих абитуриентов

В учреждениях образования ждут своих абитуриентов

Определиться с выбором профессии и местом обучения можно до 7 августа включительно.

Общество

Регистрационные карточки для таксистов

Регистрационные карточки для таксистов

А еще нормальный рабочий день, отпуск и право на «больничный»...