Вы здесь

Почему важно и так сложно открыть Центр подготовки собак-поводырей


Историй о том, как собаки-поводыри спасают жизнь своим подопечным, в интернете можно найти много. Одна из них — про Сесила Уильямса, слепого жителя Нью-Йорка. Направляясь к стоматологу, мужчина вместе со своим надежным другом, собакой-поводырем Орландо зашел в метро. И вдруг почувствовал, что перестает контролировать свое тело.


Сесил потерял сознание и упал с платформы на рельсы. Пес вцепился в одежду своего слепого хозяина и попытался удержать его от падения, а когда оно все же произошло, прыгнул на рельсы вслед за ним. Машинисту состава был отдан приказ немедленно остановиться, однако тормозной путь оказался более длинным, и два вагона прошли над головами человека и собаки. Но все закончилось хорошо, Орландо остался цел, а его хозяин на короткое время попал в больницу с небольшими ссадинами на лбу.

Таких историй о собаках-героях случалось немало в разных странах мира, но, к сожалению, невозможно найти историю о «белорусском Орландо». В нашей стране нет организаций, которые воспитывали бы таких помощников для незрячих. Были инициативы, но они не воплотились в жизнь.

Евгений Белинский, 27-летний студент с инвалидностью по зрению, считает, что открыть Центр подготовки собак-поводырей все же возможно, если сократить расходы для содержания такой организации и обучить специалиста. И он придумал, как это сделать, а помогла в этом его подруга Ксения Окрут, аспирантка и ассистент-преподаватель в БГЭУ.

Вместе они изучили международный опыт функционирования подобных организаций в России, Эстонии, Великобритании, Германии, Японии, Польше, Украине и США, нашли и сформулировали ключевую проблему, которая мешала реализовать подобные идеи в нашей стране, а потом составили бюджетный проект и подали заявку на конкурс социальных проектов Social Weekend (SW). В рамках этого конкурса со всей страны собирают социально ориентированные идеи. Авторы инициатив во время проведения конкурса более досконально изучают проблему и стараются выработать решение для самостоятельного функционирования организации, которую они предлагают сделать. По итогам конкурса наиболее проработанные проекты получают финансовую поддержку со стороны крупных белорусских компаний и партнеров конкурса. Инициатива Евгения и Ксении уже в полуфинале Social Weekend и продолжает борьбу в конкурсе социального предпринимательства. Велик ли шансы у этой инициативы на конкурсе и почему это так важно, рассказал сам автор проекта.

— Уже была попытка открыть школу подготовки собак-поводырей, но она так и осталась нереализованной, — рассказывает Евгений. — При подготовке нашего проекта мы познакомились с работавшими над этим ранее девушками и выяснили одну из важнейших проблем: в Беларуси нет специальных кинологов, которые имели бы знания и право готовить таких собак. Но когда-то же они должны появиться! Обучение кинолог может пройти в Москве, и мы такой вариант предусмотрели. Наше общество движется к инклюзии (процесс реального вовлечения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь), и открытие такой школы будет еще одним шагом к этому. Накопленный предыдущими проектами опыт неудач, наша напористость и немного везения могут дать результат. По крайней мере, нам действительно по силам в результате участия в конкурсе обеспечить обучение одного кинолога, купить два-три первых щенка, которые будут жить у волонтеров, и заботиться о них до момента передачи владельцу. Задача эта выглядит вполне посильной.

— У вас уже есть люди, готовые содержать животных?

— Да, в Беларуси очень развиты волонтерские и взаимовыручающие настроения, поэтому с волонтерами обычно проблем не возникает, особенно если это касается возможности пожить с маленькой собачкой. Параллельно с тем, как кинолог будет проходить обучение в Москве, необходимо купить трех подходящих для работы и протестированных щенков, которые будут проходить базовую подготовку с обычным кинологом по крайней мере до 12-месячного возраста. Далее, когда «ученик» возвращается из Москвы, начинается специальная подготовка собаки и работа с будущим хозяином. Таким образом, если у нас все сложится, то белорусы смогут получить первых собак-поводырей через 15 месяцев.

— Почему так важно, чтобы школа по подготовке собак все же появилась в Беларуси?

— У меня у самого довольно серьезные проблемы со зрением, и более 20 лет, от конца 90-х, я в роли пациента периодически прохожу диагностику или лечение в различных офтальмологиях Беларуси и не только — был с медицинскими «каникулами» в Москве, Самаре и даже в Израиле... Несколько лет я обучался в Гродненской специальной школе-интернате для детей с нарушениями зрения. Но в детстве, сталкиваясь с особенностями жизни таких людей, не обращал на них внимания. К тому же и мое зрение было гораздо лучше в те времена. Однако позже я начал более пристально относиться к тем, с кем оказываюсь в одних больничных палатах или в очередях к врачу. Так я узнал о проблеме отсутствия собак-поводырей, о том, что в Беларуси никогда не было собственных школ по их подготовке, что только единицы из сотен незрячих могут позволить себе приобрести такую собаку из Москвы, которая будет стоить десятки тысяч долларов. Захотелось как-то покрутить эту проблематику, изучить и подумать, что можно было бы сделать.

— В презентации своего проекта вы утверждаете, что, несмотря на развитие цифровых технологий, собака-поводырь — один из наиболее эффективных ассистентов, которые могут помогать слепому при перемещении за пределами дома...

— Давайте возьмем в качестве примера незрячего человека. Фактически, у него есть три более или менее хороших канала получения помощи. Во-первых, человек. Никакие технологии или даже собака не смогут заменить человека. Нельзя заменить ни близкого человека, ни профессионального помощника, ни случайного встречного, и об этом всем следует помнить, так как никакая удобная среда, о которой много говорят, никому не поможет, если рядом будут не готовы к ассистентству сограждане. И это тоже серьезная проблема. Когда-то в России меня поразил случай в офтальмологической клинике. Я, пациент, запутался в кабинетах и спросил в первом из них, куда тут идти, а в ответ услышал «На дверях написано!». И такое происходит, к сожалению, и у нас: бывает, спросишь номер троллейбуса, а тебе ответят: «А вы что, не видите?» Человек — на первом месте, но невозможно и ненужно, чтобы наш незрячий везде ходил под руку с ассистентами.

Во-вторых, собака и технологические устройства. Я поставил бы их на один уровень по достоинству для человека с проблемами. И главное не в том, чтобы собаки конкурировали со специальными мобильниками или навигаторами, но они могут дополнять их. В государстве на сегодня существуют программы финансирования так называемых средств технической помощи людям с инвалидностью, и приобретается много полезных вещей для всех тех, кому они нужны. Но, к сожалению, никакой смартфон, даже самый специализированный, не может пристально и точно обводить нашего незрячего вокруг возникших ям, луж, машин, детей, ставших посреди дороги, скамеек, сумок, которые кто-то поставил возле подъезда... Собака видит, анализирует и принимает быстрые решения, чтобы не тратить время и не ставить хозяина в более зависимое от всех окружающих людей положение. Подготовленная собака позволяет человеку довериться в ситуациях «здесь и сейчас», почувствовав, что есть кто-то, кто может помочь решить проблему. Поверьте, это очень важно в описанных ситуациях. Не говоря уже об эмоциональной поддержке и любви собаки к хозяину, несмотря ни на что.

— Сегодня люди с проблемами зрения справляются как-то без собак-поводырей. Вы же говорите, что такая собака поспособствует повышению уровня социальной и экономической вовлеченности незрячих страны.

— Собака не всесильна, и для того, чтобы по-настоящему увеличить уровень социализации или даже экономического соучастия в обществе людей с инвалидностью, нужно множество мер. И хотя в Беларуси люди с собаками имеют право заходить в общественный транспорт или некоторые магазины и учреждения, эти возможности нужно расширять. Например, в той же России, в Магнитогорском университете, существуют специальные помещения, где незрячий студент может оставить свою собаку во время занятий, отучиться и спокойно пойти дальше по делам. И это очень хороший подход...

Самое главное — незрячий человек с собакой получает шанс на самостоятельные прогулки в любую погоду и время суток, не боясь стать зависимым, заблудиться или оступиться. Это совершенно другой уровень комфорта, которого достойны наши соотечественники, нуждающиеся в этом.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Неабходнасць ці раскоша?

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.