Вы здесь

Солист Большого театра Беларуси Андрей Валентий: нужен второй оперный театр в Минске


Солист Большого театра заслуженный артист Беларуси Андрей Валентий просто нарасхват. Дома он — ведущий мастер сцены, значит, главные партии Басов его и других немногочисленных коллег, обладателей именно такого голоса. А еще Валентий — приглашенный солист Государственного академического Большого театра России, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра в Санкт-Петербурге, участник международных оперных фестивалей, нередко его приглашают в жюри конкурсов. При этом любимец белорусской публики шикарен в любой ипостаси. И когда в образе князя Гремина поет о любви, которому все века покорны, и когда издает в рок-версии куплеты Мефистофеля. А для журналиста Андрей Валентий — просто находка: он не боится нестандартных вопросов!


Агунда Кулаева, Андрей Валентий и Анна Нетребко.

— В феврале в Большом театре России состоялись оперные спектакли с участием знаменитого испанского оперного певца и дирижера Пласида Доминго. Если не ошибаюсь, то в Москве в качестве дирижера он выступал впервые. А как вы попали в основной состав артистов «Богемы», которой дирижировал Доминго?

— Вы не поверите, но я получил этот контракт, не выходя из Большого театра Беларуси. Дело в том, что на Рождественский форум и международный конкурс в качестве жюри приезжали очень серьезные агенты и кастинг-директора европейских и американских театров. Я пел текущие спектакли у нас дома — меня услышали, и в дальнейшем получил приглашение к сотрудничеству сразу от двух агентств. Они предлагали свои кандидатуры певцов, а Большой театр России и Пласидо Доминго выбрали состав для «Богемы». И я оказался в составе, который работал с Доминго. Кроме нашего было еще два состава — всего прошло пять спектаклей.

— Каковы ваши впечатления от работы в этом проекте?

— Работать с Пласидо Доминго — это моя мечта! Наверное, еще детская, несбыточная, недосягаемая… Но это случилось! Как я и предполагал, он — потрясающий во всем! Он знает музыкальный материал наизусть! Показательный один момент во втором акте, когда на сцене хор, оркестр, банда, т. е. еще и сценический оркестр, очень сложное место — маэстро не допустил никаких расхождений! Особенность маэстро — он любит медленные темпы. На репетиции я спел свое ориоза очень медленно. Подумал, что это я слишком уж затянул. Подошел к Пласидо, спросил. А он в ответ: «Ой, а мне так нравится, когда ориоза идет в таком темпе! Вы сможете так же петь на спектакле»? Но знаете, что самое невероятное?! Когда к тебе в гримерку перед спектаклем заходит дирижер И… нет, не делает «волшебный пендаль» — дает последнее ценное указание, а по-доброму, искренне желает удачи! Шутит, подбадривает. Пласидо Доминго это делал! Причем он приходил один, без охраны. И перед спектаклем мы тепло общались на равных, если можно так сказать, конечно. Вскоре в Москве мы снова окажемся на одной сцене — Пласидо Доминго будет петь Родриго в опере «Дон Карлос».

Также я был поражен мастерством певцов! Три Мими — все ну просто потрясающие! Три Рудольфы! Один из Рудольфов, кстати, белорус Павел Валужин — потрясающий тенор. Который, кстати, живет в Минске, но у него настолько плотный график, он занят в ведущих театрах мира, что дома спеть никак не получается. Если бы не пандемия, то у него в этом сезоне был подписан контракт на партию Рудольфа в «Богеме» в «Метрополитен-опере».

— На артистах и публике как-то сказываются антиковидные меры, принятые Большим театром?

— По действующим сейчас правилам продается только половина зала, чтобы соблюдалась дистанция при рассадке зрителей. По приезду я был обязан предъявить «свежий» ПЦР-тест. Причем прилетел в Москву из Казани, где участвовал в Шаляпинском фестивале. И тест у меня был из аэропорта. Но пришлось делать новый, именно для Большого театра России, иначе бы не допустили к работе.

— Какими путями солисты белорусской оперы попадают на международные фестивали, конкурсы, как получают ангажемент за рубежом?

— Чтобы пригласили в проект, в 90% случаев нужно сначала попасть в агентство оперных певцов. Везде и всегда нужно участвовать в кастингах, что стоит немалых денег. Все это личный риск и интерес артиста, поэтому и расходы приходится покрывать самому. Как правило, кастинги проходят в больших европейских городах. Чтобы достойно себя показать, нужно хорошо отдохнуть после перелета. Значит, нужно заселиться в отель недалеко от театра, а это всегда недешево. Но «выстрелят ли» твое пение — вот вопрос. Ты можешь отлично спеть и «пролететь», потому что огромная конкуренция. Сейчас уже мало хорошего голоса — смотрят на артистичность, подходит ли твой типаж. Признаюсь, мне легче петь спектакли, перед которыми, конечно же, волнуюсь. Но на кастингах градус волнения увеличивается в разы. Но чем больше моя история спектаклей, в которых я работал благодаря знаменитой базе оперных солистов Operabase, тем меньше кастингов пою. Кстати, до недавнего времени солисты Большого театра Беларуси попадали в Operabase автоматически, когда пели на гастролях в Европе. Досье с этой базы очень помогает в карьере оперного артиста.

Король Рене.

— Но если это так волнительно и накладно, да еще без 100% гарантии, то для чего?

— Во-первых, если просит приехать на кастинг твой агент, тут просто без вариантов. Это значит, что мое выступление уже видели в записи и теперь хотят услышать вживую, в том зале, где будет постановка. Во-вторых, каждый певец сам знает, что и когда он сделал или не сделал для того, чтобы произошло. Поэтому для меня-лучше сделать и жалеть, чем сожалеть о том, что не сделал.

— Солисты белорусской оперы чувствуют себя достаточно уверенно рядом с коллегами из других стран?

— Наши артисты теперь интегрированы в мировую оперную систему. И ничем их путь не отличается от пути немецкого или американского певца — кроме налогов (смеется). Даже если ты получаешь контракт на престижный фестиваль или в хороший европейский театр — нужно внимательно прочитать условия контракта, а то иногда после всех налоговых вычетов и прочих расходов остаются только «имиджевые дивиденды». Театр и страна, которую ты представляешь, всегда очень гордятся твоими персональными успехами, всячески поощряют.

Участвуя в различных зарубежных проектах, я всегда отмечаю: ох, а вот здесь на месте этого солиста хорошо бы спел наш, а в этой роли намного лучше была бы наша певица. Но уж как есть... Чтобы сесть в поезд, для начала нужно купить билет. Не все могут пойти на риск...

— Андрей, как вы думаете, достаточно ли для нашей страны одного театра оперы и балета или, может, было бы здорово, если бы такой коллектив, пусть небольшой, появился в одном из областных центров?

— Я уверен: нужен второй оперный театр в Минске, а потом уже можно и в областных городах. Скажем, в Берлине — городе с почти такой же численностью населения, как в Минске, три оперных театра. И каждый из них знаменит и престижен. В Голландии в каждом районном центре есть театр с отличной акустикой. Это порождает конкуренцию, заставляет театр двигаться, бороться за качество исполнителей, за публику! Скажем, открытие в белорусском Большом Камерном зале имени Ларисы Александровской, где солисты оперы исполняют камерную программу, не «обрушило акции» Белгосфилармонии?! Нет. Только дополнила. Большой выбор концертных программ, спектаклей — это то, что должен получать наш кормилец — белорусский налогоплательщик! К тому же для молодых белорусских певцов это просто жизненно необходимо. Многие из них просто не могут реализоваться! Они готовы быстро учить материал, открытые к режиссерским экспериментам, но им просто негде развернуться. Кстати, в Беларуси был опыт создания антрепризного оперного спектакля, и он пользовался колоссальным успехом у публики. Виктор Плоскина — наш бывший главный дирижер — вернулся в Киев и создал там муниципальный театр оперы. Этот театр также пользуется огромным интересом у публики. Зачем государству это все нужно? Ответ тоже есть, он прост: это — престиж страны. И, кстати, все высокие международные делегации обязательно «требуют» поход именно в Большой театр оперы и балета, и они в восторге от наших спектаклей!

— Андрей, не парадокс: набрав ваше имя в поисковике, я нашла больше публикаций на российских сайтах, а не на белорусских?

— Не совсем ко мне вопрос... Недавно обо мне были публикации в двух немецких журналах, которые пишут только про оперное искусство. У нас раньше был только журнал «Партер» Большого театра, который могла купить наша публика, в киосках он не продавался. То есть журнал не выходил за рамки круга артистов и поклонников. На мой взгляд, пресс-служба театра старается продвигать артистов, но как нет у нас второго оперного театра, так и нет специализированной прессы.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Выбор редакции