Вы здесь

В клубничной столице Лунинецкого района Дворцы клубники продают даже через интернет


К Лунинецкому району пришла пора уборки урожая самой популярной в этих местах культуры — клубники. Не только на специальной площадке во Дворце — вдоль дорог тоже кое-где возникают небольшие локальные точки продажи с множеством ящиков, ведер, наполненных аппетитными клубниками, — кажется, вся окрестность украшена ярким ягодным цветом. Да и аромат клубники выдает кампанию по сбору урожая.


Время получать дивиденды

Люди поработали над этой ягодой, погнули спину с самой ранней весны, даже с зимы, сейчас — время получать дивиденды. Самый неустойчивый фактор во всем процессе реализации клубники — это, кажется, цена. Она может меняться три раза в день, все зависит от количества продавцов, покупателей, качества ягоды, ее внешнего вида, везения — ну очень много составляющих.

— Ягоды люблю выращивать, — говорит пенсионерка Валентина Гоза. — У меня под ними занято примерно 25 соток, экспериментирую с сортами, с технологией. Ну и, конечно, надеюсь заработать в сезон.

Об особенностях работы на участке этой хозяйки чуть позже…

А теперь скажем, что, например, на утро 17 июня цены на дворецком рынке колебались в пределах от 2,6 до 3 рублей за кило.

— Но это утром — к вечеру они могут существенно измениться, — говорит председатель дворецкого сельского совета Александр ВИДНИКЕВИЧ. — Все зависит от того, сколько заготовителей приедет, сколько хозяев привезет свою продукцию. Рынок формирует цену — только так и не иначе.

Сейчас во дворце есть площадка для цивилизованной торговли, а раньше этот оптовый рынок носил почти стихийный характер. В отдельные дни из машин заготовителей образовывались очереди на километры. За решение вопроса взялась местная власть. Была подготовлена площадка, райисполком выставил ее на аукцион. Объект приобрел предприниматель из Лунинца, он и оборудовал этот участок. Теперь здесь могут одновременно заезжать до десятка и более микроавтобусов, есть где развернуться большегрузом. Не забыли и о тех, кто продает ягоды в розницу, им сделали торговый стол с навесом. Сейчас не приходится продавать либо покупать продукцию с земли.

Ягоды из ящика и онлайн

Утром на площадку приезжают машины заготовителей, едут потоком продавцы. Пенсионерка Любовь Павловна сказала, что выращивает совсем не много ягод по сравнению, например с соседями. Больше для себя, да семьи детей, внуков старается обеспечить витаминной продукцией, а вот излишки всегда продают с мужем:

— Привезли в ящиках килограммов 50–70, в ближайшие дни тоже будет столько. Надо же денег собрать на будущий сезон, приходится покупать семена, удобрения, средства защиты растений. В выращивание ягод необходимо вкладывать деньги-тогда будет и результат, — подытоживает хозяйка.

Интересуюсь у председателя сельисполкома, почему среди продавцов большая часть людей старше среднего возраста. Оказывается, младшие огородники сейчас нередко продают ягоды по интернету. Это более удобно, меньше риска, продавец с покупателем договариваются о количестве поставки, о способе вывоза либо самовывоза. Для всех выгодно: огороднику не нужно нервничать о том, что ягоды будут стоять и портиться под солнцем в ожидании покупателя, а потребителю-заготовителю также гарантирован свежий товар под заказ.

— В последнее время у нас многие молодые жители деревни занимаются выращиванием клубники. И делают это иногда более профессионально, чем старшее поколение, — рассуждает глава местной власти. — Они пользуются научными наработками, которых в сети полно, сохраняют технологию, не жалеют деньги на дорогостоящие средства защиты растений.

О доходе от сезонной реализации никто во Дворце говорить не спешит: «Коммерческая тайна, — улыбается Николай и хитровато добавляет: — сосед, кажется, за пять-шесть лет квартиру в столице сыну купил. Ну, а я за один сезон могу заработать, чтобы поменять крышу в доме, обновить электрику и сантехнику, ведь планирую капитальный ремонт. Вы лучше спросите у людей, какая это работа», — спешит собеседник по своим делам.

Дополнительная зарплата

Об этом дворчане и жители соседних деревень говорят охотно. Ведь клубнику любят прилежных. «Полоть ягоды с начала весны нужно не менее четырех раз, — говорит наша утренняя собеседница Валентина Гоза. — За раз могу прополоть соток восемь. Без привычки эта работа не каждому под силу. Нужно чтобы ни травинки не оставалось, ягодные кусты стояли на равном расстоянии, одним словом — нужно уметь замечать, от чего ягода себя чувствует комфортно.

Рабочий день Валентины Александровны начинается в пять утра, в сезон сбора ягод — еще раньше. В этом году урожай неплохой. Вместе с сыном они возят собранное во дворец, за раз везут примерно по 170–200 килограммов. Продавать на этот раз приходилось от полутора рубля до пяти за кило. Особенно активно занялась клубникой хозяйка с Мокрово, когда вышла на пенсию. Работала раньше санитаркой в участковой больнице, зарплата была маленькой, соответствующей получилась и пенсия. «А хочется жить прилично и детям помочь, — рассуждает женщина. — Поэтому и искреннюю с утра до вечера на своем участке. Если разбить на 12 месяцев доход, полученный за сезон сбора клубники, как раз выйдет дополнительная ежемесячная зарплата, — продолжает хозяйка. — В разные годы она отличается по размеру, все зависит от урожая, но ведь дело того стоит. Если сидеть в доме или на подворье сложа руки, ничего не заработаешь», — рассуждает она.

Клубника любят прилежных

Удалось познакомиться с еще одной зрелой ягодницей — жительницей деревни Любань, как показалось, типичной представительницей трудолюбивой Лунинеччины. Анна Красникевич родилась в 1945 году, отца своего не видела, так как тот ушел на фронт во второй половине 1944-го и погиб. Анечка была одной из четырех детей у матери, и в 15 лет уже стала Колхозной телятницей. За тридцать лет работы в колхозе «Новая жизнь» получила награды и поощрения, ее выбирали депутатом сельского совета и делегатом УНС. А сейчас на приусадебном участке Анна Андреевна выращивает картофель и овощи, ну и, конечно, клубнику. Куда же без них? Прежде всего для внуков, правнуков, которых у бабушки ничуть уже семеро.

Интересно, что на клубничных плантациях работают в основном семьями. Детей сызмальства приучают помогать родителям. Для школьников здесь не проблема встать до рассвета и поработать несколько часов перед школьными занятиями либо даже экзаменом. В сезон сбора семья обычно просыпается в четыре утра. На сбор ягод, которые успели, тратят по четыре-пять часов. Это ошибка думать, что хозяин собрал урожай, продал и может спокойно отдыхать. Заботиться о растении нужно круглый год: вносить удобрения, прятать посевы от холодов, обрезать…

Но ведь люди во дворце и окрестностях знают в этом толк и получают прибыль. Только на территории дворецкого сельсовета под клубникой примерно 300 гектаров земли. В этом году из-за холодной весны массово ягода пошла на несколько недель позже обычного. Первые дни, как всегда, цена была выше, потом пошло снижение до шести, пяти рублей. Бывают дни, когда продают килограмм всего за рубль-полтора.

В тему

Валерий КАПИТАНЧИК, начальник отдела заготовок, рынков и внешнеэкономической деятельности Брестоблпотребсоюза:

— В прошлом году организации потребкооперации области заготовили 670 тонн клубники для торговли и переработки. В этом году уже неделю наши заготовители работают на рынке дворца и окрестностей. Закуплено (по состоянию на 18 июня. — Авт.) более 40 тонн. Закупка ведется как для торговли в системе потребкооперации, так и для переработки. Пока что клубника хорошо идут и в розницу, поэтому закупаем и насыщаем прилавки. Также отгружены первые партии на перерабатывающие заводы. Рядом работают коллеги из облпотребсоюзов всех областей страны. Например, 17 июня на оптовом рынке во Дворце стояли машины кооператоров, коммерческих структур, немало было покупателей и с российскими номерами. Отсюда — цены на покупку ягоды. Утром хозяину давали от 1,3 рубля до 3 рублей за килограмм. В полдень цена колебалась от 1,5 до 2,5 рубля, а вечером клубнику можно было продать от 2,5 до 4 рублей. Такой вечерний скачок обусловлен приездом москвичей. Они загрузили машины, чтобы в выходные торговать клубникой на рынках Москвы. Для экономии времени московские заготовители повысили цену, чтобы все понесли к ним, а как только загрузились и поехали, цена снова упала. Бал правит рынок.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото автора и Валерия КОРОЛЯ

Название в газете: Баль правіць рынак

Выбор редакции