Помощь окажут российские меценаты. Это сделает столицу Подвинья притягательной для хасидов со всего мира.
В шаговой доступности
«Звязда» 19 апреля текущего года в статье «Что будет с „шагаловской“ синагогой?» рассказала о стремлении энтузиастов восстановить Великую Любавицкую синагогу на улице Революционная в Витебске. Руины здания ценны тем, что до наших дней в столице региона не осталось синагог, построенных до революции, да и по Беларуси таких немного.
Дом для молитвы располагался недалеко от улицы Покровская, где сейчас находится дом-музей Марка Шагала. Последний был построен отцом гения в начале 1900-х. Там прошла юность будущего художника. Музей открыли в 1997-м. В нем можно увидеть предметы быта, аналогичные тем, которые могли быть в семье Шагала, и копии документов из архивов, рассказывающих о семье художника.
Близость к шагаловскому дому послужила поводом называть бывшую синагогу «шагаловской». В автобиографической книге «Моя жизнь» художник написал об отце, который очень рано вставал, шел в синагогу, потом возвращался домой, чтобы выпить чаю и пойти на работу. Вероятно, ходил в храм, который ближе. К сожалению, документального подтверждения этому нет.
«Звязда» следит за тем, как развиваются события вокруг восстановления синагоги. И теперь есть повод продолжить тему.
Земляки помогут
При помощи московских пожертвователей здание будут восстанавливать, сообщила нам директор музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова. Сотрудники учреждения культуры были в числе самых активных сторонников возвращения святыни. Интервью белорусским СМИ, круглые столы, акции по уборке территории храма и прочее привлекало внимание общественности, в том числе и за рубежом.
Музейщики и их единомышленники мечтали, что пусть не сразу, но со временем смогут найти деньги, чтобы восстановить здание. По европейскому опыту, там можно было бы открыть музей, выставочный зал, культурный центр, творческие мастерские...
В начале этого года в СМИ появилась информация о намерении комитета «Витебскоблимущество» выставить остатки синагоги на аукцион за базовую величину. Ирина Воронова объяснила это юридической необходимостью: без аукциона не определить, есть ли интерес у потенциальных инвесторов взять на себя заботу об этих исторически значимых стенах. Обещание реальной поддержки со стороны потенциальных меценатов стало поводом для следующих шагов. Большую заинтересованность в деле восстановления Витебской синагоги озвучил раввин синагоги на Большой Бронной в Москве, руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад» Ицхак Коган. Кстати, его корни из Беларуси. В Витебске жили его родственники, которые погибли в гетто. Кстати, семья Шагала была хасидская. Когда восстановят синагогу, побывать в Витебске захотят хасиды из разных стран.
Но, главное, что еще на один исторический объект в городе станет больше.
Уже делает проект
По закону верующие имеют приоритетное право распоряжаться историческими культовыми объектами при условии их восстановления. Обращение иудейской общины положительно было воспринято местной властью. Все бюрократические формальности сделаны. Теперь у остатков храма будет хозяин.
Кстати, то, что осталось от синагоги, официально не находится под охраной государства. Некоторое время ее стены принадлежали одному из предприятий. Около десяти лет назад Витебским заводом электроприборов была разработана предпроектная документация по реконструкции здания бывшей синагоги для открытия там культурного центра. Идея не была реализована.
От сноса прежний храм спасло то, что здание находится в исторической части города, в так называемой охранной зоне, где без разрешения Министерства культуры это сделать было невозможно. Но стены не консервировали, никто за ними не ухаживал, и синагога разрушалась сама по себе от времени.
Сейчас точно известно, что после окончания строительных работ здесь восстановят именно синагогу. Предпроектная документация уже готова, работа над проектно-сметной — ведется. Внутри и вокруг будущей синагоги навели порядок. Только во время недавнего воскресенья вывезли два грузовика мусора. В разы больше — раньше. Переселили в новое жилье две семьи из дома по соседству, чтобы использовать территорию для строительных работ. Те, кто давно не видели остатков синагоги, будут приятно впечатлены-перемены к лучшему сразу заметны.
Внучки Шагала в курсе
В Витебске до 1917 года было более семидесяти синагог. В конце ХІХ века, согласно данным переписи населения, здесь более половины населения составляли евреи. В 2017-м в Витебске с нуля построили синагогу — первую за послереволюционное время по всей Беларуси. Она находится в нескольких минутах пешком от площади Ленина. Здание построено по уникальному проекту: название его в переводе с иврита «Шатер Давида».
Внучки Шагала Меретт Мейер, живущей во Франции и Швейцарии, и Белла Мейер из США в курсе мер по восстановлению синагоги, в которой, вероятно, молились их предки. Кстати, внучки художника не забывают о Витебске, где их тепло принимали. И, если бы не пандемия, в эти дни в «Арт-центре Марка Шагала» (на улице Путна) уже можно было бы увидеть выставку оригиналов (!) произведений Шагала из коллекции его родственников.
Все связанное с Шагалом в Витебске бережно сохраняется, и есть много новых инициатив. Например, идея создания «Шагаловского квартала» с мастерскими, парикмахерскими, кафе и отелями. К проекту реконструкции городской застройки в Витебске возле дома-музея Шагала приложил руку знаменитый архитектор Леонид Левин. Упомянутое место можно сделать излюбленным для туристов и жителей города.
«Звязда» продолжает следить за восстановлением синагоги и реализацией идей, связанных с памятью о Шагале.
Александр ПУКШАНСКИЙ
Для смуглого, с нетипичной для Беларуси внешностью тракториста-машиниста КУСХП «Великодолецкое» Ушачского района Ро Вутха наша страна давно